Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Письмо Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 07.12.2012 № 18-12/60996

Письмо ФТС России от 7 декабря 2012 г. N 18-12/60996
"О направлении статьи"

 

Направляем для сведения и использования в работе копию статьи В.И.Остапенко и Т.А.Дикановой "Некоторые вопросы уголовно-правовой квалификации незаконного перемещения через таможенную границу сильнодейсвующих веществ", опубликованной в журнале "Вестник Генеральной прокуратуры Российской Федерации" N 5 (31) 2012.

 

Начальник Управления таможенных
расследований и дознания
генерал-лейтенант таможенной службы
А.П.Кизлык
 
 
Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 5 (31) 2012
 
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ
ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИХ ВЕЩЕСТВ

 

Татьяна Александровна Диканова, доктор юридических наук

Владимир Иванович Остапенко

 

Федеральный закон от 07.12.2011 N 420-ФЗ внес в УК РФ изменения: упразднил ч. 2 ст. 188 УК РФ, предусматривающую уголовную ответственность за контрабанду наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих веществ, огнестрельного оружия, боеприпасов, культурных ценностей (далее - специальные предметы); перенес эти деяния в ст. 2261 и 2291 УК РФ, определив их как контрабанду, а именно незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС поименованных в этих статьях предметов, среди которых - сильнодействующие вещества.

Для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 188 УК РФ требовалось, чтобы в отношении специальных предметов действовали специальные правила перемещения через таможенную границу. Для квалификации по ст. 2261 и 2291 УК РФ такое условие уже не требуется. При этом следует отметить, что под действие названных статей не подпадает незаконное перемещение специальных предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами, не являющимися членами Таможенного союза (далее - ТС).

Редакция ст. 2261 и 2291 УК РФ, в отличие от упраздненной ст. 188 УК РФ, не содержит таких признаков, как перемещение предметов через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо когда такое перемещение сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Как следствие, в правоприменительной практике возникли вопросы, касающиеся конкуренции ст. 2261, 2291 и ст. 218, 220, 222, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 234 УК РФ, предусматривающих уголовную ответственность, в частности, за перевозку, пересылку сильнодействующих веществ.

Статьи 2261 и 2291 УК РФ, являясь бланкетными, адресуют правоприменителей к нормам иных отраслей законодательства, в которых содержится понятие незаконного перемещения через таможенную границу ТС или Государственную границу Российской Федерации. Частично это понятие раскрыто в п. 19 ч. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС). Под незаконным перемещением товаров через таможенную границу ТС признается перемещение товаров вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Кроме того, понятие незаконного перемещения приведено в п. 4 ст. 3 Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, подписанного в г. Санкт-Петербурге 18 июня 2010 г. В Соглашении, в частности, указано: если под видом товаров для личного пользования заявлены и выпущены товары, ввезенные с целью их использования в предпринимательской деятельности, то такие товары считаются незаконно перемещенными через таможенную границу. Такой способ незаконного перемещения представляет собой разновидность недостоверного декларирования. Однако содержащиеся в ТК ТС, вышеуказанном Соглашении, а также в гл. 16 КоАП России определения, раскрывающие понятие и содержание незаконного перемещения товаров, имеют в виду перемещение лишь через таможенную границу ТС, а не Государственную границу Российской Федерации, и связывают противоправный характер деяний только со случаями, когда обманные действия касаются таможенного контроля, а не иных видов государственного контроля, осуществляемого на Государственной границе Российской Федерации.

Вместе с тем с 1 июля 2011 г. таможенные органы не осуществляют таможенный контроль на бывшей таможенной границе Российской Федерации, сопредельной с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, а вопросы обеспечения порядка перемещения товаров (предметов) и безопасности Российской Федерации отнесены к ведению органов пограничного контроля (ст. 11 Закона РФ от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации"). Постановлением Правительства РФ от 04.06.2012 N 546 утверждено Положение о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, согласно которому под пограничным контролем в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, понимается, в частности, контроль по обнаружению и задержанию грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации. По нашему мнению, под незаконным перемещением специальных предметов через государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ТС следует понимать перемещение таких предметов вне установленных мест или в неустановленное время работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых объектах (предметах), и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим объектам (предметам) средств идентификации. Содеянное в этом случае следует квалифицировать и как контрабанду (ст. 2261 или 2291 УК РФ), и как преступление, связанное с незаконной перевозкой, пересылкой специальных объектов (предметов). Отсутствие указанных признаков означает, что содеянное может квалифицироваться лишь по ст. 218, 220, 222, 228, 2281, 2282, 2283, 2284, 234 УК РФ. Из числа признаков незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ТС исключению подлежат такие признаки, как недекларирование или недостоверное декларирование в связи с отменой таможенного оформления и декларирования при таком перемещении. Обоснованность этих выводов косвенно подтверждается и самими ст. 2261 и 2291 УК РФ, в которых в качестве одного из квалифицирующих признаков контрабанды указано незаконное перемещение специальных предметов через Государственную границу Российской Федерации со странами - членами ТС "с применением насилия к лицу, осуществляющему… пограничный контроль". Следовательно, понятие контрабанды обусловлено наличием пограничного контроля на Государственной границе Российской Федерации с этими странами и совершением незаконных действий путем его преодоления.

Незаконное перемещение специальных предметов через Государственную границу Российской Федерации в настоящее время может быть квалифицировано как контрабанда лишь в случаях противоправного перемещения их через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан, так как на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь таможенный и пограничный контроль отменен.

Среди специальных предметов контрабанды, предусмотренных ст. 2261 УК РФ, указаны сильнодействующие вещества, размер которых для квалификации деяний значения не имеет. В примечании к ст. 234 УК РФ "Незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта" указывается, что список сильнодействующих веществ для целей применения этой и других статей Уголовного кодекса утверждается постановлением Правительства Российской Федерации.

Нужно отметить, что ни российское, ни международное законодательство не содержит понятия сильнодействующих веществ. В ст. 234 УК РФ говорится лишь, что они не являются наркотическими или психотропными веществами. В юридической литературе даны различные, хотя и не противоречащие друг другу разъяснения по этому вопросу. Например, говорится, что "к сильнодействующим веществам в основном относятся обезболивающие и снотворные препараты, которые потребляются без медицинских показаний (например, клофелин, солутан, эфир для наркоза и др.)"1. Или: "сильнодействующие - это вещества, не являющиеся наркотическими, оказывающие одурманивающее воздействие на человека и способные причинить смерть или вред здоровью"2. Еще одно разъяснение: "под сильнодействующими веществами понимаются такие вещества, которые, будучи приняты не по назначению врача, даже в незначительных дозах вызывают осложнения здоровья"3.

____________________

1 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М.Лебедева. 5-е изд. М.: НОРМА, 2007. С. 664.

2 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И.Рарога. М.: Проспект, 2006. С. 434.

3 Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В. М. Лебедева. 6-е изд. М.: Юрайт, 2006. С. 604.

 

Постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 N 278 (в ред. от 16.04.2012) (далее - постановление N 278) утверждено Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ. Согласно Положению ввоз и вывоз осуществляются по лицензиям, выдаваемым Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, по номенклатуре, устанавливаемой Правительством Российской Федерации. Основанием для выдачи лицензии являются соответствующие разрешения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 930 (в ред. от 05.12.2011) (далее - постановление N 930) утверждена номенклатура сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза и вывоза, установленный постановлением N 278. При этом имеется постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 964 "Об утверждении списков сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также крупного размера сильнодействующих веществ для целей статьи 234 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 964).

Наименования сильнодействующих веществ, указанных в номенклатуре, утвержденной постановлением N 930, и в списке, утвержденном постановлением N 964, частично совпадают, а частично списки дополняют друг друга. В практике расследования уголовных дел подлежат применению оба списка, поскольку издание одного не отменило действие другого.

Имеется также постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (далее - постановление N 681). В этот перечень были включены большинство сильнодействующих веществ из номенклатуры, утвержденной постановлением N 930 (далее - Перечень).

Решением Комиссии Таможенного союза (далее - КТС) от 27.11.2009 N 132 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" (далее - Решение КТС N 132) утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень). В его разделе 2.12 - наименования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию ТС допускается на основании лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2011 N 181 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (далее - постановление N 181) утверждены Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и Положение о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров при осуществлении внешнеторговой деятельности с государствами, не являющимися участниками Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Первое из этих положений касается тех веществ и их прекурсоров, которые подлежат контролю в Российской Федерации в соответствии с постановлением N 681, а второе - тех веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации не только в соответствии с названным постановлением, но и в связи с включением их в раздел 2.12 Единого перечня. Однако в этих нормативных правовых актах, как и в вышеуказанном Соглашении о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, понятие сильнодействующих веществ отсутствует.

Вместе с тем сопоставление номенклатуры и списка сильнодействующих веществ, утвержденных постановлениями N 930 и 964, с наименованиями отраженных в разделе 2.12 Единого перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию ТС допускается на основании лицензии, указывает на их практически полное совпадение. Из этого следует, что названные вещества должны рассматриваться в качестве предметов преступления, предусмотренного ст. 2291 УК РФ (контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и др.). Дополнительной квалификации по ст. 2261 УК РФ не требуется. Согласно ч. 2 ст. 17 УК РФ и п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2006 N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" возможна дополнительная квалификация указанных незаконных деяний по ст. 228 УК РФ "Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов..." и 2281 УК РФ "Незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов...".

В связи с вышеизложенным возникает вопрос, в каких случаях незаконное перемещение через таможенную границу ТС или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ТС сильнодействующих веществ подлежит квалификации по ст. 2261 УК РФ. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к разделу 2.12 Единого перечня и ранее указанным перечню, номенклатуре и спискам, утвержденным постановлениями N 681, 930 и 964.

В разделе 2.12 Единого перечня отсутствуют некоторые вещества, предусмотренные в номенклатуре сильнодействующих веществ, утвержденной постановлением N 930: бенактизин (амизил), левомепромозин, сиднофен, спорынья (рожки спорыньи эрготаминового штамма, рожки спорыньи эрготоксинового штамма), хлороформ, хлорэтил, цефедрин, циклодол, эрготал. В разделе 2.12 Единого перечня и в Перечне, утвержденном постановлением N 681, отсутствуют некоторые вещества, указанные в списке сильнодействующих веществ, утвержденном постановлением N 964, например сибутрамин.

По мнению авторов статьи, квалификация содеянного по ст. 2261 УК РФ возможна лишь в тех немногих случаях, когда наименование незаконно перемещенных через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан сильнодействующих веществ отсутствует в Перечне, утвержденном постановлением N 681, однако имеется в номенклатуре и списках, утвержденных постановлениями N 930 и 964.

Так, в соответствии с Договором о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза, подписанным в г. Душанбе 6 октября 2007 г. ничто не препятствует сторонам применять во взаимной торговле специальные меры, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей. В ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" указывается, что действия, которые должны совершаться лицами для соблюдения запретов и ограничений, установленных Российской Федерацией в одностороннем порядке, могут определяться нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими такие запреты и ограничения. Таким образом, установленные этими актами запреты и ограничения при перемещении сильнодействующих веществ через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами ТС как при взаимной торговле, так и при перемещении товаров физическими лицами через эту границу для личных нужд действуют и в настоящее время. При этом для квалификации деяний по ст. 2261 УК РФ требуется, чтобы незаконное перемещение сильнодействующих веществ имело место через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан, а в случае восстановления пограничного контроля на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь и через эту границу.

Вопросы квалификации незаконного перемещения через таможенную границу ТС, не вошедшие в раздел 2.12 Единого перечня сильнодействующих веществ, являются наиболее спорными в правоприменительной практике. По мнению одних правоприменителей, содеянное следует квалифицировать по ст. 2261 и, возможно, дополнительно по ст. 234 УК РФ, по мнению других - только по ст. 234.

Авторы статьи придерживаются последнего мнения. Необходимо определить, подлежат ли в соответствии с действующим законодательством ТС эти вещества обязательному письменному декларированию. Если не подлежат, то не возникает обязанность их декларирования. В связи с этим ввоз или вывоз таких веществ через таможенную границу ТС даже с применением способов, признаваемых п. 19 ч. 1 ст. 4 незаконными, сами по себе не могут квалифицироваться по ст. 2261 УК РФ.

Анализ таможенного законодательства ТС показывает, что нормы национального законодательства государств ТС о порядке перемещения товаров через таможенную границу ТС могут применяться лишь в случаях, предусмотренных законодательством ТС, или когда указанный порядок не урегулирован законодательством ТС (ч. 2 ст. 1, ч. 1, 2 ст. 3 ТК ТС, ч. 2 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 311-ФЗ, общие положения Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском).

Согласно разъяснению Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России (письмо от 21.12.2010 N 04-09/6141) с 1 июля 2010 г. порядок перемещения через таможенную границу ТС физическими лицами товаров для личного пользования установлен главой 49 ТК ТС, вышеуказанным Соглашением, а также Инструкцией о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем, утвержденной решением КТС от 18.06.2010 N 311. Перечень товаров, подлежащих таможенному декларированию, приведен в ст. 355 ТК ТС, а также в п. 2 ст. 8 Соглашения. Таможенному декларированию подлежат и товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования. Перечень этих товаров приведен в приложении 2 к Соглашению (формирование указанного перечня товаров осуществлялось на основании Единого перечня).

Комментируя это разъяснение, следует отметить, что в ч. 2 ст. 355 ТК ТС конкретные товары для личного пользования, в отношении которых применяются запреты и ограничения, не указываются. Для этого необходимо руководствоваться пп. 1.6 и 4.10 приложения 2 к Соглашению, в которых приведены только наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а не сильнодействующие вещества как таковые.

Согласно п. 19 Порядка заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденного решением КТС от 18.06.2010 N 287, в подп. 3.4 п. 3 декларации декларант указывает наличие у него товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения, установленные законодательством ТС.

Из анализа нормативных актов и разъяснений следует, что при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершении таможенных операций, связанных с их выпуском, обязательному письменному декларированию и таможенному контролю подлежат только те сильнодействующие вещества, которые отнесены разделом 2.12 Единого перечня и приложением 2 Соглашения к наркотическим средствам, психотропным веществам и их прекурсорам.

Аналогичный вывод следует также из разъяснений Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России (письмо от 20.12.2010 N 14-53/323), в которых указано, что до 1 января 2010 г. таможенные органы руководствовались номенклатурой, утвержденной постановлением N 930. На нее распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утвержденный постановлением N 278. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 132 определено, что правительства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации с 1 января 2012 г. применяют в торговле с третьими странами запреты и ограничения к товарам, включенным в Единый перечень, в соответствии с Положениями о применении ограничений. В Едином перечне товаров перечень сильнодействующих веществ отсутствует, а некоторые включенные в постановление N 930 сильнодействующие вещества вошли в раздел 2.12 Единого перечня как наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию ТС допускаются на основании лицензии и которые подлежат контролю в соответствии с Конвенцией о психотропных веществах 1971 г. Россия ратифицировала данные международные соглашения, и на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" с 1 января 2010 г. положения этих соглашений имеют приоритет над соответствующими нормами российского законодательства.

Комментируя вышеуказанное разъяснение, отметим, что подразделения таможенных органов, осуществляющие таможенный контроль и таможенное оформление, в своей деятельности руководствуются положениями таможенного законодательства ТС, которые соответствуют вышеуказанным разъяснениям. Раздел 2.12 Единого перечня включает в себя и сильнодействующие вещества, которые в соответствии с терминологией, принятой в международных конвенциях и договорах, отнесены к наркотическим средствам и психотропным веществам.

Из этого следует, что вопросы, касающиеся определения конкретных наименований сильнодействующих веществ, подпадающих под действие решения КТС N 132 и Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, полностью урегулированы законодательством ТС и оснований для применения национальных норм не имеется.

Таким образом, перемещение через таможенную границу Таможенного союза сильнодействующих веществ и их прекурсоров, не вошедших в Единый перечень, не может квалифицироваться как контрабанда, предусмотренная ст. 2261 УК РФ (не требуется их декларирование). Эти деяния квалифицируются только по ст. 234 УК РФ.

 

Библиографический список
 

1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М.Лебедева. 5-е изд. - М.: НОРМА, 2007. - 975 с.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А.И.Рарога. - М.: Проспект, 2006. - 661 с.

3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. В.М.Лебедева. 6-е изд. - М.: Юрайт, 2006. - 944 с.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!