Горячая линия:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Информация Евразийской экономической комиссии от 19.08.2016

Информация Евразийской экономической комиссии
от 19 августа 2016 г.
"Ответы Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер
на часто задаваемые вопросы"
 
Санитарные меры
Фитосанитарные меры
Ветеринарно-санитарные меры
 
Санитарные меры

 

1. Возможна ли реализация продукции, произведенной до вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 36 от 15.06.2012 года, без свидетельства о государственной регистрации?

 

Ответ:

В соответствии с Разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, государственной регистрации подлежат товары, указанные в пунктах 1 - 11 настоящего раздела, впервые изготавливаемые на таможенной территории Таможенного союза, а также впервые ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза.

Реализация продукции, ранее не подлежащей государственной регистрации, произведенной до вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии N 36 от 15.06.2012 года, производится без оформления свидетельства о государственной регистрации до окончания срока годности.

 

2. Как осуществляется санитарно-карантинный контроль продукции, подпадающей под действие технических регламентов Таможенного союза?

 

Ответ:

Ввоз продукции, в отношении которой техническими регламентами Таможенного союза предусмотрена оценка соответствия в форме государственной регистрации, осуществляется в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденном Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.

 

Раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (далее - Единый перечень товаров), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299, применяется в части, не противоречащей техническим регламентам Таможенного союза.

 

Для ввоза и обращения подконтрольной продукции (товаров), включенной в раздел II Единого перечня товаров, на которую распространяется действие технических регламентов, в соответствии с которыми оценка соответствия данной продукции в форме государственной регистрации не предусмотрена, наличие свидетельства о государственной регистрации не требуется.

 

3. Ужесточились ли требования безопасности к издательской (книжной и журнальной) продукции, школьно-письменных принадлежностей, предназначенных для детей и подростков со вступлением в силу ТР “О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков”?

 

Ответ:

Решением Комиссии ТС от 28 мая 2010 года N 299 “О применении санитарных мер в Таможенном союзе” утверждены и с 01.07.2010 года вступили в действие Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Единые санитарные требования действовали до принятия ТР ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» и соответствовали гигиеническим требованиям к изданиям книжным и журнальным для детей и подростков.

Требования по безопасности издательской (книжной и журнальной) продукции, школьно-письменных принадлежностей, предназначенных для детей и подростков функционировали в Таможенном союзе с 2010 года, а в национальном законодательстве Российской Федерации с 2000 года, Республики Беларусь с 2005 года и с принятием ТР не изменялись.

Все требования ТР научно обоснованы и направлены на профилактику заболеваний органов зрения детей и подростков, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в соответствии с физиологическими особенностями.

 

4. Каким документом об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» сопровождается подача таможенной декларации на продукцию изделий трикотажных первого слоя (пижамы, кальсоны, панталоны, фуфайки, комбинации, купальные изделия, пеленки, чепчики, ползунки, распашонки, кофточки, трусы, майки, фартуки нагрудные и аналогичные изделия), заявленную изготовителем как предназначенную для детей до 3 лет?

 

Ответ:

Данная продукция для детей до 3 лет, в отношении которой происходит подача таможенной декларации должна сопровождаться Документами об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» такими как свидетельство о государственной регистрации и декларация о соответствии.

 

5. По какой форме осуществляется выдача свидетельства о государственное регистрации продукции, на которую распространяется действие технических регламентов, в соответствии с которыми предусмотрена оценка соответствия продукции в форме государственной регистрации?

 

Ответ:

Оформление свидетельства о государственной регистрации в целях оценки соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза осуществляется по единой форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299.

 

6. Подлежит ли оценке соответствия в форме государственной регистрации органическая пищевая продукция?

 

Ответ:

Органическая пищевая продукция, не являющаяся специализированной пищевой продукцией или пищевой продукцией нового вида в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции (ТР ТС 021/2011), не подлежит оценке соответствия в форме государственной регистрации.

 

7. Подлежат ли витаминные, витаминоподобные, минеральные и витаминно-минеральные премиксы государственной регистрации в соответствии с требованием технического регламента «О безопасности пищевой продукции?

 

Ответ:

В соответствии со статьей 4 (Определения) технического регламента ТР ТС 021/2011 биологически активные добавки к пище (БАД) - это природные и (или) идентичные природным биологически активные вещества, а также пробиотические микроорганизмы, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции.

Таким образом, к любым биологически активным веществам (в том числе витаминам, витаминоподобным, минеральным и витаминно-минеральным премиксам и т.п.), предназначенным для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевой продукции (обогащения пищевой продукции), должны предъявляться требования, установленные в техническом регламенте ТР ТС 021/2011 к биологически активным добавкам к пище.

Формой оценки соответствия указанной продукции, согласно статье 24 ТР ТС 021/2011, является государственная регистрация.

 

8. Подлежит ли государственной регистрации продукция (насосное оборудование, оборудование для подготовки и очистки питьевой воды, аппараты водонагревательные и отопительные, работающие на жидком и твердом топливе, электронасосы)?

 

Ответ:

В связи с вступлением в силу технических регламентов Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», «О безопасности низковольтного оборудования», «Электромагнитная совместимость технических средств» государственная регистрация продукции (насосное оборудование, оборудование для подготовки и очистки питьевой воды, аппараты водонагревательные и отопительные, работающие на жидком и твердом топливе, электронасосы) государственной регистрации не подлежат, так как со дня вступления в силу технического регламента (вступили в силу 15 февраля 2013 года) выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.

 

Фитосанитарные меры
 

1. В соответствии с какими нормативно - правовыми документами Таможенного союза и Единого экономического пространства осуществляется карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза?

 

Ответ:

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза осуществляется в соответствии с:

Соглашением Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года;

Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза;

Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза;

Перечнем подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза.

 

2. Какие документы в области карантина растений в настоящее время разрабатываются?

 

Ответ.

В настоящее время в области карантина растений разработан Проект Протокола о внесении изменений в Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009 года, в части наделения Евразийской экономической комиссии полномочиями по утверждению Единого перечня карантинных объектов Таможенного союза и Единых карантинных фитосанитарных требований Таможенного союза. Указанный проект прошел процедуру внутригосударственного согласования в Республике Беларусь и Республике Казахстан. Российской Федерацией данная процедура не завершена.

Разработаны проекты:

- Единого перечня карантинных объектов Таможенного союза;

- Единых карантинных фитосанитарных требований Таможенного союза.

Вносятся изменения и дополнения в Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза и Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза.

Указанные документы необходимы в целях углубления интеграционных процессов, снижения административных барьеров и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности территории Таможенного союза.

 

3. Какая продукция растительного происхождения подлежит карантинному фитосанитарному контролю (надзору)?

 

Ответ:

Карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит подкарантинная продукция, входящая в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе»

 

4. Каким образом построена работа по гармонизации законодательства в области карантина растений Таможенного союза и Единого экономического пространства с международным законодательством в этой сфере?

 

Ответ.

Гармонизация законодательства в области карантина растений Таможенного союза и Единого экономического пространства с международным законодательством в сфере фитосанитарных мер, осуществляется путем изучения мирового законодательства и практики национальных организаций по карантину и защите растений зарубежных стран, а также непосредственным участием сотрудников отдела фитосанитарных мер в международных переговорах, семинарах по разработке новых и пересмотру существующих международных и региональных стандартов по фитосанитарным мерам, организованных Европейской и Средиземноморской организацией по карантину и защите растений (ЕОКЗР), совместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединённых Наций (ФАО) и Секретариатом Международной конвенции по карантину и защиту растений (МККЗР).

 

5. О переносе подкарантинной продукции (кофе нежареного с кофеином или без кофеина, коллекции и предметы коллекцирования по зоологии, ботанике, муки) из группы высокого фитосанитарного риска Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза (далее - Перечень подкарантинной продукции) в группу с низким фитосанитарным риском.

 

Ответ.

Указанный вопрос был рассмотрен на заседаниях рабочей группы по направлению «Фитосанитарные меры» 23-25 апреля и 25-27 июня 2013 года. Эксперты государств - членов Таможенного союза не выработали согласованной позиции по указанному вопросу. Продолжается работа по актуализации Перечня подкарантинной продукции и проведение научными учреждениями государств - членов Таможенного союза научного обоснования по внесению изменений в Перечень подкарантинной продукции.

 

Ветеринарно-санитарные меры

 

1. Какие правила растаможивания ветеринарных диагностических средств на территории Российской Федерации на основании документов, полученных на территории других Сторон участников-членов Таможенного союза?

 

Ответ:

Ввоз, перевозка и использование лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарии на таможенной территории Таможенного союза осуществляется без ветеринарного сертификата в сопровождении документа, подтверждающего их качество и безопасность, выдаваемого предприятием - изготовителем при условии их регистрации уполномоченными органами Сторон.

При этом Стороны взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств и кормовых добавок для применения в ветеринарной практике.

 

2. Как решается вопрос об идентификации пчел на таможенной территории Таможенного союза?

 

Ответ:

Согласно концепции Кодекса здоровья наземных МЭБ по внедрению системы идентификации для трассировки животных применяются два способа маркировки - присвоения номера животным: индивидуальный и групповой. При этом способы маркировки зависят от вида животных. В отношении пчел применяется групповой способ идентификации путем оформления паспорта пасеки с указанием ветеринарно-санитарного состояния, проведенных ветеринарных обработок и т.д. Однако данный подход не предусматривает метод маркировки каждой особи пчел друг от друга.

 

3. Не остановится ли торговля товарами между ТС и третьими странами с 1 января 2013 года, в связи с истечением срока действия ранее согласованных ветеринарных сертификатов?

 

Ответ:

В этом вопросе действующие единые ветеринарные требования ТС достаточно либеральны. Суть принятого решения заключается в следующем.

Срок действия ранее согласованных ветеринарных сертификатов между Сторонами ТС и третьими странами продлен до 1 января 2013 года. В случае обращения до указанного срока в уполномоченный орган одной из Сторон ТС компетентного органа третьей страны срок действия ветеринарных сертификатов автоматически продлевается до согласования новых ветеринарных сертификатов между государством-членом ТС и страной-экспортером на основе согласованной позиции других участников-государств ТС.

 

4. Ограничивает ли технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) выпуск в обращение (реализацию) мяса и мясной продукции непромышленного изготовления, полученные в результате убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, выращенных гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством?

 

Ответ:

Не ограничивает, так как в соответствии с подпунктом ж) пункта 4 технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия «продукт убоя», положения технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013) не распространяются на непереработанную продукцию животного происхождения (в том числе мясо и другое мясное сырье), полученную гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) или гражданами, занимающимися животноводством (далее - непереработанная мясная продукция непромышленного изготовления).

Требования к непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, а также к процессам получения указанной продукции установлены техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880.

Принимая во внимание, что технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» не устанавливает требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении непереработанной мясной продукции непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств-членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных.

 

5. Возможна ли реализация мяса, полученного от убоя сельскохозяйственных животных, принадлежащих гражданам, занимающимися животноводством, и (или) содержащихся в личных подсобных хозяйствах?

 

Ответ:

Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) (далее - Технический регламент на пищевую продукцию), который вступил в силу с 1 июля 2013 года, за исключением требований к молоку и молочной продукции, мясу и мясной продукции, рыбе и рыбной продукции и связанным с ними процессам их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Статьей 1 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что он устанавливает, в частности объекты технического регулирования, требования безопасности к объектам технического регулирования, а также формы и процедуры оценки (подтверждения) соответствия объектов технического регулирования требованиям Технического регламента.

Объектами технического регулирования Технического регламента на пищевую продукцию в соответствии с его статьей 3 являются пищевая продукция, включающая, в том числе продукты животного происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, а также продовольственное (пищевое) сырье, и связанные с требованиями к пищевой продукции процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.

Согласно статье 1 Технического регламента на пищевую продукцию требования к отдельным видам пищевой продукции, в том числе мясу и мясной продукции, и связанным с требованиями к ним процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, устанавливаемые иными техническими регламентами Таможенного союза, не могут изменять требования Технического регламента на пищевую продукцию.

Статьей 4 Технического регламента на пищевую продукцию установлено понятие «пищевая продукция непромышленного изготовления», под которым понимается пищевая продукция, полученная гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и иными видами деятельности.

Частью 2 статьи 3 Технического регламента на пищевую продукцию определено, что его действие не распространяется на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, выращивание сельскохозяйственных культур и продуктивных животных в естественных условиях.

Технический регламент на пищевую продукцию устанавливает требования безопасности к непереработанной продукции животного происхождения, в том числе требования к процессам получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения, определяемые статьей 19 указанного технического регламента, и требования к мясу и другому мясному сырью, определяемые Приложением 5 к указанному техническому регламенту.

В частности положениями указанной статьи Технического регламента на пищевую продукцию предусмотрено, что к убою для использования на пищевые цели допускаются здоровые продуктивные животные из хозяйств и (или) местности, благополучных в ветеринарном отношении. Непосредственно перед убоем продуктивные животные подлежат предубойному ветеринарному осмотру. После убоя туши продуктивных животных и другое непереработанное продовольственное (пищевое) сырье животного происхождения, полученное от их убоя, подлежат послеубойному осмотру и ветеринарно-санитарной экспертизе.

Кроме того, частью 1 статьи 19 Технического регламента установлено, что убой продуктивных животных производится в специально отведенных для этой цели местах, в том числе определены требования к проведению убоя продуктивных животных на производственных объектах.

Согласно определению, предусмотренному статьей 4 данного технического регламента, «производственный объект, на котором осуществляется деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения» - объект (здание, строение, помещение, сооружение и иной объект), предназначенный для осуществления деятельности по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и используемый при осуществлении указанной деятельности, принадлежащий юридическому лицу или физическому лицу в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющему указанную деятельность на праве собственности или ином законном основании.

Таким образом, статьей 19 Технического регламента на пищевую продукцию устанавливаются требования к процессам получения предназначенной для выпуска в обращение непереработанной пищевой продукции животного происхождения, осуществляемым как в условиях промышленного, так и непромышленного изготовления.

Вместе с тем статьей 21 Технического регламента на пищевую продукцию установлено, что оценка (подтверждение) соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления, а также процессов реализации указанной пищевой продукции проводится в форме государственного надзора (контроля) за соблюдением требований к пищевой продукции, установленных данным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

При этом согласно статье 30 Технического регламента на пищевую продукцию оценка соответствия пищевой продукции непромышленного изготовления животного происхождения требованиям, установленным Техническим регламентом на пищевую продукцию и иными техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции может проводиться в форме ветеринарно-санитарной экспертизы.

Технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68 (далее - Технический регламент на мясо и мясную продукцию), вступает в силу с 1 мая 2014 года, за исключением отдельных его положений, предусмотренных указанным Решением Совета Евразийской экономической комиссии.

Согласно пункту 1 Технического регламента на мясо и мясную продукцию данный технический регламент распространяется на продукты убоя и мясную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, а также процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

Пунктом 4 Технического регламента на мясо и мясную продукцию установлено, что его действие не распространяется на процессы производства, хранения, перевозки и утилизации продуктов убоя и мясной продукции непромышленного изготовления, предназначенных для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Исходя из установленного пунктом 5 указанного технического регламента определения понятия «продукт убоя» (непереработанная пищевая продукция животного происхождения, полученная в результате убоя в промышленных условиях продуктивных животных и используемая для дальнейшей переработки (обработки) и (или) реализации, включающая мясо, субпродукты, жир-сырец, кровь, кость, мясо механической обвалки (дообвалки), коллагенсодержащее и кишечное сырье), следует, что Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливает требования к продуктам убоя и мясной продукции, полученным на производственных объектах, осуществляющих деятельность по получению, переработке (обработке) непереработанного продовольственного (пищевого) сырья животного происхождения и подлежащих государственной регистрации согласно пункту 21 данного технического регламента в соответствии с положениями Технического регламента на пищевую продукцию.

При этом в соответствии с пунктом 147 Технического регламента на мясо и мясную продукцию продукты убоя и мясная продукция, прошедшие оценку (подтверждение) соответствия требованиям технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется, должны маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 39 Технического регламента на пищевую продукцию пищевая продукция непромышленного изготовления, предназначенная для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, не маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, Технический регламент на пищевую продукцию и Технический регламент на мясо и мясную продукцию устанавливают требования, в том числе к предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевой продукции животного происхождения (включая мясо и другое мясное сырье, в том числе продукты убоя), как полученной в результате убоя продуктивных животных в промышленных условиях, так и произведенной (полученной) гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством (т.е. непромышленного изготовления), а также к процессам, установленным в области применения указанных технических регламентов.

Следовательно, с даты вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (с 1 мая 2014 года) в соответствии со статьей 7 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя продуктивных (сельскохозяйственных) животных, в том числе полученное гражданами в домашних условиях и (или) в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися животноводством, может выпускаться в обращение на таможенной территории Таможенного союза при условии, что убой продуктивных (сельскохозяйственных) животных, принадлежащих гражданам и (или) содержащихся в личных подсобных хозяйствах, осуществлялся в специально отведенных для целей убоя местах, а мясо и другое мясное сырье, полученное от убоя этих животных, прошло необходимые процедуры оценки (подтверждения) соответствия, установленные указанными техническими регламентами Таможенного союза.

Принимая во внимание, что ни Технический регламент на пищевую продукцию, ни Технический регламент на мясо и мясную продукцию не устанавливают требования к специально отведенным для целей убоя местам в отношении пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, уполномоченные в области ветеринарии органы государств-членов Таможенного союза, руководствуясь нормами национального законодательства, могут определять требования к специально отведенным местам для проведения убоя продуктивных животных с целью получения непереработанной пищевой продукции животного происхождения непромышленного изготовления, выпускаемой в обращение, обеспечивающие ее безопасность.

До дня вступления в силу Технического регламента на мясо и мясную продукцию (до 1 мая 2014 года) в соответствии с пунктом 3.1. Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» в отношении указанной продукции и процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации действовали положения нормативных правовых актов Таможенного союза или законодательства государства - члена Таможенного союза.

 

6. Обязательно ли подтверждать отсутствие хлорамфеникола, хлорфармазина, колхицина, дапсона, диметридазола, нитрофуранов, ронидазола, кумафоса и амитраза в мёде и продуктах пчеловодства при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы на продовольственном рынке?

 

Ответ:

Статьей 21 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 (далее - ТР ТС «О безопасности пищевой продукции»), предусмотрены различные формы оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции (в том числе мёда натурального промышленного и непромышленного изготовления) требованиям ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» и (или) технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Мёд натуральный, произведенный в соответствии с требованиями

ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» и не подвергнутый переработке, относится к непереработанной пищевой продукции животного происхождения и подлежит ветеринарно-санитарной экспертизе. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 30 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» ветеринарно-санитарная экспертиза непереработанной пищевой продукции животного происхождения проводится в целях установления соответствия пищевой продукции и связанных с требованиями безопасности к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки, реализации и утилизации требованиям ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» (в том числе требованиям, изложенных в Приложении 5) и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Требование Приложения 5 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» об отсутствии в мёде натуральном остатков лекарственных средств (хлорамфеникола, хлорфармазина, колхицина, дапсона, диметридазола, нитрофуранов, ронидазола, кумафоса и амитраза) является обязательным для продукции, предназначенной для выпуска в обращение.

Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 30 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и оформление ее результатов осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также Соглашением Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам. Таким образом, ветеринарно-санитарная экспертиза мёда натурального, как и иной продукции животного или растительного происхождения, проводится на продовольственных рынках государств - членов Таможенного союза в порядке и на основании национальных правовых актов.

Ветеринарные сопроводительные документы на мёд натуральный должны выдаваться уполномоченными в области ветеринарии органами государств-членов Таможенного союза на основании результатов ранее проведенных лабораторных (в том числе мониторинговых) исследований этой продукции на наличие в ней остатков различных лекарственных средств (в том числе хлорамфеникола, хлорфармазина, колхицина, дапсона, диметридазола, нитрофуранов, ронидазола, кумафоса и амитраза) и пестицидов, а также результатов анализа ветеринарных рисков, проводимого уполномоченным в области ветеринарии органом с учетом имеющейся у него информации о применяемых на подведомственной ему территории лекарственных средствах и иных препаратах.

В соответствии со статьей 38 ТР ТС «О безопасности пищевой продукции» государственный контроль (надзор) за соблюдением требований этого технического регламента в отношении пищевой продукции и связанных с требованиями к ней процессов производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.

 

7. Какими ветеринарными документами должна сопровождаться мясная продукция, произведенная и выпускаемая в обращение в пределах территории одного и того же государства-члена Таможенного союза? Требуется ли сопровождение указанной продукции ветеринарным сертификатом?

 

Ответ:

Решение об оформлении ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольную ветеринарному контролю (надзору) мясную продукцию, произведенную и перемещаемую на территории государства-члена Таможенного союза, относится к компетенции уполномоченного в области ветеринарии органа этого государства-члена Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 10 раздела IV технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. N 68 и вступившего в силу 1 мая 2014 года, ветеринарным сертификатом, выдаваемым уполномоченными органами государств-членов Таможенного союза, сопровождается подконтрольная ветеринарному контролю (надзору) мясная продукция, перемещаемая между государствами - членами Таможенного союза, ввезенная из третьих стран или произведенная на таможенной территории Таможенного союза.

 

8. Вопрос: Относятся ли ветеринарные лекарственные средства к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)?

 

Ответ: Лекарственные средства для ветеринарного применения относятся к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), т.к. они включены в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317.

 

9. Вопрос: Требуется ли регистрация в Республике Армения ветеринарных лекарственных средств, зарегистрированных на территории других государств-членов Евразийского экономического союза?

 

Ответ: В соответствии с п. 14 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года правила регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств устанавливаются Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) и законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В настоящее время данные правила, предусматривающие единый порядок регистрации ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории ЕАЭС, разрабатываются ЕЭК совместно с уполномоченными органами в области ветеринарии государств-членов ЕАЭС.

До разработки и утверждения в установленном порядке этих правил следует руководствоваться Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» (далее - Положение).

В соответствии с п. 3.13 Главы III Положения:

- ввоз, перевозка и использование лекарственных средств для применения в ветеринарии на таможенной территории ЕАЭС осуществляется при условии их регистрации уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС;

- государства-члены ЕАЭС взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств для применения в ветеринарии.

Регистрация ветеринарных лекарственных средств осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств-членов ЕАЭС.

Следует отметить, что Республика Армения, присоединившись 2 января 2015 года к ЕАЭС, приняла все обязательства по соблюдению требований нормативных правовых актов, составляющих право ЕАЭС в области ветеринарно-санитарных мер, без каких-либо изъятий и переходных периодов. В связи с чем, на территории Республики Армения перевозка, хранение и реализация лекарственных средств для ветеринарного применения, зарегистрированных на территории других государств-членов ЕАЭС, осуществляется без дополнительной регистрации в Республике Армения.

 

10. Вопрос: Требуется ли включение предприятия, осуществляющего производство, транспортировку и (или) хранение лекарственных средств для ветеринарного применения, перемещаемых с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза, в Реестр предприятий Таможенного союза?

 

Ответ: Нормативными правовыми актами, входящими в нормативную правовую базу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), включение предприятий, осуществляющих производство, транспортировку и (или) хранение ветеринарных лекарственных средств, перемещаемых с территории одного государства-члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства-члена Евразийского экономического союза, в Реестр предприятий Таможенного союза не предусмотрено.

 

11. Вопрос: Как осуществляется реализация ветеринарных лекарственных средств на территории Российской Федерации, зарегистрированных на территории других государств-членов Евразийского экономического союза?

 

Ответ: В соответствии с п. 14 Приложения N 12 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года правила регулирования обращения ветеринарных лекарственных средств устанавливаются Евразийской экономической комиссией (далее - ЕЭК) и законодательством государств-членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). В настоящее время данные правила, предусматривающие единый порядок регистрации ветеринарных лекарственных средств на таможенной территории ЕАЭС, разрабатываются ЕЭК совместно с уполномоченными органами в области ветеринарии государств-членов ЕАЭС.

До разработки и утверждения в установленном порядке этих правил следует руководствоваться Положением о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе» (далее - Положение). В соответствии с п. 3.13 Главы III Положения, государства-члены ЕАЭС взаимно признают результаты регистрации лекарственных средств для применения в ветеринарии.

Реализация ветеринарных лекарственных средств на территории Российской Федерации, зарегистрированных на территории Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Казахстан, также как и ветеринарных лекарственных средств, зарегистрированных на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».

 

12. В связи с обращением отраслевых союзов, связанных с производством, обращением и использованием кормов (письмо от 11 июня 2016 г. N 1), в Евразийскую экономическую комиссию (далее - ЕЭК) с озабоченностью, что после вступления в силу Решения Коллегии ЕЭК от 7 июня 2016 года N 67 «О внесении изменений в Единые ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору)» (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 67), уполномоченные органы будут требовать ветеринарные сопроводительные документы на витамины, ферменты, дрожжи и органические кислоты, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз), сообщаем следующее.

Решение Коллегии ЕЭК N 67 вступает в силу после внесения изменений в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, в части его дополнения положениями, касающимися кормовых добавок.

В соответствии с указанным решением кормовые добавки, содержащие компоненты животного происхождения, и товары, используемые для ветеринарных целей, в том числе в кормах для животных, поступающие на территорию Союза по указанным в нем кодам ТН ВЭД (из 1518 00, из 2102, из 2309, из 2936, из 3002, из 3203 00, из 3302, из 3504 00, из 3507, из 3808, из 3824), должны сопровождаться ветеринарным сертификатом.

Вместе с тем, согласно абзаца 3 пункта 3.13 Положения о Едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года N 317, ввоз и перевозка … кормовых добавок химического и микробиологического синтеза осуществляются без ветеринарного сертификата в сопровождении документа, подтверждающего их качество и безопасность, выдаваемого предприятием-изготовителем. Данное положение распространяется также на вышеуказанные коды ТН ВЭД.

Кроме того, согласно пункта 1 Решения Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. N 810 «Об изъятии в применении ветеринарных мер в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)» уполномоченные органы Российской Федерации и Республики Казахстан не осуществляют ветеринарный контроль в отношении товаров, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317, и ввозимых на территорию Российской Федерации и Республики Казахстан из третьих стран по указанным в нем кодам ТН ВЭД (в том числе из 2102, из 29, из 3507).

Следовательно, ввоз таких товаров на территорию Российской Федерации и Республики Казахстан осуществляется без разрешения уполномоченного органа этих государств-членов Союза на ввоз и без ветеринарного сертификата, т.е. остается без изменений.

На экспортируемые на таможенную территорию Союза корма и кормовые добавки животного происхождения, в том числе из птицы и рыбы, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 607 «О формах единых ветеринарных сертификатов на ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза подконтрольные товары из третьих стран» оформляется ветеринарный сертификат формы N 35 или согласованный с компетентным органом страны-экспортера ветеринарный сертификат (в случае наличия).

Таким образом, для участников ВЭД не изменяется порядок ввоза товаров с кодами ТН ВЭД из 2102, из группы 29, из 3507, а также кормовых добавок животного происхождения, химического и микробиологического синтеза.

 

Комментарии
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!