1. При непредставлении предварительной информации, которая должна представляться в обязательном порядке, или нарушении сроков ее представления таможенными органами принимаются меры по минимизации рисков.
2. В случае принятия таможенным органом решения о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС их возврат из места убытия должен быть осуществлен в течение трех часов с момента получения этого решения, а в случае перевозки товаров железнодорожным транспортом – в течение десяти рабочих дней со дня получения такого решения.
3. Иностранные товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, приобретают статус товаров ЕАЭС со дня осуществления реализации, передачи для иного использования, безвозмездной передачи таких иностранных товаров.
4. Таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым произведен выпуск товаров, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС и в частях второй и третьей настоящего пункта.
В отношении товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу ЕАЭС, за исключением незаконного перемещения через таможенную границу ЕАЭС товаров с недостоверным таможенным декларированием, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым выявлен факт такого незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
При возникновении обстоятельств, указанных в пункте 4 статьи 91, пункте 3 статьи 97, пункте 4 статьи 103, пункте 8 статьи 279, пункте 4 статьи 280 и пункте 4 статьи 288 ТК ЕАЭС, таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины взыскиваются таможенным органом, которым выявлены такие обстоятельства.
Взыскание специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется с учетом особенностей, установленных законодательством о таможенном регулировании для взыскания таможенных платежей, процентов, пеней.
Уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин направляется (вручается) плательщику, иному обязанному лицу в форме решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.
5. Обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров:
помещаемых под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, переработки вне таможенной территории, отказа в пользу государства, временного ввоза (допуска) без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, временного вывоза и специальную таможенную процедуру;
указанных в пункте 2 статьи 136 и пункте 2 статьи 225 ТК ЕАЭС.
В отношении товаров, выпуск которых произведен до подачи декларации на товары, обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций подлежит исполнению до подачи такой декларации.
6. Причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержка этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный им государственный заказ должны быть подтверждены плательщиком для целей предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов.
Выдачу подтверждения причинения плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы (чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера) или иных обстоятельств непреодолимой силы, задержки этому лицу финансирования из республиканского бюджета или оплаты за выполненный им государственный заказ для целей предоставления отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов осуществляют:
республиканские органы государственного управления, в ведомственной подчиненности которых находится плательщик;
облисполкомы (Минский горисполком), если плательщик не находится в ведомственной подчиненности республиканских органов государственного управления.
Порядок выдачи указанного в части второй настоящего пункта подтверждения определяется Советом Министров Республики Беларусь.
7. Изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки в отношении товаров, выпущенных до подачи декларации на товары, при их последующем таможенном декларировании не производится.
Таможенный орган отказывает в предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, за исключением случаев предоставления отсрочки или рассрочки уплаты налогов по решению Президента Республики Беларусь, если в распоряжении таможенного органа имеется информация о наступлении одного из следующих обстоятельств:
лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, имеет не исполненную в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также процентов, пеней по ним;
в отношении лица, претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки, возбуждено производство по делу о банкротстве;
лицо, претендующее на предоставление отсрочки или рассрочки, находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);
в отношении претендующего на предоставление отсрочки или рассрочки физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем либо руководителем и (или) главным бухгалтером юридического лица, возбуждено уголовное дело, производство дознания по которому ведется таможенными органами.
В случае, если об обстоятельствах, указанных в части второй настоящего пункта, таможенному органу стало известно после принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, данное решение подлежит аннулированию.
Лицо, подавшее заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин и (или) налогов, уведомляется о таком аннулировании в письменной форме в течение трех рабочих дней после принятия данного решения.
Принятие и аннулирование решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты ввозных таможенных пошлин производятся в порядке, установленном для изменения сроков уплаты налогов, взимание которых осуществляется таможенными органами.
8. Заявление на возврат излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, авансовых платежей, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подается в Минскую центральную таможню, за исключением случаев, указанных в частях второй–пятой настоящего пункта.
Если в качестве заявления на возврат (зачет) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней рассматривается обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, такое заявление подается в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров.
Заявление на возврат денежных средств, внесенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, на текущий (расчетный) банковский счет таможенного органа, подается в таможенный орган, на счет которого были внесены такие денежные средства.
Заявление на возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 242 ТК ЕАЭС, подается в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
Заявление на возврат (зачет) сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 237 ТК ЕАЭС, подается в таможенный орган, который осуществил выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
Заявления на возврат могут подаваться в электронной форме через единый портал электронных услуг.
Обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, рассматривается в качестве заявления:
на возврат излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, если оно содержит сведения, необходимые для их возврата;
на зачет излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, если оно содержит сведения о таком зачете.
Решение о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, авансовых платежей, денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, принимается Минской центральной таможней, за исключением случаев, указанных в частях второй–пятой настоящего пункта.
В случае, определенном в части второй настоящего пункта, решение о возврате (об отказе в возврате) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней принимается таможенным органом, в который подано обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
В случае, определенном в части третьей настоящего пункта, решение о возврате (об отказе в возврате) денежных средств принимается таможенным органом, на текущий (расчетный) банковский счет которого были внесены такие денежные средства.
Решение о возврате (об отказе в возврате), зачете (об отказе в зачете) сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, указанных в частях четвертой и пятой настоящего пункта, принимается таможенным органом, в который подано заявление на возврат (зачет) таких сумм.
Если обращение декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, рассматривается в качестве заявления на зачет излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, решение таможенного органа о внесении (об отказе во внесении) изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, является решением таможенного органа о зачете (об отказе в зачете) излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней.
Решение таможенного органа об отказе во внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, принятое на основании обращения, предусмотренного в абзаце втором части седьмой настоящего пункта, является решением таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней.
Возврат таможенных платежей и иных денежных средств, указанных в частях первой, четвертой и пятой настоящего пункта, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям независимо от формы их уплаты (взыскания) осуществляется в безналичном порядке на текущий (расчетный) или иной банковский счет плательщика, за исключением случаев, установленных:
в части пятнадцатой и абзаце третьем части шестнадцатой настоящего пункта; законодательством по вопросам исполнения республиканского бюджета.
Если плательщиком является индивидуальный предприниматель и данным лицом подтверждено отсутствие счета в банке, такому лицу возврат таможенных платежей и иных денежных средств, указанных в частях первой, четвертой и пятой настоящего пункта, может осуществляться наличными денежными средствами.
Возврат таможенных платежей и иных денежных средств, указанных в частях первой, четвертой и пятой настоящего пункта, осуществляется как наличными денежными средствами, так и в безналичном порядке:
физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями; организациям, не являющимся юридическими лицами Республики Беларусь.
Возврат излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней на основании обращения, указанного в абзаце втором части седьмой настоящего пункта, осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары.
Возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 242 ТК ЕАЭС, а также сумм вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, указанных в пункте 1 статьи 237 ТК ЕАЭС, осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных Договором.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь с учетом особенностей, установленных Договором.
9. Возврат, зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществляются при условии, что заявление на их возврат, зачет (обращение) подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения в полном объеме либо прекращения последней обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исполнение которой было обеспечено такими денежными средствами.
В случае, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, исполнение которой было обеспечено денежными средствами, не возникла, возврат, зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения, осуществляются при условии, что заявление на их возврат, зачет (обращение) подано в таможенный орган в течение трех лет со дня внесения таких денежных средств, за исключением случаев, указанных в части третьей настоящего пункта.
Если исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин обеспечивалось в случаях, установленных в статьях 121 и 122 ТК ЕАЭС, возврат, зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения, осуществляются при условии, что заявление на их возврат, зачет (обращение) подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо получения результатов таможенной экспертизы.
Зачет сумм денежных средств, внесенных в соответствии с ТК ЕАЭС в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, осуществляется в порядке, установленном законодательством для зачета денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
10. Допускается обращение взыскания на товары, находящиеся под таможенным контролем, в случае, если за счет этих товаров взыскиваются неуплаченные таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе если указанные таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, не уплачены в отношении этих товаров, а также в иных случаях, установленных законодательными актами.
Денежные средства, полученные от реализации указанных в части первой настоящего пункта товаров, в первую очередь направляются на погашение исчисленных таможенными органами таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, в том числе если указанные таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени, иные платежи, взимание которых возложено на таможенные органы, не уплачены в отношении этих товаров.
11. Поручительство как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин оформляется путем заключения между поручителем и таможенным органом договора поручительства, предусматривающего обязанность поручителя уплатить в полном объеме таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени в случае неисполнения плательщиком такой обязанности, обеспеченной поручительством.
При неисполнении или ненадлежащем исполнении поручителем обязанности уплатить таможенные пошлины, налоги, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты, пени таможенный орган вправе взыскать с него причитающиеся к уплате суммы таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней в соответствии с законодательством.
К иным правоотношениям, вытекающим из договора поручительства, применяются нормы гражданского законодательства, установленные для данного вида договора.
В качестве поручителя перед таможенными органами могут выступать банки и небанковские кредитно-финансовые организации, включенные в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, ведение которого осуществляется Государственным таможенным комитетом, а также иные лица на условиях и в порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами.
Взыскание таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней не производится за счет денежных средств на корреспондентских счетах банка.
12. Случаи, когда товары, помещенные на временное хранение в месте прибытия, хранятся в местах временного хранения, не находящихся в месте прибытия, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
Перевозка иностранных товаров из места прибытия до места временного хранения в случаях, указанных в части первой настоящего пункта, а также перевозка иностранных товаров из одного места временного хранения в другое место временного хранения осуществляется без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в порядке, определенном Государственным таможенным комитетом.
13. Документы, подтверждающие сведения о происхождении товаров, соблюдении запретов и ограничений могут быть представлены в таможенный орган декларантом до подачи декларации на товары или после ее подачи до выпуска товаров, если сведения о таких документах и (или) сведения из них не могут быть получены таможенным органом в соответствии с пунктом 2 статьи 80 ТК ЕАЭС.
Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются в пункт таможенного оформления:
в который впоследствии будет подана декларация на товары, в случае представления таких документов до ее подачи с информированием о регистрационном номере уведомления о размещении товаров в зоне таможенного контроля;
в котором зарегистрирована декларация на товары, в случае представления таких документов после ее подачи до выпуска товаров с информированием о регистрационном номере такой декларации.
14. При таможенном декларировании товаров в соответствии со статьей 116 ТК ЕАЭС период поставки не может превышать один календарный месяц.
После окончания заявленного периода поставки товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 116 ТК ЕАЭС, декларант обязан представить таможенному органу сведения, указанные в пункте 6 статьи 116 ТК ЕАЭС, не позднее 10-го числа месяца, следующего за месяцем выпуска таких товаров.
15. После выпуска товаров, таможенное декларирование которых осуществлялось в соответствии со статьей 115 ТК ЕАЭС, недостающие в декларации на товары сведения представляются декларантом таможенному органу не позднее четырех месяцев со дня выпуска таких товаров.
16. Таможенная декларация для помещения товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки таких товаров.
17. В качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы в случаях, определенных международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также при помещении:
под таможенную процедуру экспорта товаров, в отношении которых не установлены вывозные таможенные пошлины;
под таможенную процедуру реэкспорта товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 и подпункте 2 пункта 4 статьи 238 ТК ЕАЭС, и иностранных товаров, указанных в подпункте 2 пункта 5 статьи 303 ТК ЕАЭС, за исключением условно выпущенных товаров.
В отношении товаров, указанных в части первой настоящего пункта, в качестве декларации на товары могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы при одновременном соблюдении следующих условий:
общая таможенная стоимость товаров либо стоимость сделки с товарами в случаях, когда таможенная стоимость в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения актами, составляющими право ЕАЭС, либо законодательством о таможенном регулировании в Республике Беларусь не определяется, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, используемых в качестве декларации на товары;
товары перемещаются одним и тем же лицом в счет исполнения обязательств по одному внешнеторговому договору, заключенному при совершении внешнеэкономической сделки, или по односторонней внешнеэкономической сделке, или без совершения какой-либо сделки;
перевозка товаров осуществляется на одном транспортном средстве; товары одновременно предъявлены одному таможенному органу.
18. В качестве декларации на товары могут использоваться документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, при таможенном декларировании товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, в соответствии с таможенной процедурой экспорта при одновременном соблюдении следующих условий:
товары не облагаются вывозными таможенными пошлинами; в отношении товаров не установлены запреты и ограничения;
стоимость товаров, указанных в документах, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, не превышает сумму, эквивалентную 1000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза, сопровождающих международные почтовые отправления и используемых в качестве декларации на товары.
Документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления, могут использоваться в качестве декларации на товары при таможенном декларировании товаров, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС в международных почтовых отправлениях и не врученных получателям, при их помещении под таможенную процедуру реимпорта при одновременном соблюдении следующих условий:
вывоз товаров в международных почтовых отправлениях осуществлялся в соответствии с таможенной процедурой экспорта;
в качестве таможенной декларации использовались документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза и сопровождающие международные почтовые отправления.
19. При использовании в качестве декларации на товары или пассажирской таможенной декларации документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, подача таких деклараций сопровождается представлением их электронного вида в случаях, определенных Советом Министров Республики Беларусь.
При использовании документов, предусмотренных актами Всемирного почтового союза и сопровождающих международные почтовые отправления, в качестве декларации на товары или пассажирской таможенной декларации информация, представленная в электронном виде назначенным оператором почтовой связи о пересылаемых товарах, в том числе на основании сведений, поступающих от получателей (отправителей) товаров, содержащая сведения, подлежащие указанию в декларации на товары или пассажирской таможенной декларации, может быть использована в качестве электронного вида таких деклараций.
Случаи и порядок представления получателем (отправителем) товаров назначенному оператору почтовой связи сведений, подлежащих указанию в электронном виде декларации на товары или пассажирской таможенной декларации, в том числе информации о документах, удостоверяющих личность физического лица – получателя товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, определяются Советом Министров Республики Беларусь.
20. К выпуску до подачи декларации на товары могут быть заявлены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления в период реализации инвестиционных проектов технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые в рамках инвестиционных проектов, соответствующих приоритетным видам деятельности (секторам экономики) для осуществления инвестиций.
Документом, подтверждающим предназначение ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов для исключительного использования на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта, является заключение, выданное в соответствии с законодательством для представления в таможенный орган в целях освобождения от ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
В отношении товаров, указанных в части первой настоящего пункта, обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не предоставляется.
21. В случае, если условием выпуска товаров, за исключением выпуска товаров в таможенной процедуре таможенного транзита, является предоставление обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, для подтверждения использования предоставленного обеспечения применяется заявление декларанта либо таможенного представителя, совершающего таможенные операции от имени и по поручению декларанта, поданное в произвольной форме таможенному органу, производящему выпуск товаров, содержащее следующие сведения:
способ и сумму обеспечения;
номер и дату документа, которым предоставлено обеспечение.
В случае, если в декларации на товары, в том числе после внесения в нее изменений и (или) дополнений в установленном порядке до выпуска товаров, содержатся сведения, указанные в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта, заявленные декларантом либо таможенным представителем, совершающим таможенные операции от имени и по поручению декларанта, такая декларация рассматривается в качестве заявления, подтверждающего использование предоставленного обеспечения.
22. Таможенные операции, связанные с помещением товаров ЕАЭС, перевозимых с одной части таможенной территории ЕАЭС на другую часть такой таможенной территории через территории государств, не являющихся членами ЕАЭС, железнодорожным транспортом в почтовых, багажных (почтово-багажных) вагонах, следующих в составе пассажирских поездов, под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаются в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится назначенный оператор почтовой связи или станция отправления.
23. Таможенные операции, связанные с помещением товаров, указанных в пункте 1 статьи 305 и пункте 1 статьи 306 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру таможенного транзита, могут совершаться в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место убытия в Республике Беларусь, за исключением случая, когда такие товары после загрузки в транспортное средство перемещаются железнодорожным транспортом через регионы деятельности нескольких таможенных органов.
24. Для завершения действия таможенной процедуры таможенного транзита транзитная декларация и другие документы могут быть представлены в таможенный орган назначения от имени перевозчика действующими по поручению такого перевозчика иными лицами, в том числе таможенным представителем, владельцем склада временного хранения.
25. Товары, указанные в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 5 статьи 207 ТК ЕАЭС, и товары, указанные в абзаце четвертом подпункта 2 пункта 4 статьи 215 ТК ЕАЭС, помещенные под таможенную процедуру экспорта для завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны или таможенной процедуры свободного склада, должны быть вывезены с таможенной территории ЕАЭС в течение четырех месяцев со дня помещения данных товаров под таможенную процедуру экспорта.
26. Для целей совершения операций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 148 ТК ЕАЭС, регионом деятельности таможен является территория Республики Беларусь.
27. Отходы (кроме радиоактивных), образовавшиеся в результате совершения операций по переработке на таможенной территории ЕАЭС иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, или в результате уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения (далее – отходы переработки), признаются непригодными для их дальнейшего коммерческого использования, если такие отходы переработки:
переданы декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления или уничтожения, а также лицами, непосредственно совершающими операции по переработке на таможенной территории или по переработке для внутреннего потребления, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов;
использованы декларантами указанных таможенных процедур, а также лицами, непосредственно совершающими операции по переработке на таможенной территории или по переработке для внутреннего потребления, на эксплуатируемом ими в установленном порядке объекте по использованию отходов, включенном в реестр объектов по использованию отходов.
Не рассматриваются как переработанные в состояние, непригодное для их дальнейшего коммерческого использования, отходы переработки, не переданные лицам, указанным в абзаце втором части первой настоящего пункта, или не использованные на объекте, указанном в абзаце третьем части первой настоящего пункта, в следующие сроки:
до истечения срока действия таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления (далее – срок действия таможенных процедур переработки);
до истечения установленного таможенным органом срока уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру уничтожения (далее – срок уничтожения товаров).
Декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения до истечения срока действия таможенных процедур переработки или установленного таможенным органом срока уничтожения товаров в таможенный орган, в котором товары помещены под указанные таможенные процедуры, подается уведомление с указанием в нем сведений, определяемых Советом Министров Республики Беларусь.
К уведомлению, указанному в части третьей настоящего пункта, прилагаются документы, подтверждающие один из следующих фактов:
передачу декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления, уничтожения, а также лицами, непосредственно совершающими операции по переработке на таможенной территории или по переработке для внутреннего потребления, отходов переработки юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим в установленном порядке эксплуатацию объекта по использованию отходов, включенного в реестр объектов по использованию отходов;
использование декларантами указанных таможенных процедур, а также лицами, непосредственно совершающими операции по переработке на таможенной территории или по переработке для внутреннего потребления, отходов переработки на эксплуатируемом ими в установленном порядке объекте по использованию отходов, включенном в реестр объектов по использованию отходов.
К документам, указанным в пункте 3 статьи 170 ТК ЕАЭС, относятся документы, подтверждающие:
захоронение, обезвреживание, утилизацию или уничтожение отходов переработки иным способом юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющими специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, составляющими работами и (или) услугами которой являются обезвреживание и (или) захоронение отходов (далее – специальное разрешение (лицензия);
передачу отходов переработки таким юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
Документы, указанные в части пятой настоящего пункта, представляются декларантами таможенных процедур переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления или уничтожения в таможенный орган, в котором товары помещены под эти таможенные процедуры, до истечения срока действия таких таможенных процедур или установленного таможенным органом срока уничтожения товаров.
Вместе с документами, предусмотренными в части пятой настоящего пункта, в таможенный орган представляется составленное в произвольной форме сопроводительное письмо, в котором указываются сведения, определяемые Советом Министров Республики Беларусь.
В целях признания товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, не находящимися под таможенным контролем в отчетности, представляемой в таможенные органы, подлежат отражению сведения о количестве:
товаров, помещенных под такие таможенные процедуры, в части, соответствующей количеству отходов переработки, непригодных для их дальнейшего коммерческого использования, захороненных, обезвреженных, утилизированных или уничтоженных иным способом либо переданных для совершения таких операций;
производственных потерь.
Форма отчетности, указанной в части восьмой настоящего пункта, и порядок ее заполнения определяются Государственным таможенным комитетом.
28. Установленные таможенными органами сроки действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории, таможенной процедуры переработки вне таможенной территории и таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления могут быть продлены в течение 10 рабочих дней после истечения этих сроков.
Продление указанных в части первой настоящего пункта сроков осуществляется при продлении сроков переработки товаров на таможенной территории ЕАЭС, переработки товаров вне таможенной территории ЕАЭС и переработки товаров для внутреннего потребления и в пределах сроков, определенных в пункте 3 статьи 168, пункте 3 статьи 181 и пункте 3 статьи 193 ТК ЕАЭС.
29. При взимании налога на добавленную стоимость в отношении продуктов переработки, полученных в результате переработки товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, база для исчисления налога на добавленную стоимость определяется как стоимость операций по переработке (ремонту) товаров.
Стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС определяется как совокупность фактически понесенных расходов на:
операции по переработке (ремонту);
иностранные товары, использованные в процессе переработки (ремонта), если они не включены в расходы на операции по переработке (ремонту).
В случае, если заявленная при таможенном декларировании продуктов переработки стоимость операций по переработке вне таможенной территории ЕАЭС не подтверждена документально либо представленные документы не подтверждают заявленные сведения о стоимости таких операций, она определяется как разность таможенной стоимости продуктов переработки и стоимости товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
При помещении продуктов переработки под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в целях завершения таможенной процедуры переработки вне таможенной территории сумма акцизов в отношении продуктов переработки подлежит уплате в полном объеме, за исключением случая, если операцией по переработке товаров являлся ремонт вывезенных с таможенной территории ЕАЭС товаров.
30. Дополнительным условием помещения товаров, определенных в соответствии с пунктом 3 статьи 219 ТК ЕАЭС, под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, декларантом которых выступает иностранное лицо, является обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, установленных Советом Министров Республики Беларусь.
31. Не допускается совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием и выпуском в качестве припасов иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, для их вывоза с таможенной территории ЕАЭС в поездах.
32. Заявление, указанное в пункте 7 статьи 291 ТК ЕАЭС, не представляется при перемещении товаров, имеющих статус товаров ЕАЭС, по линиям электропередачи через территорию государства, не являющегося членом ЕАЭС.
33. Таможенный контроль может проводиться до истечения трех лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7–15 статьи 14 ТК ЕАЭС, за исключением случаев, предусмотренных в части второй настоящего пункта.
Таможенный контроль в форме выездной таможенной проверки может проводиться до истечения пяти лет со дня наступления обстоятельств, указанных в пунктах 7–15 статьи 14 ТК ЕАЭС, в случаях проведения проверки:
по поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и его заместителей, Генерального прокурора и его заместителей;
по поручениям органов уголовного преследования по возбужденным уголовным делам;
указанной в абзаце третьем части второй пункта 38 настоящего приложения.
34. Таможенный контроль деятельности лиц, включенных в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов, может проводиться в течение одного года после их исключения из соответствующих реестров, кроме случая проведения таможенного контроля при принятии таможенным органом решения об исключении этих лиц из соответствующего реестра на основании заявления об их исключении.
В случае проведения таможенного контроля при принятии таможенным органом решения об исключении лица из соответствующего реестра лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестра уполномоченных экономических операторов на основании заявления о его исключении таможенный орган информирует такое лицо о проведенном таможенном контроле в письменном виде.
35. Случаи проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, в отношении таможенной декларации, документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных в таможенные органы документах, определяются с использованием системы управления рисками.
Таможенный орган уведомляет лицо о проведении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой после выпуска товаров, только при направлении такому лицу запроса (требования) о представлении документов и (или) сведений, необходимых для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений.
36. Выездная таможенная проверка назначается Председателем Государственного таможенного комитета, начальником таможни, в регионе деятельности которой проверяемое лицо поставлено на учет в налоговых органах, уполномоченными ими заместителями либо замещающими их лицами путем выдачи предписания о проведении выездной таможенной проверки (далее – предписание).
37. В случае, если предписание доводится до проверяемого лица путем направления копии предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении по последнему известному таможенному органу месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица, датой начала проведения выездной таможенной проверки считается день, наступивший по истечении трех календарных дней со дня такого направления.
Руководитель таможенного органа, проводящего таможенную проверку, уполномоченный им заместитель либо лицо, их замещающее, вправе внести в предписание соответствующие изменения и (или) дополнения, если в период с даты выдачи предписания до даты завершения выездной таможенной проверки возникнет необходимость изменения (дополнения) сведений:
о проверяемом лице;
о составе проверяющих;
о перечне вопросов, подлежащих проверке;
о проверяемом периоде (проверяемых периодах); о сроке проведения таможенной проверки.
Проверяемое лицо информируется о внесенных в предписание изменениях и (или) дополнениях путем вручения копии предписания или путем направления копии предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении по последнему известному таможенному органу месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица.
В случае отказа от получения копии предписания должностное лицо таможенного органа делает об этом соответствующую запись на оригинале предписания.
Проверяемое лицо считается надлежащим образом ознакомленным с изменениями и (или) дополнениями в предписании с даты вручения копии предписания (в случае отказа в получении – с даты записи на оригинале предписания об отказе в получении его копии) либо со дня, наступившего по истечении трех календарных дней со дня направления копии предписания заказным почтовым отправлением с уведомлением о его вручении.
38. Выездная таможенная проверка в виде плановой выездной таможенной проверки таможенными органами не применяется.
Дополнительными видами выездной таможенной проверки, предусмотренными в пункте 3 статьи 333 ТК ЕАЭС, являются:
проверка, включенная в план выборочных проверок;
внеплановая проверка, проводимая для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту (справке) выездной таможенной проверки либо в жалобе на решение таможенного органа (должностного лица таможенного органа), требование (предписание) об устранении нарушений, для изучения дополнительных вопросов по делам, поступившим в органы уголовного преследования, суды, кроме ранее согласованных проверяющим (руководителем проверки) и должностными лицами органов уголовного преследования по возбужденному уголовному делу, судами по находящимся в их производстве делам, либо по причине несоблюдения проверяющим (руководителем проверки) установленного порядка проведения выездных таможенных проверок.
Порядок проведения проверок, указанных в абзацах втором и третьем части второй настоящего пункта, определяется Президентом Республики Беларусь.
Учет результатов выездных таможенных проверок осуществляется в рамках интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь.
39. Если таможенная экспертиза не может быть завершена в срок, установленный в абзаце первом пункта 1 статьи 390 ТК ЕАЭС, срок ее проведения может быть продлен руководителем уполномоченного таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, по согласованию с уполномоченным должностным лицом таможенного органа, назначившим таможенную экспертизу, на срок, не превышающий 15 рабочих дней.
40. Срок проведения таможенной экспертизы приостанавливается руководителем уполномоченного таможенного органа, проводящего таможенную экспертизу, с обязательным уведомлением уполномоченного должностного лица таможенного органа, назначившего таможенную экспертизу.
Проведение таможенной экспертизы может приостанавливаться на срок, не превышающий 15 рабочих дней.
41. Уполномоченные Государственным таможенным комитетом на проведение таможенной экспертизы таможенные органы могут проводить также иные экспертизы (исследования) на договорной основе в соответствии с законодательством.
42. Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности устанавливается Государственным таможенным комитетом при включении объекта интеллектуальной собственности в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности с учетом:
срока, указанного правообладателем или лицом, представляющим интересы правообладателя, в заявлении о принятии таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности;
сроков действия прилагаемых к такому заявлению документов и договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу декларанта, собственника и получателя товаров.
Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности может продлеваться на основании заявления правообладателя или лица, представляющего интересы правообладателя, о продлении срока принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности с учетом:
срока, указанного в таком заявлении;
сроков действия прилагаемых к этому заявлению документов, в том числе договора страхования гражданской ответственности правообладателя за причинение имущественного вреда (ущерба) в пользу декларанта, собственника и получателя товаров.
Срок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности не может превышать двух лет со дня включения объекта интеллектуальной собственности в национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности и может продлеваться неограниченное количество раз, но каждый раз не более чем на два года.
43. Пересчет иностранной валюты, в которой установлен размер обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в белорусские рубли производится по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей валюте, установленному Национальным банком на день:
заключения договора поручительства или договора о залоге имущества, – в случае представления в качестве обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, договора поручительства или договора о залоге имущества;
заключения договора о внесении изменений в договор поручительства или договор о залоге имущества, – в случае внесения изменений в договоры, указанные в абзаце втором настоящей части;
выдачи банковской гарантии, – в случае представления в качестве обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, банковской гарантии;
регистрации таможенным органом заявления о включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, – в случае внесения в качестве обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, денежных средств.
Обеспечение исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, сфера деятельности которого в качестве таможенного представителя будет ограничена совершением таможенных операций в отношении товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами и помещаемых под таможенную процедуру экспорта, предоставляется на сумму, эквивалентную не менее чем 50 тыс. евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком.
44. Замена одного способа обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, другим осуществляется по письменному заявлению юридического лица, предоставившего обеспечение исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, при соблюдении условий, установленных в пунктах 8 и 9 статьи 399 ТК ЕАЭС.
После предоставления обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, другим способом в случае, если заменяемым способом обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела:
является договор поручительства либо договор залога имущества, такие договоры расторгаются в соответствии с нормами гражданского законодательства;
является банковская гарантия, таможенный орган направляет в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное уведомление об освобождении такого банка от обязательства по банковской гарантии;
являются денежные средства, возврат таких денежных средств осуществляется в соответствии с пунктом 45 настоящего приложения.
45. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, осуществляется, если заявление о возврате подано в течение трех лет со дня наступления обстоятельств, определенных в пункте 13 статьи 399 ТК ЕАЭС, в порядке, установленном для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
По истечении срока, указанного в части первой настоящего пункта, невостребованные денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, возврату не подлежат, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.
В случае, если срок, указанный в части первой настоящего пункта, пропущен по уважительным причинам, которые документально подтверждены, по заявлению лица, обратившегося за возвратом денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, этот срок может быть восстановлен по решению начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного.
Положения частей первой–третьей настоящего пункта распространяются на зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, в счет уплаты таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также неуплаченных процентов и (или) пеней.
46. Возврат обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, и (или) уполномоченного экономического оператора, предоставленного с применением положений пункта 16 статьи 399 ТК ЕАЭС, осуществляется при соблюдении условий, определенных в пункте 13 статьи 399, пунктах 23 и 25 статьи 436 ТК ЕАЭС.
Возврат обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора осуществляется при соблюдении условий, определенных в пунктах 23 и 25 статьи 436 ТК ЕАЭС, и после завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений либо после получения результатов таможенной экспертизы, назначенных до выпуска товаров, декларантом которых выступал уполномоченный экономический оператор.
47. Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом при наступлении обстоятельств, предусмотренных ТК ЕАЭС, не подлежит исполнению таможенным представителем в случае, если в отношении декларанта (работника декларанта), от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, возникшая у таможенного представителя солидарно с декларантом при наступлении обстоятельств, предусмотренных ТК ЕАЭС, и не исполненная либо ненадлежаще исполненная до ликвидации (прекращения деятельности) декларанта, от имени и (или) по поручению которого действовал таможенный представитель, не подлежит исполнению таможенным представителем после ликвидации (прекращения деятельности) такого декларанта в части суммы неисполненной обязанности по уплате таких платежей.
Уплата пеней таможенным представителем производится в размере, рассчитанном в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, уменьшенном в два раза, в случае исполнения этим лицом обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, а также при уплате пеней, начисленных на указанные платежи, в следующие сроки:
до принятия таможенным органом в отношении такого лица решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней либо решения по акту таможенной проверки;
до истечения 10 рабочих дней со дня получения таким таможенным представителем решений, указанных в абзаце втором части третьей настоящего пункта.
48. Владелец склада временного хранения при размещении транспортных средств на складе временного хранения обязан осуществлять проверку средств идентификации, наложенных на такие транспортные средства, в части их целостности и соответствия сведениям, указанным в товаросопроводительных и (или) таможенных документах.
49. Юридическое лицо подлежит исключению из реестра таможенных представителей в случаях:
определенных в подпунктах 1–4 пункта 1 статьи 403 ТК ЕАЭС;
реорганизации юридического лица, включенного в реестр таможенных представителей, кроме его реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица.
50. Юридическое лицо подлежит исключению из реестра таможенных перевозчиков в случаях:
определенных в подпунктах 1–3 пункта 1 статьи 408 ТК ЕАЭС;
реорганизации юридического лица, включенного в реестр таможенных перевозчиков, кроме его реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица.
51. Юридическое лицо подлежит исключению из реестра владельцев складов временного хранения в случаях:
определенных в подпунктах 1–3 пункта 1 статьи 413 ТК ЕАЭС;
реорганизации юридического лица, включенного в реестр владельцев складов временного хранения, кроме его реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица.
52. Юридическое лицо подлежит исключению из реестра владельцев таможенных складов в случаях:
определенных в подпунктах 1–3 пункта 1 статьи 418 ТК ЕАЭС;
реорганизации юридического лица, включенного в реестр владельцев таможенных складов, кроме его реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, присоединения к нему другого юридического лица.
53. Решение об исключении юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела в качестве таможенного представителя, таможенного перевозчика, владельца склада временного хранения и владельца таможенного склада, соответственно из реестра таможенных представителей, реестра таможенных перевозчиков, реестра владельцев складов временного хранения и реестра владельцев таможенных складов вступает в силу в следующие сроки:
при несоблюдении условий включения юридического лица в реестр таможенных представителей и таможенных перевозчиков, установленных соответственно в подпункте 2 пункта 1 статьи 402 и подпункте 2 пункта 1 статьи 407 ТК ЕАЭС, – на следующий рабочий день после принятия решения;
в иных случаях – через пять рабочих дней после принятия решения.
Государственный таможенный комитет в день принятия решения о включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов либо об исключении юридического лица из таких реестров, приостановлении действия свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов уведомляет такое юридическое лицо о соответствующем решении одним из следующих способов:
SMS-оповещением;
оповещением на мобильный номер с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;
направлением сообщения на адрес электронной почты.
Информация о принятом решении о включении юридического лица в соответствующий реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, или реестр уполномоченных экономических операторов либо об исключении юридического лица из таких реестров или приостановлении действия свидетельства о включении юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов размещается Государственным таможенным комитетом на своем официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.
54. Заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и прилагаемые к нему документы рассматриваются Государственным таможенным комитетом в течение срока, достаточного для проведения проверки содержащихся в них сведений и принятия решения о выдаче свидетельства либо об отказе в его выдаче, но не более 60 календарных дней со дня регистрации заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, а в случае проведения таможенной проверки – в срок, не превышающий 120 календарных дней.
55. Включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в подпунктах 1–7 пункта 1 статьи 433 ТК ЕАЭС, а также при соблюдении следующих условий:
отсутствуют факты привлечения в Республике Беларусь юридического лица к административной ответственности в течение одного года до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов за административные таможенные правонарушения, повлекшие конфискацию товаров, и (или) взыскание их стоимости, и (или) наложение административных штрафов на общую сумму не менее 250 базовых величин;
отсутствуют факты привлечения в Республике Беларусь физических лиц государств – членов ЕАЭС, являющихся акционерами этого юридического лица, имеющими 10 и более процентов акций юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, его учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами, к уголовной ответственности за преступления, предусмотренные статьями 209, 210, 224, 225, 228–231, 233–235, 238–243, 2611, 3281 и 3331 Уголовного кодекса Республики Беларусь;
юридическое лицо на дату подачи заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и в период рассмотрения данного заявления не находится в стадии реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц либо присоединения к нему другого юридического лица), ликвидации либо банкротства.
56. Включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в подпунктах 1, 3–7 пункта 1, подпунктах 3 и 4 пункта 3 статьи 433 ТК ЕАЭС, абзацах втором–четвертом пункта 55 настоящего приложения, а также следующих условий:
соответствие финансовой устойчивости этого юридического лица значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 ТК ЕАЭС, за исключением случая, установленного в абзаце четвертом настоящего пункта;
представление в таможенный орган подтверждения значений финансовой устойчивости на предмет достоверности их расчета и сведений, на основании которых они рассчитаны, выданного аудиторской организацией (аудитором, осуществляющим деятельность в качестве индивидуального предпринимателя) либо государственным органом, осуществляющим государственное регулирование бухгалтерского учета и бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, за исключением случая, установленного в абзаце четвертом настоящего пункта;
предоставление юридическим лицом, осуществляющим деятельность по производству товаров и (или) экспортирующим товары, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора на сумму, эквивалентную не менее чем 150 тыс. евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком на день регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, – в случае, если финансовая устойчивость этого юридического лица не соответствует значению, определенному согласно пункту 7 статьи 433 ТК ЕАЭС.
57. Включение юридического лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства третьего типа осуществляется при соблюдении условий, установленных в абзацах первом–третьем пункта 56 настоящего приложения, а также одного из следующих условий:
юридическое лицо включено в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства первого или второго типа в течение не менее двух лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов с учетом положений подпункта 1 пункта 5 статьи 433 ТК ЕАЭС;
юридическое лицо, которому статус уполномоченного экономического оператора присвоен в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и принятым в соответствии с ним законодательством о таможенном регулировании, находится в реестре уполномоченных экономических операторов не менее двух лет до дня регистрации таможенным органом заявления о включении в реестр уполномоченных экономических операторов.
58. Действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов приостанавливается по основаниям, указанным в подпунктах 1–12 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС, а также по следующим основаниям:
начало процесса ликвидации юридического лица;
начало административного процесса в Республике Беларусь в отношении уполномоченного экономического оператора по признакам совершения одного из административных правонарушений, указанных в абзаце втором пункта 55 настоящего приложения;
возбуждение в Республике Беларусь уголовного дела в отношении физических лиц государств – членов ЕАЭС, являющихся акционерами, имеющими 10 и более процентов акций юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов, учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами таких юридических лиц, по признакам совершения преступлений, предусмотренных статьями 209, 210, 224, 225, 228–231, 233–235, 238–243, 2611, 3281 и 3331 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Действие свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов не приостанавливается по основанию, предусмотренному в подпункте 11 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС, при одновременном соблюдении следующих условий:
юридическое лицо находится в реестре уполномоченных экономических операторов не менее трех лет до даты наступления события, указанного в подпункте 11 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС;
на дату наступления события, указанного в подпункте 11 пункта 1 статьи 435 ТК ЕАЭС, в отношении уполномоченного экономического оператора таможенными органами осуществляется производство не более чем по одному делу об административном правонарушении.
59. Исключение юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов осуществляется по основаниям, указанным в подпунктах 1–7 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС, а также по следующим основаниям:
реорганизация юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов, за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц либо присоединения к нему другого юридического лица;
вступление в силу решения суда или иного уполномоченного органа (должностного лица) о привлечении в Республике Беларусь к административной ответственности за совершение одного из административных правонарушений, указанных в абзаце втором пункта 55 настоящего приложения;
вступление в силу приговора суда в отношении физических лиц государств – членов ЕАЭС, являющихся акционерами, имеющими 10 и более процентов акций юридических лиц, включенных в реестр уполномоченных экономических операторов, учредителями (участниками), руководителями, главными бухгалтерами таких юридических лиц, за совершение преступлений, предусмотренных статьями 209, 210, 224, 225, 228–231, 233–235, 238–243, 2611, 3281 и 3331 Уголовного кодекса Республики Беларусь.
Исключение юридического лица из реестра уполномоченных экономических операторов по основанию, предусмотренному в подпункте 5 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС, не осуществляется при одновременном соблюдении следующих условий:
юридическое лицо находится в реестре уполномоченных экономических операторов не менее трех лет до даты наступления события, указанного в подпункте 5 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС;
на дату наступления события, указанного в подпункте 5 пункта 8 статьи 435 ТК ЕАЭС, в отношении уполномоченного экономического оператора таможенными органами осуществлялось производство не более чем по одному делу об административном правонарушении.
60. Замена одного способа обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора другим осуществляется по письменному заявлению юридического лица, предоставившего обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, при соблюдении условий, установленных в пунктах 8 и 9 статьи 436 ТК ЕАЭС.
После предоставления обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора другим способом в случае, если заменяемым способом обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора:
является договор поручительства либо договор залога имущества, такие договоры расторгаются в соответствии с нормами гражданского законодательства;
является банковская гарантия, таможенный орган направляет в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное уведомление об освобождении его от обязательства;
являются денежные средства, возврат таких денежных средств осуществляется в соответствии с пунктом 63 настоящего приложения.
61. В случае, если юридическое лицо включено в реестр уполномоченных экономических операторов (претендует на включение в реестр) с выдачей свидетельства первого типа и одновременно является уполномоченным экономическим оператором (претендует на включение в реестр уполномоченных экономических операторов) с выдачей свидетельства второго типа и условием включения такого лица в реестр уполномоченных экономических операторов с выдачей свидетельства второго типа является условие, определенное в абзаце четвертом пункта 56 настоящего приложения, при включении такого юридического лица в соответствующий реестр обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора предоставляется в размере максимальной суммы одного из обеспечений, определенной в соответствии с пунктами 12–21 статьи 436 ТК ЕАЭС и абзацем четвертым пункта 56 настоящего приложения.
62. Снижение размера обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора в соответствии с пунктами 13–16 статьи 436 ТК ЕАЭС производится по письменному заявлению юридического лица, предоставившего обеспечение исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора.
Одновременно с заявлением, указанным в части первой настоящего пункта, в таможенный орган представляется:
проект изменений в договор поручительства в части снижения суммы договора поручительства – в случае обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора договором поручительства;
проект изменений в договор залога имущества либо новый договор залога имущества при планируемой замене предмета залога – в случае обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора договором залога имущества.
Проекты договоров, указанные в абзацах втором и третьем части второй настоящего пункта, подписываются в соответствии с нормами гражданского законодательства в случае достижения сторонами согласия по всем существенным условиям этих договоров и соблюдения условий, установленных в пунктах 13–16 статьи 436 ТК ЕАЭС.
При обеспечении исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора банковской гарантией таможенный орган не позднее пяти рабочих дней после получения заявления, указанного в части первой настоящего подпункта, в случае соблюдения условий, установленных в пунктах 13–16 статьи 436 ТК ЕАЭС, направляет в банк, выдавший банковскую гарантию, согласие на внесение в нее изменений в части снижения максимальной денежной суммы, подлежащей уплате. Банковская гарантия с внесенными в нее изменениями направляется в таможенный орган.
В случае обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора денежными средствами их часть в размере разницы между внесенными суммами и соответствующим сниженным размером подлежит возврату в соответствии с пунктом 63 настоящего приложения.
63. Возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, осуществляется, если заявление об их возврате подано в течение трех лет со дня наступления обстоятельств, определенных в пункте 23 статьи 436 ТК ЕАЭС, в порядке, установленном для возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
По истечении срока, указанного в части первой настоящего пункта, невостребованные денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, возврату не подлежат, за исключением случая, указанного в части третьей настоящего пункта.
Если срок, указанный в части первой настоящего пункта, пропущен по уважительным причинам, которые документально подтверждены, по заявлению лица, обратившегося за возвратом денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, этот срок может быть восстановлен по решению начальника таможенного органа либо лица, им уполномоченного.
Положения частей первой–третьей настоящего пункта распространяются на зачет (обращение) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, в счет уплаты таможенных платежей, иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также неуплаченных процентов и (или) пеней.
64. Таможенный орган, задержавший товары у лица, которое не является декларантом, собственником, отправителем или получателем товаров, не позднее пяти рабочих дней после задержания товаров в письменной форме либо посредством электронной или факсимильной связи уведомляет об этом декларанта, а также собственника, отправителя и получателя этих товаров при наличии сведений о таких лицах у таможенного органа с приложением копии протокола о задержании товаров и документов на них.
В случае задержания товаров, подвергающихся быстрой порче, а также товаров, задержанных таможенными органами в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 12 ТК ЕАЭС, такое уведомление осуществляется в день задержания товаров возможными доступными средствами связи.
65. Таможенные органы в целях обеспечения исполнения международных договоров и актов, составляющих право ЕАЭС, законодательства о таможенном регулировании, законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, а также в целях выполнения иных задач и функций, возложенных на таможенные органы законодательными актами, вправе без письменного согласия физических лиц:
собирать, обрабатывать, хранить и использовать персональные данные физических лиц;
получать безвозмездно персональные данные физических лиц от государственных органов, иных организаций, в том числе из информационных ресурсов и систем, содержащих персональные данные;
иметь доступ, включая удаленный, к информационным ресурсам и системам, содержащим такие данные.
66. Организациями, осуществляющими таможенное сопровождение транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем, автомобильным транспортом, или автомобильных транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, являются Департамент охраны Министерства внутренних дел, РУП "Белтаможсервис".
67. Возврат денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки банка на текущий (расчетный) банковский счет, открываемый Министерству финансов для зачисления платежей в бюджет, контроль за уплатой которых осуществляется таможенными органами, либо на текущий (расчетный) банковский счет таможенного органа, осуществляется в порядке, установленном законодательством.
68. В случае применения в соответствии с Договором мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в рамках международного договора с представлением при их таможенном декларировании сертификата о происхождении товара, применение которого предусмотрено таким международным договором, дополнительно подтверждается декларацией о происхождении товара в соответствии с правилами. При этом сертификат о происхождении товара, предусмотренный правилами, не представляется.
Для целей настоящего пункта:
под международным договором понимается международный договор Республики Беларусь с третьей стороной или международный договор, участниками которого являются все государства - члены ЕАЭС, заключенные до 1 января 2015 г. и предусматривающие предоставление преференций в торговле с такой третьей стороной;
под правилами понимаются правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС (непреференциальные правила определения происхождения товаров), указанные в пункте 2 статьи 37 Договора.
(п. 68 введен Указом Президента РБ от 31.12.2020 N 510)