В Евразийском экономическом союзе, а, значит, в Российской Федерации, осуществляется единое таможенное регулирование, в ходе которого таможенными органами реализуется значительный объем полномочий, который можно условно разделить на три блока: деятельность таможенных органов, связанная непосредственно с таможенным делом, осуществление правоохранительной деятельности и исполнение дополнительно возложенных функций.
Для урегулирования спорных ситуаций, возникающих в ходе решения этих задач, созданы различные правовые механизмы.
Один из них – ведомственное обжалование, надежный способ восстановления баланса правоотношений между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Однако он применим далеко не ко всем решениям, принимаемым таможенными органами в ходе таможенного регулирования. Чтобы не столкнуться с отказом в рассмотрении жалобы по существу, участникам внешнеэкономической деятельности необходимо помнить, что его предметом являются следующие решения, действия (бездействие) таможенных органов:
- о регистрации таможенной декларации,
- об отказе в выпуске товаров,
- по классификации товара,
- о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей,
- о внесении изменений и дополнений в декларацию на товары, в том числе по вопросам таможенной стоимости товаров и др.
Следующий правовой механизм – подача жалобы в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях либо Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Он поможет заинтересованным лицам разрешить спорные ситуации при несогласии с решениями (действиями) таможенных органов, связанных с выявлением, предупреждением, пресечением преступлений и административных правонарушений, а также с осуществлением мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека.
И, наконец, третий – обращение с заявлением в суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации либо Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации. Данный способ рассмотрения споров применим при несогласии с решениями таможенных органов, связанных с реализацией ими дополнительных функций, таких, как выдача паспортов транспортных средств, взимание утилизационного сбора.
Спорные ситуации при правоприменении, неоднозначный подход у таможенных органов и лиц, совершающих таможенные операции – признаки активной деятельности и поступательного развития. А минимизация временных затрат – один из сопутствующих элементов успеха любого мероприятия.
Поэтому, чтобы успешно разрешить спор, необходимо правильно определить его предмет и избрать способ защиты нарушенных прав. В случае выбора ведомственной компетенции для разрешения спора, мотивированная позиция по вопросу от беспристрастного арбитра – вышестоящего таможенного органа – будет обеспечена в течение непродолжительного срока, не превышающего одного месяца.