Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.12.2018 № А56-122276/2018

Об отказе в удовлетворении заявления АО "Кемира ХИМ" о возврате Санкт-Петербургской таможней излишне уплаченных таможенных платежей
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области
от 18 декабря 2018 года Дело N А56-122276/2018

 

См. также: Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2019 г. Дело N А56-122276/2018, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июля 2019 г. Дело N А56-122276/2018, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 марта 2020 года Дело N А56-122276/2018, Определение Судебной коллегия по экономическим спорам Верховного суда Российской Федерации от 14 мая 2020 года Дело N А56-122276/2018

 
Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2018 года.
 
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2018 года.
 

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе судьи Терешенков А.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником Ступкевич А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель - АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "КЕМИРА ХИМ"

заинтересованное лицо - САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ

об обязании возвратить излишне уплаченные таможенные платежи

при участии

от заявителя - Кравцова С.К., Беляков К.Е.,

от заинтересованного лица - Бахарева Т.З., Колягина А.П., Синюк А.М.,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Кемира ХИМ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просит обязать Санкт-Петербургскую таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере 3 473 942,05 руб.

В судебном заседании представитель Общества поддержал заявленные требования, а представитель таможенного органа возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Во исполнение внешнеторгового контракта от 22.12.2010 N Р10/2011, заключенного с компанией "Kemira OYJ" (Финляндия), АО "Кемира ХИМ" на таможенную территорию Евразийского экономического союза ввезен и задекларирован на Парголовском таможенном посту по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 товар - "водная эмульсия полиамидоаминной эпихлоргидриновой смолы-21%, вода-79% для использования в бумажной промышленности в качестве средства повышения прочности бумаги во влажном состоянии, без содержания этилового спирта, наливом в цистерне", изготовитель "Kemira OYJ", товарный знак Kemira, марка: Fennostrength PA21, страна происхождения - Финляндия, заявленный код товара по ТН ВЭД - 3908 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС, вес нетто 11 530 кг. Таможенная стоимость ввезенного товара определена декларантом по методу определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и заявлена в ДТС-1.

Для подтверждения сведений о заявленной таможенной стоимости товаров в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение), в процессе осуществления таможенных операций декларантом представлены документы, предусмотренные пунктом 1 приложения N 1 к порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376.

В ходе проверки правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 таможенным органом были выявлены признаки, указывающие на то, что сведения о заявленной таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены.

В связи с этим в порядке статьи 69 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) 24.06.2016, 28.02.2016, 09.03.2016, 17.03.2016 соответственно, должностным лицом Парголовского таможенного поста приняты решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара у декларанта запрошены дополнительные документы, сведения и пояснения, необходимые для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара.

В целях выпуска товара декларанту предложено представить обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов.

25.02.2016 товар, задекларированный по ДТ N 10210350/240216/0002647, выпущен с предоставлением обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в размере 790 774,76 руб.

28.02.2016 товар, задекларированный по ДТ N 10210350/270216/0002968, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 900 484,41 руб.

11.03.2016 товар, задекларированный по ДТ N 10210350/110316/0003562, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 765 813,62 руб.

17.03.2016 товар, задекларированный по ДТ N 10210350/140316/0003987, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 663 013,07 руб.

05.03.2016 товар, задекларированный по ДТ N 10210350/040316/0003391, выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей в размере 664 531,27 руб.

По результатам проведенной дополнительной проверки таможней сделан вывод о наличии ограничений в применении метода определения таможенной стоимости, установленного статьей 4 Соглашения.

Контроль таможенной стоимости осуществлялся Санкт-Петербургской таможней, исходя из анализа ценовой информации на однородные товары, имеющиеся в распоряжении таможенного органа, и показал, что декларантом не подтверждена правомерность определения таможенной стоимости в соответствии со статьей 4 Соглашения, в связи с чем таможенная стоимость товаров, задекларированных по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987, скорректирована таможенным органом и определена по резервному методу.

В апреле 2016 года ЗАО "Кемира ХИМ" обратилось в Северо-Западное таможенное управление с жалобами на решения Санкт-Петербургской таможни о корректировке таможенной стоимости по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968. В рассмотрении жалоб Северо-Западным таможенным управлением отказано.

05.09.2016 ЗАО "Кемира ХИМ" направило в Санкт-Петербургскую таможню обращение (вх. таможни N 22702 от 05.09.2016) в котором просило пересмотреть решения о корректировке таможенной стоимости по ДТ NN 10210350/180216/0002439, 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987.

Санкт-Петербургской таможней отменено в порядке ведомственного контроля решение по корректировке таможенной стоимости, принятое по ДТ N 10210350/180216/0002439 Парголовским таможенным постом. В отношении ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 обращение ЗАО "Кемира ХИМ" в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального Закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направлено для рассмотрения в Северо-Западное таможенное управление. Письмом от 03.10.2016 исх. N 14-02-19/21736 Северо-Западное таможенное управление уведомило ЗАО "Кемира ХИМ" о том, что информация, изложенная в обращениях, принята к сведению, однако пересмотр в порядке ведомственного контроля решений нижестоящего таможенного органа является правом таможенного органа.

05.02.2018 АО "Кемира ХИМ" обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни N 2764 от 07.02.2018).

Согласно ответу Санкт-Петербургской таможни от 12.02.2018 N 19-24/04242 заявление Общества оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российском Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ), поскольку к нему не представлены платежные документы, подтверждающие уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату и документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Заявление возвращено Обществу вместе с комплектом документов.

13.03.2018 АО "Кемира ХИМ" вновь обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с заявлением о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (вх. таможни от 14.03.2018 N 5390).

Решением, оформленным письмом Санкт-Петербургской таможни от 20.03.2018 исх. N 19-24/07966, заявление Общества оставлено без рассмотрения на основании части 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. Также указано на несоблюдение процедуры, установленной пунктом 2 статьи 67 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС). Заявление с комплектом документов возвращено Обществу.

10.04.2018 АО "Кемира ХИМ" обратилось в Санкт-Петербургскую таможню с жалобой, содержащей требование о пересмотре решений Санкт-Петербургской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров, ввезенных по ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 в порядке ст. 358 ТК ЕАЭС, главы 3 Федерального закона N 311-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона N 311-ФЗ заявление Общества в части обжалования решений Санкт-Петербургской таможни о корректировке таможенной стоимости направлено для рассмотрения по принадлежности в Северо-Западное таможенное управление, о чем АО "Кемира ХИМ" уведомлено письмом от 17.04.2018 N 04-30/11362.

Общество не согласилось с действиями таможни и обратилось в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд полагает, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 66 ТК ЕАЭС излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов денежные средства (деньги), идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров и размер которых превышает размер таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 67 ТК ЕАЭС, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в случае, если таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами.

В соответствии частью 2 статьи 67 ТК ЕАЭС, возврат (зачет) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенным органом при условии внесения в установленном порядке изменений (дополнений) в сведения об исчисленных таможенных пошлинах, налогах, заявленные в декларации на товары, либо корректировки в установленном порядке сведений об исчисленных таможенных платежах в таможенном приходном ордере либо ином таможенном документе, определенном Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 настоящего Кодекса, или в таможенных документах, указанных в пункте 4 статьи 52 и абзаце втором пункта 4 статьи 277 настоящего Кодекса, и при соблюдении иных условий для возврата (зачета) сумм излишне уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, устанавливаемых законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таможенных пошлин, налогов.

В силу части 4 статьи 67 ТК ЕАЭС возврат (зачет) сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государства-члена, в котором произведены уплата и (или) взыскание таких ввозных таможенных пошлин, с учетом положений Договора о Союзе.

Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов на дату обращения Общества с заявлениями о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин налогов (05.02.2018 и 13.03.2018) регулировался статьей 147 Закона N 311-ФЗ.

По правилам части 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы (указанные в части 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ) подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 ­- 7 статьи 122 названного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Закона N 311-ФЗ (часть 4 рассматриваемой статьи).

В пункте 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" разъяснено, что к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, подтверждающие факт их излишней уплаты или взыскания (часть 2 статьи 147 Закона N 311-ФЗ).

Исходя из данных положений заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей подлежит рассмотрению, если одновременно с его подачей или ранее декларантом было инициировано внесение соответствующих изменений в декларацию на товары и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие необходимость внесения таких изменений.

Если исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в ДТ, документом, подтверждающими факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено статьей 147 Федерального закона, является корректировка декларации на товары, зарегистрированная таможенным органом в соответствии с требованиями Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289, которым также установлен порядок внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после их выпуска.

В частности, согласно пункту 11 Порядка N 289 сведения, указанные в ДТ, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров:

а) по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ (далее - обращение), в следующих случаях:

принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376;

выявление недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей;

выявление несоблюдения условий и требований заявленной таможенной процедуры;

выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления таких льгот;

выявление фактов совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных законодательством государств-членов, за исключением случая, установленного абзацем настоящего подпункта;

применение (восстановление) режима предоставления тарифных преференций или режима наиболее благоприятствуемой нации;

выявление необходимости внесения дополнений в сведения, указанные в ДТ;

выявление несоответствия сведений, указанных в ДТ, сведениям, содержащимся в документах, представленных при таможенном декларировании товаров, и (или) подлежащим указанию в ДТ;

выявление необходимости внесения изменений и (или) дополнений в записи (отметки) в графах ДТ, заполняемых должностным лицом.

Согласно пунктам 12, 13, 14 Порядка N 289 внесение изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ, после выпуска товаров по инициативе декларанта осуществляется на основании обращения.

Обращение составляется в произвольной письменной форме, если иное не установлено настоящим Порядком. В обращении указываются регистрационный номер ДТ, перечень вносимых в нее изменений и (или) дополнений и обоснование необходимости внесения таких изменений и (или) дополнений. К обращению прилагаются надлежащим образом заполненная КДТ, ее электронная копия, документы, подтверждающие изменения и (или) дополнения, вносимые в сведения, указанные в ДТ, в том числе документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных, иных платежей, а при корректировке таможенной стоимости товаров - также ДТС и ее электронная копия.

Таким образом, названными пунктами Порядка N 289 прямо предусмотрено применительно к обстоятельствам настоящего дела представление декларантом КДТ при подаче в таможенный орган заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Как установлено судом, с заявлением о внесении изменений в ДТ NN 10210350/240216/0002647, 10210350/270216/0002968, 10210350/040316/0003391, 10210350/110316/0003562, 10210350/140316/0003987 Общество в таможенный орган не обращалось. К заявлению о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов не приложена КДТ и при обращении в таможенный орган не представлена. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Таким образом, к заявлению АО "Кемира ХИМ" от 05.02.2018 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не приложены документы, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, что явилось законным основанием для возврата таможней заявления Общества без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 147 Закона N 311-ФЗ.

К заявлению АО "Кемира ХИМ" от 13.03.2018 о возврате излишне уплаченных таможенных платежей не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 147 Закона о таможенном регулировании, что явилось законным основанием для возврата таможней заявления Общества без рассмотрения в соответствии частью 4 статьи 147 Закона о таможенном регулировании.

Поскольку заявителем не был соблюден обязательный порядок подачи заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, то требование об устранении нарушения прав и законных интересов Общества в виде обязания таможенный орган возвратить излишне уплаченные таможенные платежи отклоняется судом.

При таких обстоятельствах требования Общества не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 110, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Арбитражный суд РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления отказать.

Судебные расходы по делу отнести на заявителя.

Решение может быть обжаловано в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия.

 
Судья
Терешенков А.Г.
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha