Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.02.2020 № А15-2651/2017

Об отказе в удовлетворении кассационной жалобы Дагестанской таможни на решение суда по делу об АПН в отношении ОАО "РЖД"
'
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа
от 6 февраля 2020 г. Дело N А15-2651/2017

 

См. также: Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 октября 2019 г. Дело N А15-2651/2017

 
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года
 
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2020 года
 

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (ИНН 7708503227, ОГРН 1037739877295) - Дыдочкина М.В. (доверенности от 23.09.2019, 01.10.2019), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Дагестанской таможни (ИНН 0541015036, ОГРН 1020502528727), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 35430 1, 35432 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Дагестанской таможни на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А15-2651/2017, УСТАНОВИЛ следующее.

ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Северо-Кавказской железной дороги (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Дагестанской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 13.04.2017 N 10801000-1441/2016 о привлечении к ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа за несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию.

Решением суда от 11.06.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 11.06.2019, заявление удовлетворено, постановление таможни от 13.04.2017 N 10801000-1441/2016 признано незаконным и отменено.

Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, поскольку в Российскую Федерацию товар ввозился не с целью выпуска его в обращение на ее территории, а для помещения под режим таможенного транзита и дальнейшего ввоза на территорию Республики Казахстан.

В кассационной жалобе таможня просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования.

Заявитель кассационной жалобы указывает, что перемещение через государственную границу Российской Федерации и помещение под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, в том числе с территории иностранных государств в третьи страны, транзитом через территорию Российской Федерации, не допускается. В действиях общества имеется состав вмененного ему правонарушения, поскольку установленный запрет на ввоз санкционных товаров нарушается при фактическом пересечении товарами границы Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель общества поддержал возражения, изложенные в отзыве на жалобу.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что 29.12.2016 на железнодорожную станцию Дербент Республики Дагестан по железнодорожной накладной N 00140822 поступил железнодорожный вагон N 87439915, следующий из Турецкой Республики (отправитель "AG Transport and Development Ltd") в Республику Казахстан (получатель "Individual Entreprenev Malaxov V.V.").

Общество как перевозчик товара представило на таможенный пост товаросопроводительные документы, в том числе на товар "томаты свежие" (железнодорожную накладную N 00140822, фитосанитарный сертификат N 201715), в которых страной происхождения перевозимых обществом товаров указана Турецкая Республика.

При прибытии товаров таможня отобрала их пробы и образцы и провела экспертизу в рамках таможенного контроля, в заключении от 18.01.2017 N 12405030/0000781 регионом происхождения товара "томаты свежие" указаны северная и северо-восточная часть Турции, страны Закавказья (северная часть Армении, Грузия).

Установив, что спорный товар ("томаты свежие", код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) 0702 00) запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Указ N 583) и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1296 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.11.2015 N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" (далее - Постановление N 1296), таможня проставила на железнодорожной накладной отметку "Ввоз запрещен. Подлежит возврату. Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1296".

По факту ввоза товара таможня составила в отношении общества протокол от 28.02.2017 N 10801000-1441/2017 об административном правонарушении по статье 16.3 Кодекса и вынесла постановление от 13.04.2017 N 10801000-1441/2016 о привлечении к ответственности по статье 16.3 Кодекса в виде взыскания 50 тыс. рублей штрафа.

Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.

В статье 16.3 Кодекса установлена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 Кодекса.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 Кодекса, составляет несоблюдение установленных запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.

В соответствии со статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс, действовал в спорный период) перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии с частью 2 статьи 159 Таможенного кодекса независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 Таможенного кодекса.

При таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (пункт 3 статьи 3 Таможенного кодекса).

Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 Таможенного кодекса, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

При помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация (часть 1 статьи 182 Таможенного кодекса).

Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий: товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории; в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (пункты 1 и 2 статьи 216 Таможенного кодекса).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Указа N 583 органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, предписано в своей деятельности исходить из того, что на территории Российской Федерации временно вводится запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской Федерации по перечню, определяемому Правительством Российской Федерации.

Во исполнение Указа N 583 Постановлением N 1296 Правительство Российской Федерации утвердило Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Турецкая Республика и которые запрещены с 01.01.2016 к ввозу в Российскую Федерацию, в который в том числе входит товар - томаты, свежие и охлажденные (0702 00 ТН ВЭД ЕАЭС).

Следовательно, ввезенный обществом 29.12.2016 на территорию Российской Федерации товар "томаты свежие" в случае его невывоза за пределы Российской Федерации, подпадает под действие установленный Указом N 583 и Постановлением N 1296 запрет, что лица, участвующие в деле не оспаривают.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло перевозку товара, который направлялся из Турецкой Республики перевалкой со станции Поти Республики Грузия транзитом через Республику Азербайджан на станцию Атырау Республики Казахстан. На территорию Российской Федерации товар ввозился не с целью выпуска его в обращение на ее территории, а для помещения под режим таможенного транзита и дальнейшего ввоза на территорию Республики Казахстан, что лица, участвующие в деле, не оспаривают.

По смыслу пункта 1 Указа N 583 запреты и ограничения адресованы органам государственной власти Российской Федерации, федеральным государственным органам, органам местного самоуправления, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации.

Суд правильно отметил, что перевозка товара (томатов свежих) в рассматриваемом случае осуществлялась между двумя иностранными государствами (Турцией и Казахстаном), и, следовательно, на спорную перевозку, действие Указа N 583 не распространяется.

В частях 1, 3 статьи 3 Таможенного кодекса установлено, что национальное законодательство государств - членов Таможенного союза не является источником права в области таможенных правоотношений, и если в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, такое законодательство действует на территории этого государства - члена Таможенного союза.

Из этого следует, что если Российская Федерация вводит какие-либо ограничения, то они могут применяться только к импорту, не к таможенному транзиту. Данный вывод также следует и из части 4 статьи 3 Таможенного кодекса, устанавливающей, что при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, применяются таможенное законодательство Таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения. Национальное законодательство применяется, если иное не установлено Кодексом и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Таким образом, несоблюдение правовых норм национального законодательства (Указа N 583, Постановления N 1296), направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, и, следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.

В преамбуле Указа N 583 также определено, что данный акт издан в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281), направленного на защиту экономики Российской Федерации, а не на введение ограничений для третьих стран даже в случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.

Исходя из части 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ, и отнесения Указа N 583, Постановление N 1296 к актам национального законодательства Российской Федерации, действие которых пространственно и персонально ограничено, введенные указанные нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.

Следовательно, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения Таможенного кодекса, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут.

Данная правовая позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 307-АД16-16770, 09.04.2018 N 308-КГ17-17418.

Учитывая, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию Таможенного союза перевозчиком представлены все необходимые документы, подтверждающие происхождение и качество товара, оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможни не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения.

Судебные инстанции также учли, что в соответствии с § 2 статьи 22 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 года перевозчик не обязан проверять правильность и достаточность сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной.

Прием к перевозке грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением запорно-пломбировочного устройства, или вагонах с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность запорно-пломбировочного устройства, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.) (пункт 23.1 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 28 (действующих в спорный период)).

К спорному товару таможня применила меры по контролю за запрещенной к ввозу в Российскую Федерацию продукцией, проставив на железнодорожной накладной отметку "Ввоз запрещен. Подлежит возврату. Постановление Правительства РФ от 30.11.2016 N 1296". Общество указывает и таможня не отрицает, что оно выполнило требование таможни, вывезя 01.01.2017 в составе поезда N 3610 вагон с указанным товаром за пределы таможенной территории Таможенного союза на территорию Республики Азербайджан.

О наличии сомнений в подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов или оснований полагать, что доставка спорного товара не будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а также возможном выпуске продукции в обращение на территории Российской Федерации таможня ни в ходе рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, ни в ходе судебного разбирательства, доводы не приводила. Такие обстоятельства и не являлись причиной привлечения общества к ответственности.

При таких обстоятельствах судебные инстанции сделали обоснованный вывод об отсутствии в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 Кодекса, что является обстоятельством, исключающим привлечение его к административной ответственности.

Вывод судебных инстанций соответствует позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.03.2019 N 308-ЭС19-1605, 09.01.2020 N 308-ЭС19-24642.

Довод таможни о законности ее действий со ссылкой на определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2017 N 307-АД16-14218 по делу N А52-2399/2015 подлежит отклонению, поскольку при рассмотрении дела N А52-2399/2015 судебные инстанции исходили из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами рассматриваемого дела.

Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам.

Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 11.06.2019 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2019 по делу N А15-2651/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

 
Председательствующий
Л.А. Черных
 
Судьи
Л.Н. Воловик
М.В. Посаженников
  • Документ полезен? 0 m n 0
'
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Добавить
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.