Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
осталось 36 дней
Электронные подписи сотрудников организаций действуют до 01.09.2024! Замените ЭП сотрудника на ЭП физического лица Электронная подпись физического лица
онлайн-справочник

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2021 № А62-2633/2021

Об отказе в удовлетворении требования Центральной акцизной таможни к ООО "Агромоторс" о взыскании утилизационного сбора и пени при ввозе на территорию РФ самоходного транспортного средства
Решение Арбитражного суда Смоленской области
от 9 сентября 2021 г. по делу N А62-2633/2021

 

См.также: Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 августа 2022 г. по делу N А62-2633/2021. Решение Арбитражного суда Смоленской области от 7 декабря 2022 г. по делу N А62-2633/2021. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2023 г. по делу N А62-2633/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 27.08.2021
 
Полный текст решения изготовлен 09.09.2021

 

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Красильниковой В.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.А., рассмотрев в судебном заседании посредством проведения онлайн-заседания дело по заявлению Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065; ИНН 7703166563) к обществу с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (ОГРН 1166733073870; ИНН 6732136096) о взыскании утилизационного сбора и пени,

при участии:

от заявителя: Сажина К.О.- представитель по доверенности, паспорт, диплом;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

 

УСТАНОВИЛ:

 

Центральная акцизная таможня (далее - заявитель, Таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью "Агромоторс" (далее - ответчик, Общество) о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 2 760 000 руб. и пени в размере 77 096 руб.

В обоснование требований указано, что Обществом на Акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (далее - АСТП (ЦЭД), таможенный пост) подана декларация на товар (далее - ДТ) N 10009100/190820/0072578, по которой задекларирована самоходная техника -малогабаритные тракторы.

Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Письмом от 26.10.2020 N 13-12/20531 Таможня направила Обществу уведомление об уплате утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.

Поскольку задолженность и пени не уплачены в добровольном порядке, Таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) все имеющиеся в материалах дела документы, суд пришел к следующему выводу.

Согласно пункту 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

В соответствии с частью 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о взыскании обязательных платежей и санкций подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке.

Как следует из материалов дела, задекларированные товары приобретены обществом по контракту N LP-02 от 14.01.2020, заключенному с организацией-контрагентом (КНР) и предусматривающему (согласно спецификации) поставку мини-тракторов без кабины, мощностью 15,0 л.с. марка "Кентавр".

В таможенной декларации товар указан как средства малой механизации: тракторы малогабаритные четырехколесные, новые, модель "Т-15", момент выпуска 01.07.2020, не оснащены кабиной, номер кузова отсутствует, оснащены дизельными двигателями внутреннего сгорания, товарный знак Кентавр.

Согласно сертификату соответствия ввезенный товар является средствами малой механизации садово-огородного и лесохозяйственного применения механизированные: тракторы малогабаритные.

Основанием для предъявления таможенным органом требования об уплате утилизационного сбора послужил тот факт, что ввезенные обществом товары классифицированы по коду 8701 91 100 0 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД), предусмотренному для тракторов сельскохозяйственных колесных, и наличие данного кода в разделе XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 (далее - Перечень).

Как отмечено в преамбуле Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), данный Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления утилизационный сбор за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно пункту 2 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено определение такого элемента юридического состава утилизационного сбора как его объект обложения, а именно, установление видов и категорий транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (пункт 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления).

Из содержания данных законоположений, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.

Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.

В рамках реализации названных полномочий Правительство Российской Федерации приняло постановление N 81, утвердив Перечень видов и категорий самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор и Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора.

Утвержденный постановлением N 81 Перечень содержит раздел XIV "Тракторы колесные", в который включены транспортные средства, классифицируемые по кодам ТН ВЭД 8401 91, 8701 92.

Спорные тракторы колесные классифицированы по коду товарной позиции 8701 91 100 0 ТН ВЭД НАЭС и включены в раздел XIV "Тракторы колесные" Перечня.

К указанному коду отнесены тракторы для сельскохозяйственных работ (за исключением одноосных тракторов) и тракторы для лесного хозяйства, колесные: новые.

Из содержания положений Закона N 89-ФЗ, определяющих цель взимания утилизационного сбора, его объект обложения и правила стоимостной оценки объекта, вытекает, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат.

Поскольку утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ.

Таким образом, в утвержденном постановлением N 81 Перечне не указано на то, что для отнесения ввозимого товара к Перечню достаточно совпадения одного лишь кода ТН ВЭД.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 (ред. от 22.06.2009) "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов (пункт 1), в том числе, выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию Российской Федерации (пункт 2).

В силу пункта 7 статьи 24.1 Закона об отходах производства и пункта 13 Правил взимания утилизационного сбора таможенный орган проставляет отметку об уплате утилизационного сбора на бланках паспортов самоходных машин.

Таким образом, по общему правилу утилизационный сбор уплачивается при ввозе на территорию Российской Федерации товаров, представляющих собой самоходные транспортные средства, в отношении которых таможенным органом оформляются соответствующие паспорта (указанная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 13.05.2019 N 301-ЭС19-157).

При этом таможенным органом не были представлены доказательства выдачи паспортов самоходных машин в отношении ввезенных обществом товаров.

С учетом изложенного суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных Таможней требований.

Руководствуясь статьями 167 – 171, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении требований Центральной акцизной таможне (ОГРН 1027700552065; ИНН 7703166563) отказать.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее решение суда в течение месяца после его принятия в апелляционную инстанцию – Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г.Тула), в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Арбитражный суд Центрального округа (г. Калуга) при условии, что решение суда было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

 
Судья
В.В. Красильникова
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha