Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
 
Центральный офис:
Контакты Дилеры
осталось 36 дней
Электронные подписи сотрудников организаций действуют до 01.09.2024! Замените ЭП сотрудника на ЭП физического лица Электронная подпись физического лица
онлайн-справочник

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.08.2022 № А62-2633/2021

Об отмене решения Арбитражного суда Смоленской области и постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда по делу в отношении ООО "Агромоторс" о взыскании утилизационного сбора и пени при ввозе на территорию РФ самоходного транспортного средства
Постановление Арбитражного суда Центрального округа
от 22 августа 2022 г. по делу N А62-2633/2021

 

См.также: Решение Арбитражного суда Смоленской области от 9 сентября 2021 г. по делу N А62-2633/2021, Решение Арбитражного суда Смоленской области от 7 декабря 2022 г. по делу N А62-2633/2021, Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2023 г. по делу N А62-2633/2021

 

Резолютивная часть постановления объявлена 16.08.2022.

 

Арбитражный суд Центрального округа в составе:

Председательствующего Чаусовой Е.Н.

Судей

Бутченко Ю.В.

ФИО1

При участии в заседании:

от Центральной акцизной таможни (<...>)

от ООО "Агромоторс" (ОГРН <***>, ИНН <***>)

ФИО2 - представителя (доверен. от 13.05.2022 N05-01-23/12153)

не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу NА62-2633/2021,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Центральная акцизная таможня обратилась в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Агромоторс" о взыскании неуплаченного утилизационного сбора в размере 2760000 руб. и пени в размере 77096 руб.

Решением Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможенный орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, обществом на акцизном специализированном таможенном посту (Центр электронного декларирования) Центральной акцизной таможни подана декларация на товары N10009100/190820/0072578, по которой задекларирован товар в количестве 40 штук - средства малой механизации: тракторы малогабаритные четырехколесные, новые, модель Т-15. В описании товара содержится информация о номере шасси, модели двигателя, номинальной мощности, объеме двигателя, скорости применительно к каждой единице товара. Заявленный код ТН ВЭД 8701 91 100.

Товары выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Письмом от 26.10.2020 N13-12/20531 таможня направила обществу уведомление об уплате утилизационного сбора в срок не позднее чем через 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.

Поскольку утилизационный сбор не был уплачен обществом, таможенный орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу п.1 ст.24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации (п.2 ст. 24.1 Закона N89-ФЗ).

Согласно п.3 ст.24.1 Закона N89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с п.4 ст.24.1 Закона N89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств (п.5 ст.24.1 Закона).

Паспорта транспортных средств (паспорта шасси транспортных средств), паспорта самоходных машин и других видов техники оформляются и выдаются в соответствии с правом Евразийского экономического союза (п.7 ст.24.1 Закона).

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 13.05.2019 N301-ЭС19-157 указано, что при решении вопроса о возникновении обязанности по уплате данного сбора во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация или иное обращение с отходами которого после окончания эксплуатации будет необходимо для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду, то есть потребует несения соответствующих затрат. Принимая во внимание, что утилизационный сбор не является таможенным платежом, отнесение ввозимого товара к тому или иному коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что таможней не представлено доказательств выдачи обществу паспортов самоходных машин. Суд апелляционной инстанции поддержал вывод суда первой инстанции, указав, что ввезенный обществом спорный товар не был предназначен для эксплуатации в качестве транспортного средства.

Между тем, судами не учтено, что пунктом 7 статьи 24.1 Закона N89-ФЗ предусмотрены оформление и выдача паспортов не только в отношении самоходных машин, но в отношении иных видов техники, а в соответствии с п.1 ст. 24.1 данного Закона к понятию "транспортные средства" относятся, как самоходные машины, так и колесные транспортные средства (шасси), прицепы.

Вопрос о том, относится ли ввезенный обществом товар к этим "иным видам техники" и подлежит ли в этом случае оформлению и выдаче иной паспорт (документ) в соответствии с правом Евразийского экономического союза, судами не выяснялся, для каких целей предназначен товар не установлено.

Согласно Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N81, утилизационный сбор уплачивается в отношении тракторов колесных мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с.

При рассмотрении настоящего спора необходимо, исходя из технической документации, дать оценку тому обстоятельству, относятся ли ввезенные обществом средства малой механизации мощностью 15 л.с. к тракторам колесным мощностью силовой установки более 5,5 л.с. и не более 30 л.с. в понятии, определенном Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N81.

Поскольку судами вышеперечисленные обстоятельства не были исследованы и оценены, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение, в ходе которого следует учесть вышеизложенное.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 287, ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Смоленской области от 09.09.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2022 по делу N А62-2633/2021 отменить и дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Смоленской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст.291.1, ст.291.2 АПК РФ.

 
Председательствующий
Е.Н. Чаусова
 
Судьи
Ю.В. Бутченко
ФИО1
  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha