|
;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 01.07.2021 |
На основании части второй пункта 7 статьи 86 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. N 13/365 "О взаимодействии таможенных органов и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при направлении и получении электронных документов" следующие изменения:
1.1. преамбулу после слов "части второй пункта 7 статьи 56" дополнить словами "и части второй пункта 7 статьи 86";
1.2. пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (прилагается);
Инструкцию о порядке представления сведений по запросам таможенных органов (прилагается).";
1.3. дополнить постановление Инструкцией о порядке представления сведений по запросам таможенных органов (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2021 г.
1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – банк) по запросу таможенного органа сведений о наличии у плательщиков счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам, конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе плательщика, находящемся на хранении в банке.
2. Для целей настоящей Инструкции:
2.1. под счетом понимается банковский счет, открытый плательщику на основании договора, заключенного с банком в порядке, установленном банковским законодательством, в том числе счет по учету вклада (депозита);
2.2. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";
2.3. под электронными документами банков понимаются:
уведомления о приеме к исполнению либо о причине непринятия к исполнению запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам плательщика (далее, если не установлено иное, – электронное уведомление);
сведения о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам плательщика (далее – сведения о движении денежных средств).
3. Банки представляют таможенному органу:
в письменной форме – сведения о наличии счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе, находящемся на хранении в банке;
в виде электронного документа – сведения о движении денежных средств, а при отсутствии возможности представить такие сведения в виде электронного документа они представляются в письменной форме.
4. Сведения, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа, оформленного в письменной форме.
Сведения, указанные в абзаце третьем пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств, сформированного в виде электронного документа (далее – запрос о движении денежных средств).
5. Передача в банки запросов о движении денежных средств и прием электронных документов банков осуществляется посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее – ПТК "Шлюз").
Обмен электронными документами между таможенными органами и банками осуществляется с использованием республиканской централизованной системы обмена межбанковской корреспонденцией в виде электронных документов (далее – РЦСОЭД), функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".
Таможенным органом для передачи запроса о движении денежных средств используется тип электронного документа МТ 920 "Запрос информации о движении денежных средств по счету клиента".
Банками используются следующие типы электронных документов:
для передачи сведений о движении денежных средств – МТ 950 "Информация о движении денежных средств по счету клиента";
для передачи электронного уведомления – МТ 999 "Уведомление".
Заполнение указанных типов электронных документов, а также применение технологии их передачи осуществляется с учетом требований технической документации РЦСОЭД.
6. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов, указанных в частях третьей и четвертой пункта 5 настоящей Инструкции, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков и Национального банка.
7. Программные и технические средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты запросов о движении денежных средств и электронных документов банков, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов Национального банка.
8. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту запросов о движении денежных средств и электронных документов банков и содержащихся в них сведений при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Хранение запросов о движении денежных средств и электронных документов банков осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
9. Запрос о движении денежных средств создается с использованием автоматизированных информационных систем таможенных органов отдельно по каждому счету, электронному кошельку. В автоматизированной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания запроса о движении денежных средств.
Прием электронных документов банков осуществляется с использованием ПТК "Шлюз" с фиксированием даты и времени их получения.
10. Минская центральная таможня загружает полученные от таможенных органов запросы о движении денежных средств в ПТК "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, регламентированной Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД.
Удостоверенные запросы о движении денежных средств в автоматизированном режиме с использованием ПТК "Шлюз" направляются в банк Республики Беларусь, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее – банк плательщика).
Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПТК "Шлюз" электронные документы, содержащие сведения о движении денежных средств, и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
11. Банк плательщика при поступлении запроса о движении денежных средств с использованием автоматизированной системы данного банка формирует сведения о движении денежных средств и направляет их в Минскую центральную таможню не позднее трех рабочих дней, следующих за днем, в котором поступил данный запрос.
12. По каждому принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика создает уведомление о приеме к исполнению с указанием номера, даты и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества, если таковое имеется) плательщика, учетного номера плательщика, реквизитов банка плательщика и в день поступления в банк запроса о движении денежных средств передает данное уведомление в Минскую центральную таможню.
13. Запрос о движении денежных средств не принимается банком плательщика в случае, если:
указанные в запросе о движении денежных средств реквизиты счета, электронного кошелька и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке реквизитам счета, электронного кошелька и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступил запрос;
срок, указанный в запросе о движении денежных средств, превышает срок, установленный законодательством для хранения названных сведений;
целостность и подлинность запроса о движении денежных средств не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.
Не принятый банком плательщика запрос о движении денежных средств не подлежит возврату в таможенный орган.
По каждому не принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика создает уведомление о причине непринятия к исполнению с указанием причин неисполнения, а также номера, даты и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества, если таковое имеется) плательщика, учетного номера плательщика, реквизитов банка плательщика и в день поступления в банк запроса о движении денежных средств передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в информационную систему таможенного органа.
Таможенный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного уведомления, указанного в части третьей настоящего пункта, в порядке, установленном частью первой пункта 9 настоящей Инструкции, при наличии оснований направляет запрос о движении денежных средств с устранением причин его непринятия.
Если в запросе о движении денежных средств указан период представления сведений о движении денежных средств по счету плательщика, открытому в банке плательщика, и в данном периоде указан срок, определенный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, то запрос о движении денежных средств не исполняется только в части данного срока. В этом случае банком плательщика формируются уведомление о приеме к исполнению запроса о движении денежных средств и уведомление о причине непринятия к исполнению (в части срока, определенного в абзаце третьем части первой настоящего пункта).
14. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения запроса о движении денежных средств, дата и время передачи в Минскую центральную таможню электронных документов банка.
15. В случае невозможности приема и передачи запроса о движении денежных средств и электронных документов банков из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПТК "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.
Информирование банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в аналогичном порядке.
В случае, указанном в части первой настоящего пункта, сведения о движении денежных средств представляются банком в письменной форме на основании письменного запроса таможенного органа.