Альта-Софт - более 30 лет успешной работы!
Техническая поддержка 24х7:
Москва
Центральный офис:
Контакты Дилеры
Выпуск машиночитаемой доверенности
онлайн-справочник

Постановление "О взаимодействии таможенных органов и банков, небанковских кредитно-финансовых организаций при направлении и получении электронных документов"

О порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, платежных требований в электронном виде
Постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь
и Правления Национального банка Республики Беларусь
от 30 июня 2016 г. N 13/365
"О взаимодействии таможенных органов и банков,
небанковских кредитно-финансовых организаций при
направлении и получении электронных документов"

 

(в ред. Постановлений ГТК РБ и Правления Национального банка РБ
от 19.12.2017 N 25/513, от 28.08.2019 N 41/351,
от 26.12.2019 N 63/533, от 25.05.2021 N 13/136,
от 22.07.2022 N 72/263)

 

На основании части второй пункта 7 статьи 56 и части второй пункта 7 статьи 86 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

На основании части второй пункта 7 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

На основании части второй пункта 7 статьи 56, пункта 7 статьи 62, части первой пункта 10 статьи 64 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

На основании части третьей пункта 5 статьи 53, части четвертой пункта 3 статьи 56, части шестой пункта 2 статьи 58 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228 "О некоторых вопросах таможенных органов", в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2014г. N 530, частей первой и второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить:

Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (прилагается);

Инструкцию о порядке представления сведений по запросам таможенных органов (прилагается).

1. Утвердить Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (прилагается).

1. Утвердить Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки некоторых решений таможенных органов, платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований в виде электронного документа (прилагается).

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки некоторых решений таможенных органов Республики Беларусь, платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований в виде электронного документа.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2018 г.

 
Председатель Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь
Ю.А.Сенько
 
Председатель Правления
Национального банка
Республики Беларусь
П.В.Каллаур

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь
и Правления Национального
банка Республики Беларусь
30.06.2016 N 13/365
(в редакции постановления
Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь
и Правления Национального
банка Республики Беларусь
22.07.2022 N 72/263)

Инструкция
о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных
органов, созданных в виде электронного документа

1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (далее — электронные документы таможенных органов) и направленных в банк Республики Беларусь, небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь.

2. Для целей настоящей Инструкции:

2.1. к решениям таможенных органов относятся:

решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятое в форме постановления о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно- финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее — постановление о приостановлении операций);

решение об отмене постановления о приостановлении операций, принятое в форме постановления об отмене постановления о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее — постановление об отмене приостановления операций);

2.2. к электронным документам банков Республики Беларусь, небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь (далее — банк), создаваемым при приеме и обработке электронных документов таможенных органов, относится уведомление о приеме к исполнению либо причине непринятия к исполнению постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций (далее — электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов);

2.3. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных соответственно абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-3 "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков и Национального банка.

4. Передача электронных документов таможенных органов в банки, обслуживающие счета плательщиков, осуществляется посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее — ПTK "Шлюз").

Обмен электронными документами между таможенными органами и банками осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее — технология OMK) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".

При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков используются следующие электронные документы, содержащие финансовые сообщения MX (далее — электронные документы MX):

электронный документ MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";

электронный документ MX acmt.003 "Изменение режима функционирования счета"; электронный документ MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".

Заполнение элементов электронных документов MX, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии OMK.

5. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны обеспечивать возможность применения технологии OMK.

6. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

Хранение электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

7. Электронные документы таможенных органов создаются с использованием автоматизированной информационной системы таможенного органа. В автоматизированной информационной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания электронного документа таможенного органа.

8. Минская центральная таможня загружает созданные таможенным органом электронные документы в ПTK "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

9. Удостоверенные в соответствии с пунктом 8 настоящей Инструкции электронные документы таможенных органов в автоматизированном режиме с использованием ПTK "Шлюз" направляются в банк, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее — банк плательщика) в сроки, установленные пунктами 4 и 6 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь.

10. Реквизиты электронных документов таможенных органов должны соответствовать реквизитам документов, оформленных на бумажном носителе по формам, установленным в приложениях 11 и 21 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 97 ‹Об установлении форм документов".

11. Банк плательщика при получении электронных документов таможенных органов проверяет целостность и подлинность ЭЦП Минской центральной таможни для каждого электронного документа.

12. При обработке постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций банк плательщика проверяет наличие в них следующих сведений:

наименование (фамилия, инициалы) плательщика;

учетный номер плательщика;

номер банковского счета (электронного кошелька);

реквизиты банка плательщика.

13. Постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций не принимаются банком плательщика, если:

указанный в постановлении о приостановлении операций банковский счет (электронный кошелек) закрыт банком;

указанные в электронном документе таможенного органа номер банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке реквизитам банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступило постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций;

номер и дата постановления о приостановлении операций, указанные в постановлении об отмене приостановления операций, не совпадают с номером и датой постановления о приостановлении операций, имеющегося в банке плательщика;

в постановлении о приостановлении операций указаны реквизиты банковского счета плательщика, операции по которому не приостанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь;

целостность и подлинность электронного документа не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.

14. По каждому принятому (не принятому) электронному документу таможенного органа банк плательщика создает в день поступления электронного документа электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенного органа, в котором указываются:

вид электронного документа таможенного органа (постановление о приостановлении операций либо постановление об отмене приостановления операций);

реквизиты банка плательщика;

наименование (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) плательщика;

учетный номер плательщика;

номер электронного документа таможенного органа;

причины неисполнения (при направлении электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа).

15. Для передачи электронного уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов используются следующие электронные документы MX:

электронный документ MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";

электронный документ MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".

16. Банк плательщика удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в автоматизированную информационную систему таможенного органа.

17. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения электронного документа таможенного органа и дата и время передачи электронного документа банка плательщика.

18. Таможенный орган в день получения электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа при необходимости (наличии оснований) повторно направляет в банк плательщика электронный документ таможенного органа с устранением причин его непринятия.

Электронное уведомление о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа, поступившее в таможенный орган после 15 часов 30 минут, считается поступившим на следующий рабочий день.

19. Не принятые банком плательщика электронные документы таможенных органов не подлежат возврату в таможенный орган.

20. Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПTK "Шлюз" электронные документы банка плательщика и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.

21. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банка плательщика из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПTK "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.

Информирование таможенных органов банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в порядке, определенном в части первой настоящего пункта.

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь
и Правления Национального
банка Республики Беларусь
от 30.06.2016 N 13/365
(в ред. постановления
Государственного таможенного
комитета Республики Беларусь
и Правления Национального
банка Республики Беларусь
от 26.12.2019 N 63/533)

 

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке передачи, приема и обработки решений
таможенных органов, созданных в виде электронного документа

 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (далее – электронные документы таможенных органов) и направленных в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию (далее – банк).

2. Для целей настоящей Инструкции:

2.1. к решениям таможенных органов относятся:

решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятое в форме постановления (далее – постановление о приостановлении операций);

решение об отмене постановления о приостановлении операций, принятое в форме постановления (далее – постановление об отмене приостановления операций);

2.2. к электронным документам банков, создаваемым при приеме и обработке электронных документов таможенных органов, относится уведомление о приеме к исполнению либо причине непринятия к исполнению постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций (далее, если не указано иное, – электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению);

2.3. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков и Национального банка.

4. Передача электронных документов таможенных органов в банки осуществляется посредством автоматизированной системы "Клиент-банк" открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" (далее – автоматизированная система "Клиент-банк").

Обмен между банками электронными документами таможенных органов и электронными документами банков осуществляется с использованием республиканской централизованной системы обмена межбанковской корреспонденцией в виде электронных документов (далее – РЦСОЭД), функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр", между банком и его обособленными (структурными) подразделениями – с использованием автоматизированной системы банка.

При обмене электронными документами используются их следующие типы:

МТ 111 "Запрос на приостановление/возобновление операций по счетам";

МТ 112 "Уведомление о приеме/отклонении электронного документа".

Заполнение и применение технологии передачи указанных в части третьей настоящего пункта типов электронных документов осуществляется с учетом требований технической документации РЦСОЭД.

5. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны соответствовать обязательным для соблюдения техническим нормативным правовым актам Национального банка.

6. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

Хранение электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

7. Таможенный орган:

создает указанные в подпункте 2.1 пункта 2 настоящей Инструкции документы с использованием автоматизированной информационной системы таможенных органов;

загружает созданные документы в автоматизированную систему "Клиент-банк";

удостоверяет их с использованием средств ЭЦП, установленных локальным правовым актом открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" (далее – ОАО "АСБ Беларусбанк").

Электронные документы передаются таможенным органом с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк" в обособленное (структурное) подразделение ОАО "АСБ Беларусбанк", с которым таможенным органом заключен договор (далее, если не указано иное, – банк взыскателя), или ОАО "АСБ Беларусбанк" не позднее 16.00 дня их удостоверения ЭЦП.

В автоматизированной системе "Клиент-банк" фиксируются дата и время передачи электронных документов таможенных органов в банк взыскателя.

Передача в банк взыскателя электронных документов таможенного органа осуществляется по каналам связи, предусмотренным договором, заключенным между таможенным органом и банком взыскателя.

Электронные документы таможенных органов, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 настоящей Инструкции, направляются в банк взыскателя в сроки, установленные пунктами 4 и 6 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь.

8. Реквизиты электронных документов таможенных органов, указанных в подпункте 2.1 пункта 2 настоящей Инструкции, должны соответствовать реквизитам документов, оформленных на бумажном носителе по формам, установленным в приложениях 11 и 21 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 97 "Об установлении форм документов".

9. Прием от банка взыскателя электронных документов банков осуществляется таможенным органом с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк", в которой фиксируются дата и время их получения таможенным органом.

10. Банк взыскателя при получении электронных документов таможенных органов проверяет ЭЦП каждого электронного документа в порядке, установленном локальным правовым актом ОАО "АСБ Беларусбанк", регламентирующим применение электронных документов банка.

По каждому принятому электронному документу таможенного органа банк взыскателя направляет таможенному органу, направившему такой документ, электронное сообщение автоматизированной системы "Клиент-банк" о приеме данного электронного документа.

11. Электронные документы таможенных органов не принимаются банком взыскателя в случаях, если их целостность и подлинность не подтверждены ЭЦП, выработанной с использованием средств ЭЦП, установленных локальным правовым актом ОАО "АСБ Беларусбанк".

Не принятые электронные документы таможенных органов не подлежат возврату таможенному органу.

По каждому не принятому электронному документу таможенного органа банк взыскателя не позднее 15 минут с момента завершения его обработки автоматически формирует и направляет таможенному органу, направившему такой документ, электронное сообщение автоматизированной системы "Клиент-банк" о непринятии к исполнению электронного документа и уведомление о причине непринятия к исполнению, удостоверенное ЭЦП банка взыскателя.

12. Принятые банком взыскателя электронные документы таможенных органов в течение 15 минут с момента их поступления передаются в ОАО "АСБ Беларусбанк", если банковский идентификационный код (далее – БИК) банка взыскателя не совпадает с БИК банка или его обособленного (структурного) подразделения, в котором плательщику открыт счет (электронный кошелек) (далее – банк плательщика).

Банк взыскателя для передачи электронных документов таможенных органов использует тип электронного документа МТ 111.

13. Банк взыскателя не позднее 15 минут с момента получения электронных уведомлений банка плательщика о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) передает их в таможенный орган, направивший электронный документ, с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк".

14. В автоматизированной системе банка взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк" фиксируются дата и время получения и передачи электронных документов таможенных органов, а также электронных документов банков, в том числе созданных банком плательщика.

15. Банк взыскателя при приеме и передаче электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, созданных банком плательщика или банком взыскателя, обеспечивает полноту и неизменность информации, содержащейся в электронном документе, а также сохранение полной истории событий приема, обработки и передачи электронных документов таможенных органов и электронных документов банков с учетом требований, установленных для документов на бумажном носителе, в виде, приемлемом для визуального просмотра и воспроизведения.

16. ОАО "АСБ Беларусбанк" удостоверяет поступившие из банка взыскателя электронные документы таможенных органов с использованием средств ЭЦП, регламентированных Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД.

Электронные документы таможенных органов в течение 15 минут с момента их поступления из банка взыскателя передаются ОАО "АСБ Беларусбанк" посредством РЦСОЭД в банк, в обособленном (структурном) подразделении которого плательщику открыт счет (электронный кошелек) (далее – головной банк плательщика).

Электронные документы таможенных органов, поступившие в ОАО "АСБ Беларусбанк" после завершения работы РЦСОЭД, передаются им в головной банк плательщика в начале следующего рабочего дня.

ОАО "АСБ Беларусбанк" с использованием средств ЭЦП, регламентированных Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД, проверяет на предмет целостности и подлинности поступившие из головного банка плательщика электронные документы банка плательщика и в течение 15 минут с момента поступления передает их в банк взыскателя.

Электронные документы банка плательщика, поступившие в ОАО "АСБ Беларусбанк" после завершения работы РЦСОЭД, передаются им в банк взыскателя в начале следующего рабочего дня.

Головной банк плательщика проверяет полученные из ОАО "АСБ Беларусбанк" электронные документы таможенных органов с использованием средств ЭЦП, регламентированных Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД.

Электронные документы таможенных органов, поступившие в головной банк плательщика, незамедлительно передаются им в банк плательщика с использованием автоматизированной системы данного банка в порядке, установленном его локальным правовым актом.

Электронные документы таможенных органов, поступившие в головной банк плательщика после окончания рабочего дня банка, передаются им в банк плательщика в начале следующего рабочего дня.

17. Головной банк плательщика проверяет полученные из банка плательщика электронные документы банка средствами ЭЦП, используемыми в данном банке. Проверенные электронные документы банка удостоверяются с использованием средств ЭЦП, регламентированных Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД, и не позднее 15 минут с момента завершения данной проверки передаются головным банком плательщика посредством РЦСОЭД в ОАО "АСБ Беларусбанк".

18. В автоматизированных системах ОАО "АСБ Беларусбанк" и головного банка плательщика фиксируются дата и время получения и передачи электронных документов таможенных органов и электронных документов банка.

19. Банк взыскателя и банк плательщика совпадают в одном лице, если счет (электронный кошелек) плательщика и счет таможенного органа открыты в одном банке.

Если счет (электронный кошелек) плательщика открыт в обособленном (структурном) подразделении ОАО "АСБ Беларусбанк", не являющемся банком взыскателя, электронные документы таможенных органов передаются ОАО "АСБ Беларусбанк" в соответствующее обособленное (структурное) подразделение в порядке, установленном пунктом 16 настоящей Инструкции.

20. Головной банк плательщика и банк плательщика совпадают в одном лице, если счет (электронный кошелек) плательщика открыт в головном банке плательщика. В данном случае головной банк плательщика обрабатывает полученные из ОАО "АСБ Беларусбанк" электронные документы таможенных органов в порядке, установленном пунктами 21–30 настоящей Инструкции.

Если в головном банке плательщика используется централизованная модель автоматизированной системы обработки, прием электронных документов таможенных органов, полученных из ОАО "АСБ Беларусбанк", и их обработка осуществляются централизованно в порядке, установленном пунктами 21–30 настоящей Инструкции.

21. Банк плательщика проверяет полученные из головного банка плательщика электронные документы таможенных органов посредством ЭЦП, используемой в автоматизированной системе данного банка, в порядке, установленном локальным правовым актом банка плательщика.

22. При обработке постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций банк плательщика проверяет наличие в них следующих сведений:

наименование (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) плательщика;

учетный номер плательщика;

номер счета (электронного кошелька);

реквизиты банка, в котором плательщику открыт счет (электронный кошелек).

23. Постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций не принимаются банком плательщика, если:

указанный в постановлении о приостановлении операций счет (электронный кошелек) закрыт банком;

указанные в электронном документе таможенного органа номер счета (электронного кошелька) и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке реквизитам счета (электронного кошелька) и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступило постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций;

номер и дата постановления о приостановлении операций, указанные в постановлении об отмене приостановления операций, не совпадают с номером и датой постановления о приостановлении операций, имеющимся в банке плательщика;

в постановлении о приостановлении операций указаны реквизиты счета плательщика, операции по которому не приостанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь;

целостность и подлинность электронного документа не подтверждены ЭЦП головного банка плательщика или ЭЦП РЦСОЭД при совпадении банка плательщика и головного банка плательщика в случае использования централизованной модели автоматизированной системы обработки.

24. Если в постановлении о приостановлении операций перечислен перечень счетов, открытых в банке плательщика, и в данном перечне указан счет, определенный в абзаце пятом пункта 23 настоящей Инструкции, то постановление о приостановлении операций не исполняется только в части данного счета. В этом случае банком плательщика формируются электронное уведомление о приеме к исполнению постановления о приостановлении операций и электронное уведомление о причине непринятия к исполнению постановления о приостановлении операций (в части счета, определенного в абзаце пятом пункта 23 настоящей Инструкции).

25. По каждому принятому (не принятому) электронному документу таможенного органа банк плательщика создает электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), в котором указываются:

вид электронного документа таможенного органа (постановление о приостановлении операций либо постановление об отмене приостановления операций);

реквизиты банка плательщика;

наименование (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) плательщика;

учетный номер плательщика;

номер электронного документа;

причины неисполнения (при направлении электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа).

26. Не принятые банком плательщика электронные документы таможенных органов не подлежат возврату в банк взыскателя.

27. Для передачи электронного уведомления о приеме (причине непринятия) к исполнению электронных документов таможенных органов используется тип электронного документа МТ 112 "Уведомление о приеме/отклонении электронного документа".

28. Таможенный орган в день получения электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа при необходимости (наличии оснований) повторно направляет в банк взыскателя электронный документ таможенного органа с устранением причин его непринятия. Электронное уведомление о причине непринятия к исполнению, поступившее в таможенный орган после 15.30, считается поступившим на следующий рабочий день.

29. Банк плательщика удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) ЭЦП банка плательщика в порядке, установленном локальным правовым актом головного банка плательщика, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данные электронные документы банка в головной банк плательщика для последующего направления через РЦСОЭД и ОАО "АСБ Беларусбанк" в таможенный орган, направивший такой документ.

30. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения электронного документа таможенного органа и дата и время передачи электронного документа банка.

31. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банков из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк", головной банк плательщика, банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информируют об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.

Информирование банком взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк", головным банком плательщика, банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в порядке, определенном в части первой настоящего пункта.

 
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного
таможенного комитета
Республики Беларусь
и Правления
Национального банка
Республики Беларусь
30.06.2016 N 13/365

 

ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ, ПРИЕМА И ОБРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ
РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ПЛАТЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
И ЗАЯВЛЕНИЙ ОБ ОТЗЫВЕ (ИЗМЕНЕНИИ) ПЛАТЕЖНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
В ВИДЕ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТА
 
(в ред. Постановлений ГТК РБ и Правления Национального банка РБ
от 19.12.2017 N 25/513, от 28.08.2019 N 41/351)

1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов, платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований, созданных в виде электронного документа (далее - электронные документы таможенных органов) и направленных в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию (далее, если не установлено иное, – банк).

1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов Республики Беларусь (далее - таможенные органы), платежных требований и заявлений об отзыве (изменении) платежных требований, созданных в виде электронного документа (далее - электронные документы таможенных органов) и направленных в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь (далее - банк).

2. Для целей настоящей Инструкции:

к решениям таможенных органов относятся:

постановление о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее – решение о приостановлении операций);

постановление об отмене постановления о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее – решение об отмене приостановления операций);

решение о взыскании налога, сбора (пошлины), пени, иных обязательных платежей в бюджет за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика налогов, сборов (пошлин), дебиторов плательщика налогов, сборов (пошлин) (далее – решение о взыскании);

решение о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам, электронным кошелькам в банке (далее - решение о приостановлении операций);

решение об отмене решения о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица), электронным кошелькам в банке (далее - решение об отмене приостановления операций);

решение о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней, решения о взыскании иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, за счет денежных средств на счетах, электронных денег в электронных кошельках плательщика (иного обязанного лица) - организации, дебиторов плательщика (иного обязанного лица) -организации (далее - решение о взыскании);

постановления о наложении административного взыскания;

к электронным документам банков, создаваемым при приеме и обработке электронных документов таможенных органов, относятся:

уведомления о приеме к исполнению либо причине непринятия к исполнению решений о приостановлении операций, об отмене приостановления операций, причине непринятия к исполнению платежного требования, приеме к исполнению или причине непринятия к исполнению заявления об отзыве (изменении) платежного требования (далее, если не указано иное, - электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению);

извещения о помещении (изъятии) расчетных документов в картотеку (из картотеки) по учету расчетных документов, не оплаченных в срок (далее - извещение о помещении в картотеку (изъятии из картотеки).

Термины "электронный документ", "подлинность электронного документа", "целостность электронного документа" и "электронная цифровая подпись" используются в значениях, определенных статьей 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".

3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков, в том числе Национального банка.

Термины "электронный документ", "подлинность электронного документа", "целостность электронного документа" и "электронная цифровая подпись" используются в значениях, определенных статьей 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 года "Об электронном документе и электронной цифровой подписи" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., N 15, 2/1665).

3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков, в том числе Национального банка Республики Беларусь.

4. Передача электронных документов таможенных органов в банки осуществляется посредством автоматизированной системы "Клиент-банк" открытого акционерного общества "Сберегательный банк "Беларусбанк" (далее - автоматизированная система "Клиент-банк").

Обмен между банками электронными документами таможенных органов и электронными документами банков осуществляется с использованием республиканской централизованной системы обмена межбанковской корреспонденцией в виде электронных документов (далее - РЦСОЭД), функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр", между банком и его обособленными (структурными) подразделениями - с использованием автоматизированной системы банка.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

При обмене электронными документами используются форматы МТ 104 "Платежное требование", МТ 105 "Платежное требование на взыскание денежных средств за счет погашения электронных денег", МТ НО "Основание для бесспорного списания", МТ 111 "Запрос на приостановление/возобновление операций по счетам", МТ 192 "Запрос на отзыв/изменение электронного документа", МТ 199 "Уведомление/извещение", МТ 112 "Уведомление о приеме/отклонении электронного документа". Структура и форматы указанных электронных документов определяются техническими нормативными правовыми актами, технической документацией РЦСОЭД.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

5. Программные и технические средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

6. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту электронных документов таможенных органов и электронных документов банков и содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством.

Хранение электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

7. Прием, передача и обработка платежного требования с решением о взыскании либо с постановлением о наложении административного взыскания, заявления об отзыве (изменении) платежного требования, а также представление извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) осуществляется в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66, за исключением случая, предусмотренного частью второй пункта 13 настоящей Инструкции.

7. Прием, передача и обработка платежного требования с решением о взыскании либо с постановлением о наложении административного взыскания, заявления об отзыве (изменении) платежного требования, а также представление извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) осуществляется в соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. N 66 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001г., N 49, 8/5770; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.01.2013, 8/26794), за исключением случая, предусмотренного частью второй пункта 13 настоящей Инструкции.

8. Таможенный орган:

создает указанные в пункте 1 настоящей Инструкции документы с использованием автоматизированной информационной системы, используемой таможенными органами;

загружает созданные документы в автоматизированную систему "Клиент-банк". При этом решение о взыскании или постановление о наложении административного взыскания и соответствующие платежные требования загружаются в один файл;

удостоверяет их ЭЦП, выданной открытым акционерным обществом "Сберегательный банк "Беларусбанк" (далее - ОАО "АСБ Беларусбанк").

Электронные документы передаются таможенным органом с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк" в обособленное (структурное) подразделение ОАО "АСБ Беларусбанк", с которым таможенным органом заключен договор о приеме на инкассо платежных требований (далее - банк взыскателя), не позднее 16.00 дня их удостоверения ЭЦП. При этом решение о взыскании или постановление о наложении административного взыскания и соответствующие платежные требования передаются таможенным органом в банк взыскателя в одном файле.

В автоматизированной системе "Клиент-банк" фиксируются дата и время передачи указанных документов в банк взыскателя.

Передача в банк взыскателя электронных документов таможенного органа осуществляется по каналам связи, предусмотренным договором, заключенным между таможенным органом и банком взыскателя.

Решение о взыскании с приложением платежного требования после их подписания руководителем (заместителем руководителя) таможенного органа направляется в банк взыскателя в порядке, установленном пунктом 4 статьи 62 Налогового кодекса Республики Беларусь, а заявление таможенного органа об отзыве (изменении) платежного требования – в порядке, установленном пунктом 5 статьи 62 и пунктом 7 статьи 64 Налогового кодекса Республики Беларусь. Решение о приостановлении операций, решение об отмене приостановления операций направляются таможенным органом в банк взыскателя в срок, установленный пунктом 8 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь, а постановление о наложении административного взыскания с приложением платежного требования, заявление об отзыве (изменении) такого платежного требования – в день подписания платежного требования (заявления об отзыве (изменении) платежного требования).

Решение о взыскании с приложением платежного требования после их подписания руководителем (заместителем руководителя) таможенного органа направляется в банк взыскателя в срок, установленный частью первой пункта 3 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь, решение о приостановлении операций, решение об отмене приостановления операций - в срок, установленный частью первой пункта 5 статьи 53 Налогового кодекса Республики Беларусь, заявление об отзыве (изменении) платежного требования - в сроки, установленные пунктом 4 статьи 56 и пунктом 4 статьи 58 Налогового кодекса Республики Беларусь, постановление о наложении административного взыскания с приложением платежного требования, заявление об отзыве (изменении) такого платежного требования - в день подписания платежного требования (заявления об отзыве (изменении) платежного требования).

9. Реквизиты электронных документов таможенных органов, перечисленных в абзацах третьем-шестом части первой пункта 2 настоящей Инструкции, должны соответствовать реквизитам документов, оформленных на бумажном носителе.

Реквизиты платежного требования должны соответствовать реквизитам платежного требования, установленным Инструкцией о банковском переводе.

10. Форматы файлов входных сообщений автоматизированной системы "Клиент-банк", на основании которых создаются электронные документы таможенных органов, определяются ОАО "АСБ Беларусбанк" по согласованию с Государственным таможенным комитетом.

10. Форматы файлов входных сообщений автоматизированной системы "Клиент-банк", на основании которых создаются электронные документы таможенных органов, определяются ОАО "АСБ Беларусбанк" по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

11. Прием от банка взыскателя электронных документов банков осуществляется таможенным органом с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк", в которой фиксируются дата и время их получения таможенным органом.

12. Банк взыскателя при получении электронных документов таможенных органов проверяет ЭЦП каждого электронного документа в порядке, установленном локальным правовым актом ОАО "АСБ Беларусбанк".

12. Банк взыскателя при получении электронных документов таможенных органов проверяет ЭЦП каждого электронного документа в порядке, установленном локальным нормативным правовым актом ОАО "АСБ Беларусбанк".

По каждому принятому электронному документу таможенного органа банк взыскателя направляет таможенному органу, направившему такой документ, электронное сообщение автоматизированной системы "Клиент-банк" о приеме данного электронного документа.

13. Электронные документы таможенных органов не принимаются банком взыскателя в случаях, если их целостность и подлинность не подтверждены ЭЦП, выданной таможенному органу ОАО "АСБ Беларусбанк".

Не принятые электронные документы таможенных органов не подлежат возврату таможенному органу.

При приеме платежных требований их проверка в соответствии с пунктами 58 и 60 Инструкции о банковском переводе банком взыскателя не осуществляется.

14. Электронные документы таможенных органов, переданные в банк взыскателя в порядке, установленном в пункте 8 настоящей Инструкции, и поступившие в банк взыскателя до 16.00, незамедлительно передаются банком взыскателя в ОАО "АСБ Беларусбанк", но не позднее 16.30 дня их получения, если банковский идентификационный код (далее - БИК) банка взыскателя не совпадает с БИК банка или обособленного (структурного) подразделения, в котором плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) открыт счет (электронный кошелек) (далее - банк плательщика).

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

Электронные документы таможенных органов, поступившие в банк взыскателя после 16.00, незамедлительно в этот же день передаются банком взыскателя в ОАО "АСБ Беларусбанк", но не позднее окончания работы системы РЦСОЭД.

Банк взыскателя для передачи электронных документов таможенных органов формирует их в следующих форматах: МТ НО- для передачи решения о взыскании, постановления о наложении административного взыскания; МТ 104- для передачи платежного требования; МТ 105 – для передачи платежного требования на взыскание денежных средств за счет погашения электронных денег; МТ 111 - для передачи решения о приостановлении операций, решения об отмене приостановления операций; МТ 192- для передачи заявления об отзыве (изменении) платежного требования.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

В электронных документах МТ 104, МТ 105 указываются бенефициар- Министерство финансов, банк бенефициара- Национальный банк.

В электронных документах МТ 104, МТ 105 указываются бенефициар- Министерство финансов Республики Беларусь, банк бенефициара- Национальный банк Республики Беларусь.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

15. Электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), поступившее из банка, в котором плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) открыт счет (электронный кошелек), через ОАО "АСБ Беларусбанк", удостоверяется ЭЦП банка взыскателя в порядке, установленном ОАО "АСБ Беларусбанк".

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

Извещение о помещении в картотеку (изъятии из картотеки), поступившее из банка, в котором плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) открыт счет, через ОАО "АСБ Беларусбанк", удостоверяется ЭЦП банка взыскателя в порядке, установленном ОАО "АСБ Беларусбанк".

(абзац введен Постановлением ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

По каждому не принятому электронному документу таможенного органа банк взыскателя не позднее 15 минут с момента завершения его обработки автоматически формирует и направляет таможенному органу, направившему такой документ, электронное сообщение автоматизированной системы "Клиент-банк" о непринятии к исполнению электронного документа и уведомление о причине непринятия к исполнению, удостоверенное ЭЦП банка взыскателя.

16. Банк взыскателя не позднее 15 минут с момента получения от ОАО "АСБ Беларусбанк" электронных уведомлений о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещений о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) передает их в таможенный орган, направивший электронный документ, с использованием автоматизированной системы "Клиент-банк".

17. В автоматизированной системе банка взыскателя фиксируются дата и время получения и передачи электронных документов таможенных органов, а также электронных документов банков, в том числе созданных банком плательщика.

18. Банк взыскателя при приеме и передаче электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, созданных банком плательщика или банком взыскателя, обеспечивает полноту и неизменность информации, содержащейся в электронном документе, а также сохранение полной истории событий приема, обработки и передачи электронных документов таможенных органов и электронных документов банков с учетом требований, установленных для документов на бумажном носителе, в виде, приемлемом для визуального просмотра и воспроизведения.

19. ОАО "АСБ Беларусбанк" удостоверяет электронные документы таможенных органов средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком при эксплуатации системы РЦСОЭД.

19. ОАО "АСБ Беларусбанк" удостоверяет электронные документы таможенных органов средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком Республики Беларусь при эксплуатации системы РЦСОЭД.

Электронные документы таможенных органов, переданные в порядке, установленном в пункте 8 настоящей Инструкции, и поступившие в ОАО "АСБ Беларусбанк" до 16.15, незамедлительно передаются им посредством РЦСОЭД в банк, в обособленном (структурном) подразделении которого плательщику (иному обязанному лицу), дебитору плательщика (иного обязанного лица) открыт счет (электронный кошелек) (далее - головной банк плательщика), но не позднее 16.30 дня их получения.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

Электронные документы таможенных органов, поступившие в ОАО "АСБ Беларусбанк" после 16.15, незамедлительно в этот же день передаются им в головной банк плательщика, но не позднее окончания работы системы РЦСОЭД.

ОАО "АСБ Беларусбанк" проверяет полученные из головного банка плательщика электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком при эксплуатации системы РЦСОЭД, и не позднее 15 минут с момента завершения данной проверки передает их в банк взыскателя.

20. Головной банк плательщика проверяет полученные из ОАО "АСБ Беларусбанк" электронные документы таможенных органов средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком при эксплуатации системы РЦСОЭД.

Электронные документы таможенных органов, поступившие в головной банк плательщика до 16.30, незамедлительно передаются им в банк плательщика с использованием автоматизированной системы данного банка в порядке, установленном его локальным правовым актом, но не позднее 16.45 дня их получения.

ОАО "АСБ Беларусбанк" проверяет полученные из головного банка плательщика электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком Республики Беларусь при эксплуатации системы РЦСОЭД, и не позднее 15 минут с момента завершения данной проверки передает их в банк взыскателя.

20. Головной банк плательщика проверяет полученные из ОАО "АСБ Беларусбанк" электронные документы таможенных органов средствами ЭЦП, регламентированными Национальным банком Республики Беларусь при эксплуатации системы РЦСОЭД.

Электронные документы таможенных органов, поступившие в головной банк плательщика до 16.30, незамедлительно передаются им в банк плательщика с использованием автоматизированной системы данного банка в порядке, установленном его локальным нормативным правовым актом, но не позднее 16.45 дня их получения.

Электронные документы таможенных органов, поступившие в головной банк плательщика после 16.30, незамедлительно в этот же день передаются им в банк плательщика, но не позднее окончания рабочего дня банка.

Головной банк плательщика при получении проверяет полученные из банка плательщика электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) средствами ЭЦП, используемыми в данном банке. Проверенные электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) удостоверяются ЭЦП, регламентированной Национальным банком при эксплуатации системы РЦСОЭД, и не позднее 15 минут с момента завершения данной проверки передаются головным банком плательщика посредством РЦСОЭД в ОАО "АСБ Беларусбанк".

Головной банк плательщика при получении проверяет полученные из банка плательщика электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) средствами ЭЦП, используемыми в данном банке. Проверенные электронные уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) удостоверяются ЭЦП, регламентированной Национальным банком Республики Беларусь при эксплуатации системы РЦСОЭД, и не позднее 15 минут с момента завершения данной проверки передаются головным банком плательщика посредством РЦСОЭД в ОАО "АСБ Беларусбанк".

21. В автоматизированных системах ОАО "АСБ Беларусбанк" и головного банка плательщика протоколируются дата и время получения и передачи электронных документов таможенных органов и электронных уведомлений о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещений о помещении в картотеку (изъятии из картотеки).

22. ОАО "АСБ Беларусбанк", головной банк плательщика при приеме и передаче электронных документов таможенных органов, электронных документов банков обеспечивают полноту и неизменность информации, содержащейся в данных электронных документах, а также обеспечивают сохранение полной истории событий приема, обработки и передачи электронных документов таможенных органов и электронных документов банков с учетом требований, установленных для документов на бумажном носителе, в виде, приемлемом для визуального просмотра и воспроизведения.

23. Если счет (электронный кошелек) плательщика (иного обязанного лица), дебитора плательщика (иного обязанного лица) открыт в обособленном (структурном) подразделении ОАО "АСБ Беларусбанк", электронные документы таможенных органов передаются ОАО "АСБ Беларусбанк" в соответствующее структурное подразделение в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

24. Головной банк плательщика и банк плательщика совпадают в одном лице, если счет (электронный кошелек) плательщика (иного обязанного лица), дебитора плательщика (иного обязанного лица) открыт в головном банке плательщика. В данном случае головной банк плательщика обрабатывает полученные из ОАО "АСБ Беларусбанк" электронные документы таможенных органов в порядке, установленном пунктами 25-31 настоящей Инструкции.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

Если в головном банке плательщика используется централизованная модель автоматизированной системы обработки, прием электронных документов таможенных органов, полученных из ОАО "АСБ Беларусбанк", и их обработка осуществляются централизованно в порядке, установленном пунктами 25-31 настоящей Инструкции.

25. Банк плательщика проверяет полученные из головного банка плательщика электронные документы таможенных органов посредством ЭЦП, используемой в автоматизированной системе данного банка, в порядке, установленном локальным правовым актом головного банка плательщика.

25. Банк плательщика проверяет полученные из головного банка плательщика электронные документы таможенных органов посредством ЭЦП, используемой в автоматизированной системе данного банка, в порядке, установленном локальным нормативным правовым актом головного банка плательщика.

26. При обработке решения о приостановлении операций, решения об отмене приостановления операций банк плательщика проверяет наличие в них сведений о наименовании организации (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) физического лица), учетном номере плательщика (иного обязанного лица), номере счета (электронного кошелька), реквизитов банка, в котором открыт счет (электронный кошелек).

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

Решение о приостановлении операций, решение об отмене приостановления операций не принимаются, если:

указанный в документе счет (электронный кошелек) закрыт банком;

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

указанные в документе реквизиты счета (электронного кошелька) и (или) учетный номер плательщика (иного обязанного лица) не соответствуют имеющимся в банке реквизитам счета (электронного кошелька) и (или) учетному номеру плательщика (иного обязанного лица), в отношении которого поступило решение о приостановлении операций, решение об отмене приостановления операций;

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

в документе указаны реквизиты счета плательщика (иного обязанного лица), операции по которому не приостанавливаются в соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь;

целостность и подлинность решения о приостановлении операций, решения об отмене приостановления операций не подтверждены ЭЦП головного банка плательщика или ЭЦП РЦСОЭД при совпадении банка плательщика и головного банка плательщика в случае использования централизованной модели автоматизированной системы обработки.

Если в решении о приостановлении операций перечислен перечень счетов, открытых в банке плательщика, и в данном перечне указан счет, определенный в абзаце четвертом части второй настоящего пункта, то решение о приостановлении операций не исполняется только в части данного счета. В этом случае банком плательщика формируются уведомление о приеме к исполнению решения о приостановлении операций и уведомление о причине непринятия к исполнению решения о приостановлении операций по счету (в части счета, определенного в абзаце четвертом части второй настоящего пункта).

27. При обработке заявления об отзыве (изменении) платежного требования банк плательщика проверяет наличие в нем сведений о номере платежного требования и коде валюты.

Заявление об отзыве (изменении) платежного требования не принимается в случаях, если:

номер платежного требования и код валюты не соответствуют сведениям, указанным в отзываемом (изменяемом) платежном требовании;

целостность и подлинность заявления об отзыве (изменении) платежного требования не подтверждены ЭЦП головного банка плательщика или ЭЦП РЦСОЭД при совпадении банка плательщика и головного банка плательщика в случае использования централизованной модели автоматизированной системы обработки.

28. По каждому принятому электронному документу таможенного органа, за исключением платежного требования с решением о взыскании или постановлением о наложении административного взыскания, банк плательщика создает уведомление о принятии его к исполнению, в котором указываются реквизиты банка плательщика, наименование (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется) плательщика (иного обязанного лица), дебитора плательщика (иного обязанного лица), учетный номер плательщика (иного обязанного лица), номер электронного документа, вид документа.

Для передачи уведомления о приеме к исполнению решения о приостановлении операций, решения об отмене приостановления операций используется формат МТ 112 "Уведомление о приеме/отклонении электронного документа", уведомления о приеме к исполнению заявления об отзыве (изменении) платежного требования- формат МТ 199 "Уведомление/извещение". Для передачи извещения о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) используется формат МТ 199 "Уведомление/извещение". Структура и форматы указанных электронных документов определяются техническими нормативными правовыми актами, технической документацией РЦСОЭД.

(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ от 19.12.2017 N 25/513)

В электронных документах МТ 199 бенефициар и банк бенефициара указываются в соответствии с платежными инструкциями, а получателем электронного документа указывается банк взыскателя.

29. Не принятые банком плательщика электронные документы таможенных органов не подлежат возврату в банк взыскателя.

По каждому не принятому электронному документу таможенного органа банк плательщика создает уведомление о причине непринятия к исполнению с указанием причин неисполнения, а также номера и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества (если таковое имеется) плательщика (иного обязанного лица), дебитора плательщика (иного обязанного лица), учетного номера плательщика (иного обязанного лица), реквизитов банка плательщика.

Для передачи уведомления о причине непринятия к исполнению решения о приостановлении операций, решения об отмене приостановления операций банком плательщика используется формат МТ 112 "Уведомление о приеме/отклонении электронного документа". Для передачи уведомления о причине непринятия к исполнению платежного требования, заявления об отзыве (изменении) платежного требования - формат МТ 199 "Уведомление/извещение".

В электронных документах МТ 199 бенефициар и банк бенефициара указываются в соответствии с платежными инструкциями, а получателем электронного документа указывается банк взыскателя.

Таможенный орган в день получения уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа при необходимости (наличии оснований) повторно направляет в банк взыскателя электронный документ таможенного органа с устранением причин его непринятия. Уведомление о причине непринятия к исполнению, поступившее в таможенный орган после 15.30, считается поступившим в следующий рабочий день.

30. Банк плательщика удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещение о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) ЭЦП банка плательщика в порядке, установленном локальным правовым актом головного банка плательщика, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данные электронные документы банка в головной банк плательщика для последующего направления через РЦСОЭД и ОАО "АСБ Беларусбанк" в таможенный орган, направивший такой документ.

30. Банк плательщика удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению), извещение о помещении в картотеку (изъятии из картотеки) ЭЦП банка плательщика в порядке, установленном локальным нормативным правовым актом головного банка плательщика, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данные электронные документы банка в головной банк плательщика для последующего направления через РЦСОЭД и ОАО "АСБ Беларусбанк" в таможенный орган, направивший такой документ.

31. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения электронного документа таможенного органа и дата и время передачи электронного документа банка.

Платежные требования с решением о взыскании либо с постановлением о наложении административного взыскания, поступившие в банк плательщика после 16.30, считаются поступившими в следующий рабочий день.

32. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банков из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк", головной банк плательщика, банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информируют об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.

32. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банков из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк", головной банк плательщика, банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информируют об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка Республики Беларусь либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.

Информирование банком взыскателя, ОАО "АСБ Беларусбанк", головным банком плательщика, банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в аналогичном порядке.

 

 

УТВЕРЖДЕНО
Постановление
Государственного таможенного
комитета Республики Беларусь
и Правления Национального банка
Республики Беларусь
от 30.06.2016 N 13/365
 
(введена постановлением
Государственного таможенного
комитета Республики Беларусь
и Правления Национального банка
Республики Беларусь
от 25.05.2021 N 13/136)
 
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке представления сведений
по запросам таможенных органов
 
(в ред. Постановления ГТК РБ и Правления Национального банка РБ
от 22.07.2022 N 72/263)
 

1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, – банк) по запросу таможенного органа сведений о наличии у плательщиков счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам, конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе плательщика, находящемся на хранении в банке.

2. Для целей настоящей Инструкции:

2.1. под счетом понимается банковский счет, открытый плательщику на основании договора, заключенного с банком в порядке, установленном банковским законодательством, в том числе счет по учету вклада (депозита);

2.2. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";

2.3. под электронными документами банков понимаются:

уведомления о приеме к исполнению либо о причине непринятия к исполнению запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам плательщика (далее, если не установлено иное, – электронное уведомление);

сведения о движении денежных средств по счетам, электронным кошелькам плательщика (далее – сведения о движении денежных средств).

3. Банки представляют таможенному органу:

в письменной форме – сведения о наличии счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе, находящемся на хранении в банке;

в виде электронного документа – сведения о движении денежных средств, а при отсутствии возможности представить такие сведения в виде электронного документа они представляются в письменной форме.

4. Сведения, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа, оформленного в письменной форме.

Сведения, указанные в абзаце третьем пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств, сформированного в виде электронного документа (далее – запрос о движении денежных средств).

5. Передача в банки запросов о движении денежных средств и прием электронных документов банков осуществляются посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее ПTK "Шлюз").

Обмен электронными документами таможенных органов и электронными документами банков осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее — технология OMK) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".

При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков используются следующие электронные документы, содержащие финансовые сообщения MX (далее — электронные документы MX):

для передачи запроса о движении денежных средств — электронный документ MX camt.060 "Запрос о состоянии счета клиента";

для передачи сведений о движении денежных средств — электронный документ MX camt.053 "Выписка по счету клиента за период";

для передачи электронного уведомления о принятии к исполнению, непринятии к исполнению запроса информации о движении денежных средств по счету клиента — электронный документ MX camt.025 "Уведомление".

Заполнение элементов электронных документов MX, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии OMK.

5. Передача в банки запросов о движении денежных средств и прием электронных документов банков осуществляется посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее – ПТК "Шлюз").

Обмен электронными документами между таможенными органами и банками осуществляется с использованием республиканской централизованной системы обмена межбанковской корреспонденцией в виде электронных документов (далее – РЦСОЭД), функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".

Таможенным органом для передачи запроса о движении денежных средств используется тип электронного документа МТ 920 "Запрос информации о движении денежных средств по счету клиента".

Банками используются следующие типы электронных документов:

для передачи сведений о движении денежных средств – МТ 950 "Информация о движении денежных средств по счету клиента";

для передачи электронного уведомления – МТ 999 "Уведомление".

Заполнение указанных типов электронных документов, а также применение технологии их передачи осуществляется с учетом требований технической документации РЦСОЭД.

6. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов, указанных в частях третьей и четвертой пункта 5 настоящей Инструкции, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков и Национального банка.

7. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны обеспечивать возможность применения технологии OMK.

7. Программные и технические средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты запросов о движении денежных средств и электронных документов банков, должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов Национального банка.

8. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту запросов о движении денежных средств и электронных документов банков и содержащихся в них сведений при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.

Хранение запросов о движении денежных средств и электронных документов банков осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

9. Запрос о движении денежных средств создается с использованием автоматизированных информационных систем таможенных органов отдельно по каждому счету, электронному кошельку. В автоматизированной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания запроса о движении денежных средств.

Прием электронных документов банков осуществляется с использованием ПТК "Шлюз" с фиксированием даты и времени их получения.

10. Минская центральная таможня загружает полученные от таможенных органов запросы о движении денежных средств в ПТК "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.

10. Минская центральная таможня загружает полученные от таможенных органов запросы о движении денежных средств в ПТК "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, регламентированной Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД.

Удостоверенные запросы о движении денежных средств в автоматизированном режиме с использованием ПТК "Шлюз" направляются в банк Республики Беларусь, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее – банк плательщика).

Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПТК "Шлюз" электронные документы, содержащие сведения о движении денежных средств, и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.

11. Банк плательщика при поступлении запроса о движении денежных средств с использованием автоматизированной системы данного банка формирует сведения о движении денежных средств и направляет их в Минскую центральную таможню не позднее трех рабочих дней, следующих за днем, в котором поступил данный запрос.

12. По каждому принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика создает электронное уведомление о приеме к исполнению с указанием номера, даты и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества, если таковое имеется) плательщика, учетного номера плательщика, реквизитов банка плательщика и в день поступления в банк запроса о движении денежных средств передает посредством технологии OMK данное электронное уведомление в Минскую центральную таможню.

12. По каждому принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика создает уведомление о приеме к исполнению с указанием номера, даты и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества, если таковое имеется) плательщика, учетного номера плательщика, реквизитов банка плательщика и в день поступления в банк запроса о движении денежных средств передает данное уведомление в Минскую центральную таможню.

13. Запрос о движении денежных средств не принимается банком плательщика в случае, если:

указанные в запросе о движении денежных средств реквизиты счета, электронного кошелька и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке реквизитам счета, электронного кошелька и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступил запрос;

срок, указанный в запросе о движении денежных средств, превышает срок, установленный законодательством для хранения названных сведений;

целостность и подлинность запроса о движении денежных средств не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.

Не принятый банком плательщика запрос о движении денежных средств не подлежит возврату в таможенный орган.

По каждому не принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика создает уведомление о причине непринятия к исполнению с указанием причин неисполнения, а также номера, даты и вида документа, наименования (фамилии, собственного имени, отчества, если таковое имеется) плательщика, учетного номера плательщика, реквизитов банка плательщика и в день поступления в банк запроса о движении денежных средств передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в информационную систему таможенного органа.

Таможенный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного уведомления, указанного в части третьей настоящего пункта, в порядке, установленном частью первой пункта 9 настоящей Инструкции, при наличии оснований направляет запрос о движении денежных средств с устранением причин его непринятия.

Если в запросе о движении денежных средств указан период представления сведений о движении денежных средств по счету плательщика, открытому в банке плательщика, и в данном периоде указан срок, определенный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, то запрос о движении денежных средств не исполняется только в части данного срока. В этом случае банком плательщика формируются уведомление о приеме к исполнению запроса о движении денежных средств и уведомление о причине непринятия к исполнению (в части срока, определенного в абзаце третьем части первой настоящего пункта).

14. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения запроса о движении денежных средств, дата и время передачи в Минскую центральную таможню электронных документов банка.

15. В случае невозможности приема и передачи запроса о движении денежных средств и электронных документов банков из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПТК "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.

Информирование банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в аналогичном порядке.

В случае, указанном в части первой настоящего пункта, сведения о движении денежных средств представляются банком в письменной форме на основании письменного запроса таможенного органа.

  • Документ полезен?
    0 m n 0
  • '
Комментарии
Добавить комментарий
Зарегистрированным пользователям доступна история комментариев и получение уведомления об ответах на них. Пройдите авторизацию или зарегистрируйтесь
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен.
Нет комментариев
Мы будем рады любым предложениям и замечаниям по работе и содержанию сайта www.alta.ru.
Помогите нам стать лучше!
Нажимая кнопку «Сохранить», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных свободно, своей волей и в своем интересе. С Политикой обработки персональных данных ООО «Альта-Софт» ознакомлен и согласен. Форма верифицируется сервисом Yandex SmartCaptcha