|
;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 18.05.2025 |
На основании части второй пункта 7 статьи 56 и части второй пункта 7 статьи 86 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10.7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. N 13/365 "О взаимодействии таможенных органов и банков, небанковских кредитнофинансовых организаций при направлении и получении электронных документов" следующие изменения:
1.1. название после слов "небанковских кредитно-финансовых организаций" дополнить словами ", поставщиков платежных услуг";
1.2. Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа, утвержденную этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагается);
1.3. Инструкцию о порядке представления сведений по запросам таможенных органов, утвержденную этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (далее - электронные документы таможенных органов) и направленных в банк Республики Беларусь, небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, - банк), поставщику платежных услуг, который не является банком Республики Беларусь или небанковской кредитно-финансовой организацией Республики Беларусь и осуществляет открытие электронных кошельков пользователям платежных услуг (далее - поставщик платежных услуг).
2. Для целей настоящей Инструкции:
2.1. к решениям таможенных органов относятся:
решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятое в форме постановления в соответствии с пунктом 2 и частью первой пункта 7 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - постановление о приостановлении операций);
решение об отмене постановления о приостановлении операций, принятое в форме постановления в соответствии с пунктом 6 и частью первой пункта 7 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - постановление об отмене приостановления операций);
2.2. к электронным документам банков, поставщиков платежных услуг, создаваемым при приеме и обработке электронных документов таможенных органов, относится уведомление о приеме к исполнению либо причине непринятия к исполнению постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций (далее - электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов);
2.3. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной
цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных
соответственно абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым
и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";
2.4. термины "пользователь платежных услуг" и "поставщик платежных услуг" используются в значениях, определенных соответственно подпунктами 1.28 и 1.30 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. N 164-З "О платежных системах и платежных услугах".
3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), используемых в автоматизированных системах банков (поставщиков платежных услуг) и Национального банка.
4. Передача электронных документов таможенных органов в банки, обслуживающие счета, электронные кошельки плательщиков, и (или) поставщикам платежных услуг, открывшим плательщикам электронные кошельки, осуществляется посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее - ПТК "Шлюз").
Обмен электронными документами между таможенными органами и банками (поставщиками платежных услуг) осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее - технология ОМК) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".
При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков (поставщиков платежных услуг) используются электронные документы, содержащие следующие финансовые сообщения МХ (далее - МХ-сообщение):
MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";
MX acmt.003 "Изменение режима функционирования счета";
MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".
Заполнение элементов МХ-сообщений, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии ОМК.
5. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг), должны обеспечивать возможность применения технологии ОМК.
6. Таможенные органы и банки (поставщики платежных услуг) обеспечивают защиту электронных документов таможенных органов и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг), содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Хранение электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
7. Электронные документы таможенных органов создаются с использованием автоматизированной информационной системы таможенного органа. В автоматизированной информационной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания электронного документа таможенного органа.
8. Минская центральная таможня загружает созданные таможенным органом электронные документы в ПТК "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
9. Удостоверенные в соответствии с пунктом 8 настоящей Инструкции электронные документы таможенных органов в автоматизированном режиме с использованием ПТК "Шлюз" и технологии ОМК направляются в банк, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее - банк плательщика), и (или) поставщику платежных услуг, у которого плательщику открыт электронный кошелек (далее - поставщик платежных услуг плательщика), в сроки, установленные пунктами 4 и 6 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь.
10. Реквизиты электронных документов таможенных органов должны соответствовать реквизитам документов, оформленных на бумажном носителе по формам, установленным в приложениях 11 и 21 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 97 "Об установлении форм документов".
11. Банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) при получении электронных документов таможенных органов проверяет целостность и подлинность ЭЦП Минской центральной таможни для каждого электронного документа.
12. При обработке постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) проверяет наличие в них следующих сведений:
наименование (фамилия, инициалы) плательщика;
учетный номер плательщика;
номер банковского счета (электронного кошелька);
реквизиты банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика).
13. Постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций не принимаются банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика), если:
указанный в постановлении о приостановлении операций банковский счет (электронный кошелек) закрыт банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика);
указанные в электронном документе таможенного органа номер банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке плательщика (у поставщика платежных услуг плательщика) реквизитам банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступило постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций;
номер и дата постановления о приостановлении операций, указанные в постановлении об отмене приостановления операций, не совпадают с номером и датой постановления о приостановлении операций, имеющегося в банке плательщика (у поставщика платежных услуг плательщика);
в постановлении о приостановлении операций указаны реквизиты банковского счета плательщика, операции по которому не приостанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь;
целостность и подлинность электронного документа не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.
14. По каждому принятому (не принятому) электронному документу таможенного органа банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) создает в день поступления электронного документа электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенного органа. В электронном уведомлении о приеме к исполнению указываются:
вид электронного документа таможенного органа (постановление о приостановлении операций либо постановление об отмене приостановления операций);
реквизиты банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика); наименование (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) плательщика;
учетный номер плательщика;
номер электронного документа таможенного органа.
При направлении электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа указывается причина непринятия к исполнению.
15. Для передачи электронного уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов используются следующие МХ-сообщения:
MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";
MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".
16. Банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
17. В автоматизированной системе банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика) фиксируются дата и время получения электронного документа таможенного органа и дата и время передачи электронного документа банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика).
18. Таможенный орган в день получения электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа при необходимости (наличии оснований) повторно направляет в банк плательщика (поставщику платежных услуг плательщика) электронный документ таможенного органа с устранением причин его непринятия.
Электронное уведомление о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа, поступившее в таможенный орган после 15 часов 30 минут, считается поступившим на следующий рабочий день.
19. Не принятые банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) электронные документы таможенных органов не подлежат возврату в таможенный орган.
20. Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПТК "Шлюз" электронные документы банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика) и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
21. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика) из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПТК "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.
Информирование таможенных органов банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в порядке, определенном в части первой настоящего пункта.
1. Настоящая Инструкция определяет порядок представления банками Республики Беларусь, небанковскими кредитно-финансовыми организациями Республики Беларусь (далее, если не установлено иное, - банк), поставщиками платежных услуг, которые не являются банком Республики Беларусь или небанковской кредитно-финансовой организацией Республики Беларусь и осуществляют открытие электронных кошельков пользователям платежных услуг (далее - поставщик платежных услуг), по запросу таможенного органа сведений о наличии у плательщиков счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о движении денежных средств по ним, а также сведений, имеющихся в банках о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе плательщика, находящемся на хранении в банке.
2. Для целей настоящей Инструкции:
2.1. под счетом понимается банковский счет, открытый плательщику на основании договора, заключенного с банком в порядке, установленном банковским законодательством, в том числе счет по учету вклада (депозита);
2.2. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной
цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных
соответственно абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи";
2.3. под электронными документами банков (поставщиков платежных услуг) понимаются:
уведомления о приеме к исполнению либо о причине непринятия к исполнению запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств по счетам, электронных денег по электронным кошелькам плательщика (далее - электронное уведомление);
сведения о движении денежных средств по счетам, электронных денег по электронным кошелькам плательщика (далее - движение денежных средств);
2.4. термины "пользователь платежных услуг" и "поставщик платежных услуг" используются в значениях, определенных соответственно подпунктами 1.28 и 1.30 пункта 1 статьи 2 Закона Республики Беларусь от 19 апреля 2022 г. N 164-З "О платежных системах и платежных услугах".
3. Банки (поставщики платежных услуг) представляют таможенному органу:
в письменной форме - сведения о наличии счетов, электронных кошельков и (или) об остатках денежных средств, электронных денег на (в) них, о конкретных сделках, об операциях без открытия счета, электронного кошелька, имуществе, находящемся на хранении в банке;
в виде электронного документа - сведения о движении денежных средств, а при отсутствии возможности представить такие сведения в виде электронного документа они представляются в письменной форме.
4. Сведения, указанные в абзаце втором пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа, оформленного в письменной форме.
Сведения, указанные в абзаце третьем пункта 3 настоящей Инструкции, представляются на основании запроса таможенного органа на получение сведений о движении денежных средств, сформированного в виде электронного документа (далее - запрос о движении денежных средств).
5. Передача в банки (поставщикам платежных услуг) запросов о движении денежных средств и прием электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) осуществляются посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее - ПТК "Шлюз").
Обмен электронными документами таможенных органов и электронными документами банков (поставщиков платежных услуг) осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее - технология ОМК) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".
При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков (поставщиков платежных услуг) используются электронные документы, содержащие следующие финансовые сообщения МХ (далее - МХ-сообщения):
для передачи запроса о движении денежных средств - МХ camt.060 "Запрос о состоянии счета клиента";
для передачи сведений о движении денежных средств - MX camt.053 "Выписка по счету клиента за период";
для передачи электронного уведомления о принятии к исполнению, непринятии к исполнению запроса о движении денежных средств по счету клиента - MX camt.025 "Уведомление".
Заполнение элементов МХ-сообщений, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии ОМК.
6. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов, указанных в части третьей пункта 5 настоящей Инструкции, осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП), используемых в автоматизированных системах банков (поставщиков платежных услуг) и Национального банка.
7. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг), должны обеспечивать возможность применения технологии ОМК.
8. Таможенные органы и банки (поставщики платежных услуг) обеспечивают защиту запросов о движении денежных средств и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) и содержащихся в них сведений при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Хранение запросов о движении денежных средств и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
9. Запрос о движении денежных средств создается с использованием автоматизированных информационных систем таможенных органов отдельно по каждому счету, электронному кошельку. В автоматизированной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания запроса о движении денежных средств.
Прием электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) осуществляется с использованием ПТК "Шлюз" с фиксированием даты и времени их получения.
10. Минская центральная таможня загружает полученные от таможенных органов запросы о движении денежных средств в ПТК "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
Удостоверенные запросы о движении денежных средств в автоматизированном режиме с использованием ПТК "Шлюз" и технологии ОМК направляются в банк, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее - банк плательщика), и (или) поставщику платежных услуг, у которого плательщику открыт электронный кошелек (далее - поставщик платежных услуг плательщика).
Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПТК "Шлюз" электронные документы, содержащие сведения о движении денежных средств, и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
11. Банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) при поступлении запроса о движении денежных средств с использованием автоматизированной системы банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика) формирует сведения о движении денежных средств и направляет их в Минскую центральную таможню не позднее трех рабочих дней, следующих за днем, в котором поступил данный запрос.
12. По каждому принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) создает электронное уведомление о приеме к исполнению и в день поступления в банк (поставщику платежных услуг) запроса о движении денежных средств передает посредством технологии ОМК данное электронное уведомление в Минскую центральную таможню.
13. Запрос о движении денежных средств не принимается банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) в случае, если:
указанные в запросе о движении денежных средств реквизиты счета, электронного кошелька и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке (у поставщика платежных услуг) реквизитам счета, электронного кошелька и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступил запрос;
срок, указанный в запросе о движении денежных средств, превышает срок, установленный законодательством для хранения названных сведений;
целостность и подлинность запроса о движении денежных средств не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.
Не принятый банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) запрос о движении денежных средств не подлежит возврату в таможенный орган.
По каждому не принятому запросу о движении денежных средств банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) создает электронное уведомление о причине непринятия к исполнению с указанием причин непринятия к исполнению и в день поступления в банк (поставщику платежных услуг) запроса о движении денежных средств передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в информационную систему таможенного органа.
Таможенный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения электронного уведомления, указанного в части третьей настоящего пункта, в порядке, установленном частью первой пункта 9 настоящей Инструкции, при наличии оснований повторно направляет запрос банку плательщика (поставщику платежных услуг плательщика) о движении денежных средств с устранением причин его непринятия.
Если в запросе о движении денежных средств указан период представления сведений о движении денежных средств по счету плательщика (электронному кошельку плательщика), открытому в банке плательщика (у поставщика платежных услуг плательщика), и в данном периоде указан срок, определенный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, то запрос о движении денежных средств не исполняется только в части данного срока. В этом случае банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) формируется уведомление о приеме к исполнению запроса о движении денежных средств с отметкой о том, что запрашиваемый период включает срок, определенный в абзаце третьем части первой настоящего пункта, в связи с чем электронный документ таможенного органа будет исполнен без учета указанного срока.
14. В автоматизированной системе банка плательщика (поставщика платежных услуг плательщика) фиксируются дата и время получения запроса о движении денежных средств, дата и время передачи в Минскую центральную таможню электронных документов банка (поставщика платежных услуг).
15. В случае невозможности приема и передачи запроса о движении денежных средств и электронных документов банков (поставщиков платежных услуг) из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика (поставщик платежных услуг плательщика) в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПТК "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.
Информирование банком плательщика (поставщиком платежных услуг плательщика) об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в порядке, определенном в части первой настоящего пункта.
В случае, указанном в части первой настоящего пункта, сведения о движении денежных средств представляются банком (поставщиком платежных услуг) в письменной форме на основании письменного запроса таможенного органа.