;
Действует
История статусов
Дата вступления в силу 01.08.2022 |
На основании части второй пункта 7 статьи 56 и части второй пункта 7 статьи 86 Налогового кодекса Республики Беларусь, подпункта 10 7 пункта 10 Положения о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. N 228, части второй статьи 39 Банковского кодекса Республики Беларусь Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и Правление Национального банка Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Внести в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. N 13/365 "О взаимодействии таможенных органов и банков, небанковских кредитно- финансовых организаций при направлении и получении электронных документов" следующие изменения:
1.1. Инструкцию о порядке передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа, утвержденную этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагается);
1.2. в Инструкции о порядке представления сведений по запросам таможенных органов, утвержденной этим постановлением:
пункт 5 изложить в следующей редакции:
"5. Передача в банки запросов о движении денежных средств и прием электронных документов банков осуществляются посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее ПTK "Шлюз").
Обмен электронными документами таможенных органов и электронными документами банков осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее — технология OMK) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".
При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков используются следующие электронные документы, содержащие финансовые сообщения MX (далее — электронные документы MX):
для передачи запроса о движении денежных средств — электронный документ MX camt.060 "Запрос о состоянии счета клиента";
для передачи сведений о движении денежных средств — электронный документ MX camt.053 "Выписка по счету клиента за период";
для передачи электронного уведомления о принятии к исполнению, непринятии к исполнению запроса информации о движении денежных средств по счету клиента — электронный документ MX camt.025 "Уведомление".
Заполнение элементов электронных документов MX, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии OMK.";
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны обеспечивать возможность применения технологии OMK.";
в части первой пункта 10 слова "регламентированной Национальным банком при эксплуатации РЦСОЭД" заменить словами "выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь";
в пункте 12 слова "создает уведомление" и "данное уведомление в Минскую центральную таможню" заменить соответственно словами "создает электронное уведомление" и "посредством технологии OMK данное электронное уведомление в Минскую центральную таможню".
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 августа 2022 г.
1. Настоящая Инструкция определяет порядок передачи, приема и обработки решений таможенных органов, созданных в виде электронного документа (далее — электронные документы таможенных органов) и направленных в банк Республики Беларусь, небанковскую кредитно-финансовую организацию Республики Беларусь.
2. Для целей настоящей Инструкции:
2.1. к решениям таможенных органов относятся:
решение о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам, принятое в форме постановления о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно- финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее — постановление о приостановлении операций);
решение об отмене постановления о приостановлении операций, принятое в форме постановления об отмене постановления о приостановлении операций по счетам, электронным кошелькам плательщика налогов, сборов (пошлин) в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации на сумму неисполненного налогового обязательства и (или) неуплаченных пеней, выявленных в результате проверки или таможенного контроля (далее — постановление об отмене приостановления операций);
2.2. к электронным документам банков Республики Беларусь, небанковских кредитно-финансовых организаций Республики Беларусь (далее — банк), создаваемым при приеме и обработке электронных документов таможенных органов, относится уведомление о приеме к исполнению либо причине непринятия к исполнению постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций (далее — электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов);
2.3. термины "подлинность электронного документа", "средство электронной цифровой подписи", "целостность электронного документа", "электронная цифровая подпись", "электронный документ" используются в значениях, определенных соответственно абзацами седьмым, одиннадцатым, двенадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. N 113-3 "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
3. Подтверждение целостности и подлинности электронных документов таможенных органов и электронных документов банков осуществляется путем применения сертифицированных средств электронной цифровой подписи (далее — ЭЦП), встроенных в автоматизированные системы банков и Национального банка.
4. Передача электронных документов таможенных органов в банки, обслуживающие счета плательщиков, осуществляется посредством программно-технического комплекса "Шлюз" системы передачи финансовой информации Национального банка (далее — ПTK "Шлюз").
Обмен электронными документами между таможенными органами и банками осуществляется с использованием технологии обмена межбанковской корреспонденцией в форме электронных документов и документов в электронном виде (далее — технология OMK) посредством системы передачи финансовой информации Национального банка, функционирование которой обеспечивает открытое акционерное общество "Белорусский межбанковский расчетный центр".
При обмене электронными документами таможенных органов и электронными документами банков используются следующие электронные документы, содержащие финансовые сообщения MX (далее — электронные документы MX):
электронный документ MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";
электронный документ MX acmt.003 "Изменение режима функционирования счета"; электронный документ MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".
Заполнение элементов электронных документов MX, указанных в части третьей настоящего пункта, и их передача осуществляются согласно технологии OMK.
5. Программные средства, используемые для создания, передачи, приема, обработки, хранения и защиты электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, должны обеспечивать возможность применения технологии OMK.
6. Таможенные органы и банки обеспечивают защиту электронных документов таможенных органов и электронных документов банков, содержащейся в них информации при использовании информационных систем и сетей для организации электронного документооборота в соответствии с законодательством об информации, информатизации и защите информации.
Хранение электронных документов осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.
7. Электронные документы таможенных органов создаются с использованием автоматизированной информационной системы таможенного органа. В автоматизированной информационной системе таможенного органа фиксируются дата и время создания электронного документа таможенного органа.
8. Минская центральная таможня загружает созданные таможенным органом электронные документы в ПTK "Шлюз" и удостоверяет их ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь.
9. Удостоверенные в соответствии с пунктом 8 настоящей Инструкции электронные документы таможенных органов в автоматизированном режиме с использованием ПTK "Шлюз" направляются в банк, в котором плательщику открыт счет, электронный кошелек (далее — банк плательщика) в сроки, установленные пунктами 4 и 6 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь.
10. Реквизиты электронных документов таможенных органов должны соответствовать реквизитам документов, оформленных на бумажном носителе по формам, установленным в приложениях 11 и 21 к постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. N 97 ‹Об установлении форм документов".
11. Банк плательщика при получении электронных документов таможенных органов проверяет целостность и подлинность ЭЦП Минской центральной таможни для каждого электронного документа.
12. При обработке постановления о приостановлении операций, постановления об отмене приостановления операций банк плательщика проверяет наличие в них следующих сведений:
наименование (фамилия, инициалы) плательщика;
учетный номер плательщика;
номер банковского счета (электронного кошелька);
реквизиты банка плательщика.
13. Постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций не принимаются банком плательщика, если:
указанный в постановлении о приостановлении операций банковский счет (электронный кошелек) закрыт банком;
указанные в электронном документе таможенного органа номер банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетный номер плательщика не соответствуют имеющимся в банке реквизитам банковского счета (электронного кошелька) и (или) учетному номеру плательщика, в отношении которого поступило постановление о приостановлении операций, постановление об отмене приостановления операций;
номер и дата постановления о приостановлении операций, указанные в постановлении об отмене приостановления операций, не совпадают с номером и датой постановления о приостановлении операций, имеющегося в банке плательщика;
в постановлении о приостановлении операций указаны реквизиты банковского счета плательщика, операции по которому не приостанавливаются в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Налогового кодекса Республики Беларусь;
целостность и подлинность электронного документа не подтверждены ЭЦП Минской центральной таможни.
14. По каждому принятому (не принятому) электронному документу таможенного органа банк плательщика создает в день поступления электронного документа электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенного органа, в котором указываются:
вид электронного документа таможенного органа (постановление о приостановлении операций либо постановление об отмене приостановления операций);
реквизиты банка плательщика;
наименование (фамилия, собственное имя, отчество, если таковое имеется) плательщика;
учетный номер плательщика;
номер электронного документа таможенного органа;
причины неисполнения (при направлении электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа).
15. Для передачи электронного уведомления о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов используются следующие электронные документы MX:
электронный документ MX acmt.002 "Подтверждение изменения режима функционирования счета";
электронный документ MX acmt.006 "Отчет о состоянии управления счетом".
16. Банк плательщика удостоверяет электронное уведомление о приеме к исполнению (причине непринятия к исполнению) электронных документов таможенных органов ЭЦП, выработанной с использованием открытого ключа, сертификат которого издан республиканским удостоверяющим центром Государственной системы управления открытыми ключами проверки электронной цифровой подписи Республики Беларусь, и не позднее 15 минут с момента завершения проверки электронного документа таможенного органа передает данное уведомление в Минскую центральную таможню, которая загружает его в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
17. В автоматизированной системе банка плательщика фиксируются дата и время получения электронного документа таможенного органа и дата и время передачи электронного документа банка плательщика.
18. Таможенный орган в день получения электронного уведомления о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа при необходимости (наличии оснований) повторно направляет в банк плательщика электронный документ таможенного органа с устранением причин его непринятия.
Электронное уведомление о причине непринятия к исполнению электронного документа таможенного органа, поступившее в таможенный орган после 15 часов 30 минут, считается поступившим на следующий рабочий день.
19. Не принятые банком плательщика электронные документы таможенных органов не подлежат возврату в таможенный орган.
20. Минская центральная таможня в течение рабочего дня в автоматизированном режиме с установленной периодичностью выгружает из ПTK "Шлюз" электронные документы банка плательщика и загружает их в автоматизированную информационную систему таможенного органа.
21. В случае невозможности приема и передачи электронных документов таможенных органов, электронных документов банка плательщика из-за сбоя в работе программного обеспечения, отсутствия связи, отсутствия электроснабжения банк плательщика в течение 30 минут после возникновения сбоя информирует об этом Минскую центральную таможню с использованием модуля передачи писем/телексов ПTK "Шлюз" либо по факсу. Минская центральная таможня, получив соответствующий телекс (факс), доводит информацию до таможенных органов.
Информирование таможенных органов банком плательщика об устранении причин возникшего сбоя осуществляется в порядке, определенном в части первой настоящего пункта.