– Андрей Юрьевич, расскажите, пожалуйста, о сути Концепции, ее задачах.
– Основная цель Концепции – обеспечение требуемого уровня защиты экономических интересов Российской Федерации и ее товаропроизводителей, совершенствование таможенного администрирования и придание импульса инфраструктурному развитию приграничных субъектов РФ, а также снижение транспортной нагрузки на крупные российские города, обусловленной возрастающим внешнеторговым оборотом страны.
Наряду с механическим перемещением таможенного оформления мы видим, что сейчас можно формировать и транспортные товарные потоки в интересах нашей страны. Концепция является составной частью разрабатываемой Стратегии Федеральной таможенной службы до 2020 года.
Надо сказать, что реализация Концепции – довольно сложная задача, потому что все годы стратегия развития таможни России была направлена на внутренние регионы. Воплощение задуманного в жизнь потребует нового подхода к подготовке и переподготовке кадров таможенных органов, развитию социальной сферы, обеспечивающей эффективную работу таможни в приграничных регионах.
– Как вы думаете, как к этому отнесется бизнес?
– Когда нам долгое время всего не хватало, когда нам завозили всякого рода товары – годные и негодные, таможня приспосабливалась к бизнесу и шла за ним. Сейчас, мне кажется, ситуация обратная – мы в состоянии повести бизнес за собой, но при соблюдении определенных правил, которые уже приняли и будем вырабатывать дальше, потому что поэтапность этой работы очевидно важна. Но главное, чтобы в эту работу поверил сам бизнес, потому что на границах нашей страны необходимо заново отстраивать транспортно-логистические центры с таможенным оформлением. Без крупного бизнеса, без участников внешнеэкономического рынка, заинтересованных в развитии такого рода деятельности, нам не обойтись. Думаю, что вэдовцы в нас поверят.
– При концентрации пунктов таможенного оформления в столичных городах антикоррупционная составляющая меньше не стала…
– Действительно, на границе легче контролировать таможенные процессы и бороться с коррупцией. Есть одна достаточно весомая причина, которая будет затруднять эту работу, – отсутствие профессиональных кадров в тех регионах, куда мы будем выносить таможенное оформление. Однако у нас есть и резервы: например, на южных границах развитая таможенная инфраструктура серьезно недозагружена. Вместе с заинтересованными министерствами и ведомствами мы будем направлять туда товарные потоки.
– А что сделано уже сегодня?
– Перенос таможенного оформления товаров на внешние границы России – очень серьезное мероприятие, мы уже готовимся к нему и делаем первые шаги. Только в Москве находятся 58 пунктов таможенного оформления. Явно избыточное количество.
Мы думаем, что уже до конца года ряд таможенных постов и складов в Московском регионе будут закрыты. В Санкт-Петербурге эту работу мы достаточно успешно проводили и выносили таможенные посты за пределы города. На Дальнем Востоке также видно, как будут перемещаться места таможенного оформления собственно к границе. Так что План перемещения таможенного оформления из Москвы и Московского региона существует, и мы в соответствии с этим документом уже начали работу еще до того, как Концепцию утвердили.
Кроме того, в рамках осуществления государственно-частного партнерства в ближайшее время планируем провести консультации с представителями деловых кругов и руководителями приграничных регионов с разъяснением преимуществ, которые они могут получить в результате участия в создании транспортно-логистических схем.