1 января 2009 года вступает в силу статья Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", кардинально меняющая ситуацию в рыбной отрасли страны.
Правка, внесенная в статью 19 Федерального закона "О рыболовстве", обязывает доставлять на таможенную территорию России водные биоресурсы и продукты их переработки, добытые при осуществлении промышленного рыболовства в морских водах Российской Федерации. Это принципиальный для страны вопрос, решения которого мы добивались несколько лет. Как губернатор Приморского края, я неоднократно говорил с президентом страны о необходимости реализации в России принципа "вся рыба - на берег". В 2004 году я возглавил рабочую группу Госсовета по вопросам развития и повышения конкурентоспособности рыбной промышленности России, в частности, наша группа занималась проработкой этого вопроса. Кроме того, приморские рыбаки ежегодно выступали с предложениями о принятии обязательного декларирования рыбной продукции во время рыбацких форумов, конгрессов и съездов, которые регулярно проходят в Приморском крае.
Наша страна является крупным экспортером рыбных товаров: ежегодный экспорт превышает 1,2 миллиона тонн. При этом лишь 25 процентов российской рыбы идет на экспорт с таможенным оформлением. По некоторым объектам промысла, например по камчатскому крабу, официальные цифры статистики по добыче и экспорту минимальны, в то время как данные иностранных таможенных постов показывают, что добыча камчатского краба в российских водах в 5-6 раз превышает наши нормы допустимого улова. 90 процентов поставляемого в Японию камчатского краба - продукция незаконного лова.
Браконьеры наносят нашей стране миллиардные убытки, подрывая сырьевую базу. Это вредит не только государству, но и самим рыбакам, поскольку приводит к снижению общедопустимого улова.
Сегодня ведется серьезная борьба с браконьерством и незаконным промыслом, однако очевидно, что только силовыми методами исправить ситуацию в рыбной отрасли невозможно. Для этого необходимо изменение российского законодательства с учетом потребностей рыбаков.
До последнего времени вывоз рыбы и морепродуктов за рубеж в основном производился сразу из районов промысла без захода судов в российские порты. Хотя в большинстве стран сначала рыба приво зится на берег и только потом продается. Чтобы эта схема действовала в России, необходимо было принять ряд мер, самое главное - максимально упростить портовые процедуры. И этот шаг сделан.
19 марта 2008 года принято постановление правительства РФ N 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах в Российской Федерации". В этом постановлении есть два важнейших для всех рыбаков условия: документ ограничивает число органов, осуществляющих контроль и оформление судов (причем предусмотрены варианты оформления для судов, осуществляющих различные виды рыболовства), и строго определяет предельное время для этих процедур. Так, время ожидания судна в порту теперь не может превышать трех часов, проверка комиссии также должна осуществляться в течение трех часов. Более того, постановление правительства дает преференции на оформление судам, которые везут парную продукцию.
Для всех рыбаков это постановление решило огромную проблему. Не секрет, что еще недавно суда могли простаивать в портах в ожидании проверяющих две-три недели. Такое затягивание сроков губительно сказывалось на рыболовстве.
Порты Приморского края готовятся работать в новом режиме. Уже сейчас в портах Владивосток, Находка, Восточный пограничники работают круглые сутки. Вопрос эффективности работы контролирующих служб в новых условиях находится на особом контроле администрации Приморского края.
Все эти меры приводят к росту грузо оборота в портах. Сейчас объем перевалки грузов в рыбных портах составляет 360 тысяч тонн, по нашим прогнозам, в следующем году эта цифра увеличится минимум на 20 процентов.
Обязанность доставлять на таможенную территорию России продукцию способна повлиять и на решение рыбаков продавать продукцию на наших рынках сбыта. Выбор рынка для реализации продукции, безусловно, прерогатива бизнеса. Однако, по оценкам специалистов, в большинстве случаев на российских торговых площадках цены на рыбу и морепродукты выше, чем за рубежом. Единственное, в чем мы уступали, - в форме оплаты продукции. Нашим рыбакам было удобнее сотрудничать с иностранными партнерами, поскольку они работают по предоплате или расплачиваются по факту отгрузки. Теперь такие условия будут готовы предложить и покупатели на российских рынках.
С 1 января 2009 года, после вступления в силу инициированной Приморским краем поправки в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", российские рыбоперерабатывающие предприятия получат доступ к серьезным объемам сырца, что позволит им использовать свои мощности в полном объеме. Из-за дефицита сырья для переработки, к сожалению, были ликвидированы или перепрофилированы многие рыбоперерабатывающие предприятия края. А сохранившиеся производства, оборудованные по последнему слову техники, нередко простаивают из-за отсутствия сырца для переработки. Мощности приморских предприятий береговой переработки позволяет им перерабатывать до 200 тысяч тонн сырья в год. Сейчас ежегодно перерабатывается не более 40 тысяч тонн. Вскоре мы полностью решим эту проблему.
Россия будет перерабатывать рыбопродукцию и продавать ее на своей территории - это стратегически важный выбор государства. За этим стоит не только расширение возможностей рыбной отрасли и увеличение налоговых поступлений. Создание новых предприятий позволит обеспечить жителей прибрежных территорий рабочими местами и хорошими зарплатами. Еще один положительный момент - российские потребители наконец смогут покупать свежую и недорогую рыбную продукцию широкого ассортимента.
Важно, что создается система экономических стимулов для рыбоперерабатывающих предприятий. Например, в нашем крае действует Закон "О рыбохозяйственной деятельности в Приморском крае", который предусматривает предоставление государственной поддержки в виде частичной компенсации ставок по кредитам на покупку технологического оборудования и модернизацию производства предприятиям такого профиля.
Кроме того, сегодня у нас разрабатывается целевая программа, направленная на развитие береговой переработки. Она включает в себя целый комплекс мер по развитию этого направления, в том числе компенсацию процентной ставки по кредитам и субсидирование предприятий.
Подобные меры поддержки предприятий береговой переработки признаны обоснованными и необходимыми на государственном уровне. Однако рыбаки ждут от правительства и ряда других волевых решений.
На мой взгляд, необходимо решить вопрос о повышении таможенных пошлин на вывоз непереработанной или малообработанной рыбной продукции за пределы России и снижении, вплоть до нулевых ставок, таможенных пошлин на переработанную продукцию. Считаю, что с введением этой меры начнет по-настоящему интенсивно развиваться глубокая переработка. Компании, поставляющие сырье на иностранные перерабатывающие заводы, будут вынуждены уйти из бизнеса или строить предприятия по переработке здесь.
Ограничение иностранного капитала в этой сфере - не дискриминация, а защита продовольственной безопасности страны! Те зарубежные компании, которые хотят зарабатывать на российской рыбе, могут инвестировать средства в рыбопереработку, развитие портовой инфраструктуры, рыбных рынков, другие не менее интересные проекты.
Проблемы в рыбной отрасли нужно решать в комплексе. Коротко коснусь других важных моментов. Ключевой шаг в вопросе рационального использования водных биоресурсов - это соблюдение исторического долевого принципа распределения квот на добычу водных биоресурсов между пользователями. Закреплять доли за ответственными российскими пользователями нужно на срок не менее 10 лет (это определяется возможностью обновления флота). Закрепление квот по такому принципу гарантирует рыбакам стабильность и перспективу долгосрочного планирования, повышает капитализацию отрасли и, что самое главное, является основой борьбы с коррупцией в вопросе распределения квот на вылов водных биоресурсов.
Еще одним шагом государства может стать устранение из реестра пользователей водными биоресурсами "фирм-рантье". Они торгуют квотами, а не осваивают их самостоятельно. Отстранение таких компаний от промысла возможно через введение обязательного требования - освоения квот только собственным флотом компании, и жесткого условия - изъятия долей на водные биоресурсы, если они не будут освоены в течение определенного срока. Государство должно взять на себя ответственность - создать реальные условия для обеспечения рыночного оборота долей на водные биоресурсы.
Мы убедились, что правительство намерено вплотную заняться исправлением ситуации в рыбной отрасли, сделать ее эффективной и прозрачной, как об этом было заявлено в августе прошлого года во время Госсовета по вопросам эффективного управления рыбохозяйственным комплексом страны. Это только начало большого пути к порядку в рыбной отрасли, но главное - мы начали движение в верном направлении, пишет "Российская Газета".