Виктор Зубков: «Нельзя допустить, чтобы цены на прилавке поднялись»
В кризис каждый сам за себя. Разные страны столкнулись с разными проблемами. Но абсолютно всех объединяет одно —есть хотят все. И желательно, чтобы этот процесс не сопровождался большими финансовыми затратами. О том, как собирается кормить своих граждан Россия, «МК» рассказал первый вице-премьер РФ Виктор Зубков в ходе своей поездки в Ростовскую область.
— Виктор Алексеевич, российское правительство еще в начале кризиса объявила об импортозамещении. Сейчас вы собирали производителей мяса. Хватит нам своего?
— Тенденция наращивания импорта и раньше-то была даже идеологически неприемлема для России. А в условиях кризиса к этому добавляется и удорожание. Сегодня наша страна обеспечивает себя мясом приблизительно на 60% (в прошлом году производство составило 6,2 млн. тонн — «МК»). И эти объемы мы собираемся нарастить. Совещание не случайно проводилось именно сейчас: уже ясны итоги первого квартала. И они, поверьте, хорошие. Наши мясные производители смогли за первые три месяца обеспечить прибавку в 129 тыс. тонн. По мясу птицы — 86 тыс. тонн — или на 13%, свинины — 43 тыс. тонн — или на 7%. Всего за 2009 год должно быть получено дополнительно не менее 500 тыс. тонн мяса (птица — 300 тыс. тонн, свинина — 200 тыс. тонн.) Я уже говорил, что к 2011-12 годам, сохраняя эти темпы, мы сможем выйти на полное обеспечение себя этими видами мяса.
— А как же говядина?
— С говядиной сложнее, но руки опускать не будем. Племенная база мясного скотоводства, несмотря на кризис, формируется. Отраслевая программа развития мясного скотоводства до 2013 года даст специалистам 19,2 млрд. рублей, в том числе в этом году — 4,5 млрд. рулей. Если все пойдет, как планируется, то Россия нарастит производство высококачественной говядины в 4,5 раза. С 62,2 тыс. тонн в 2009-м до 282,4 тыс. тонн в 2012 году. Но этого все равно недостаточно. Я, например, считаю, что проблему можно было бы решить через систему кооперации со странами СНГ. В первую очередь с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном. И собираюсь поднять эту тему на сельхозсаммите в Ашхабаде в этом году.
— В прошлом году Россия собрала рекордный урожай. В этом будем с хлебом?
— В марте проходило обследование зерновых. Скоро будут готовы результаты, по предварительным оценкам все нормально. Важно, что государство не устранилось и не допустило паники у крестьян в этот непростой период. Зерновые интервенции продолжаются. Одновременно неплохо идет экспорт, за март порядка 1,5 миллионов тонн. А это неплохой показатель. Я считаю, что никаких административных рычагов применять не стоит. Удобнее тебе продавать свое зерно в интервенционный фонд — продавай. Выгоднее отдать за рубеж — ради бога. В стране зерна достаточно. В общем, не допустив волнений, мы приступили к весенне-полевым работам.
— В России создана специальная топливная компания, которая будет по фиксированным ценам предоставлять аграриям ГСМ. Сельхозпроизводители, понятно, довольны. А нефтяники не требуют компенсации «выпадающих доходов»?
— Акционерами этой компании выступят Россельхозбанк и Росагролизинг. Россельхозбанк имеет ресурсы, Росагролизинг — реестр производителей. Будет наблюдательный совет, куда войдут представители нефтяных компаний, ФАС, Службы по тарифам и другие органы власти. Если сельхозпроизводителям потребуется кредит для закупки топлива, он его быстро получит в РСХБ, Росагролизинг по реестру легко сможет отследить, чтобы это топливо получали только сельхозпроизводители. Что касается выпадающих доходов, то с нефтяниками все обсудили. Никаких разговоров о компенсации я не припомню. Значит, их и не будет.
— Виктор Алексеевич, вы не раз говорили, что недобросовестная торговля использует кризис для искусственного наращивания цен на продукты. Что с долгожданным законом о торговле?
— Уже на этой неделе состоится его обсуждение в правительстве. Мы считаем, что ведущую роль в подготовке этого документа должен играть Минсельхоз. И Минпромторг конечно. Минпромторг отвечает за закон, Минсельхоз крайне заинтересован, чтобы он был принят. Хочу отметить, что «сельхозраздел» полностью готов. Появляются такие понятия, как типовой договор. В законе должны найти отражения вопросы, связанные со сроками уплаты за поставленную продукцию. Мы считаем, что для скоропорта это должно быть не более 10 дней, для остальной продукции — не более 30 дней. Сегодня, вы прекрасно это знаете, сроки бывают и 40 и 50 и 60 дней и более. И естественно, документ пропишет и ценообразование во всей цепочке. Вот поэтому-то, я и допускаю, что будет большое сопротивление к принятию этого закона. Мы с вами вместе были на предприятии по производству индейки, уже разделанная и расфасованная птица на нем стоит от 155 до 175 рублей за кг., в зависимости от категории продукта, а в магазине она продается по цене от 300 до 400 рублей. Хорошо, 10% — транспортировка. Остальное — наценка торговли. Не много ли?
— Какой вы видите таможенно-тарифную политику государства? Будем ли совсем изгонять импорт?
— Таможенно-тарифная политика — это механизм оперативного вмешательства государства, чтобы отечественный производитель мог чувствовать себя комфортно. Это не панацея от всех бед, не какой-то меч, который государство заносит над импортом. Если мы совсем ограничим импорт, не только в сельском хозяйстве, но и в других отраслях у отечественных производителей наступит благодушие, успокоенность. И это кончается тем, что уже отечественные производители начинают так же повышать цены. Над качеством работать им становится неинтересно, поэтому импорт, скорее всего, будет всегда, но он станет тем механизмом, который заставит отечественных производителей быть конкурентоспособными. И не может он составлять 40% от всего продовольствия в стране. Его доля должна быть сокращена хотя бы до 25%. А в идеале до 10%.
А потому, на то количество продукции, которое мы сами можем производить (кстати, высокого качества) будем сокращать квоты. А в некоторых случаях повышать ввозные пошлины. Но совсем уж закручивать гайки, и вводить категоричные запретительные меры тоже не стоит. Все балансы будут просчитываться. Этим по правительственному поручению занимается Минэкономразвития. Нам важно в первую очередь поддержать отечественного сельхозтоваропроизводителя, но ни в коем случае не сделать так, чтобы цены на прилавке поднялись. Рынок не должен получать ценовую встряску, и для граждан стоимость продуктов останется приемлемой.
"Московский Комсомолец"