Впервые праздник был установлен приказом министра путей сообщения Российской империи в 1896 году. Дата ежегодного празднования Дня железнодорожника была связана с днём рождения императора Николая I, 25 июня (6 июля), который считается основателем железнодорожного дела в России. При нём была построена первая железная дорога Санкт-Петербург – Царское Село.
Однако история железнодорожного транспорта в стране уходит корнями в XVIII век, когда в России начали строить первые рельсовые дороги на промышленных предприятиях. Развитие железных дорог выглядит следующим образом:
- В 1788 году в Петрозаводске на Александровском пушечном заводе построен прообраз промышленной железной дороги – Чугунный колесопровод.
- В конце XVIII века в России работают железные дороги на промышленных предприятиях и крупных стройках с использованием лошадиной и людской тяги.
- В 1834 году введена в эксплуатацию промышленная железная дорога нижнетагильских заводов длиной 3,5 км, спроектированная крепостными умельцами Черепановыми. Она использовалась для доставки руд из шахты на завод с помощью паровоза оригинальной конструкции.
- В 1834 году австрийский инженер Франц фон Герстнер внёс императору Николаю I предложение о строительстве железнодорожной линии, которая официально была открыта 30 октября (11 ноября) 1837 года.
- В 1840 году было открыто движение по второй железной дороге на территории Российской империи – линии от Варшавы до Скерневице.
- В 1842 году императором Николаем I был подписан указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург – Москва (Николаевская, Октябрьская) протяжённостью 650 км, движение по которой было открыто в 1851 году.
- Во второй половине XIX века активно формировалась сеть железных дорог Российской империи.
- 15 июня 1865 года императором Александром II основано Министерство путей сообщения Российской империи.
- В 1891 году начала строиться Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире, соединившая европейскую часть России с Дальним Востоком. Полностью по территории империи движение по ней было открыто в 1916 году после ввода в строй моста через Амур.
- К 1906 году Средняя Азия была напрямую соединена Транскаспийской (Среднеазиатской) железной дорогой с европейской частью России через Казахстан.
- С 1922 года сеть железных дорог была существенно расширена и к 1940 году составила 106 100 км путей. Важным проектом была Туркестано-Сибирская железная дорога, соединившая Западную Сибирь через Восточный Казахстан с Узбекистаном.
Во время Великой Отечественной войны железнодорожная система играла жизненно важную роль в военных действиях, перевозя личный состав, технику, оружие и грузы на фронт, эвакуируя предприятия вглубь страны.
До 1990 года СССР занимала первое место в мире по объемы железнодорожных перевозок, на Россию приходилось 2/3 от объема всех стран Союза.
На сегодняшний день протяжённость магистральных железных дорог общего пользования в России составляет 122 тыс. км. Это третье место в мире после США (250 тыс. км) и Китая (127 тыс. км).
По данным ОАО «РЖД» объем перевозок грузов железнодорожным транспортом в 2024 году составил 1,19 млрд тонн. ОАО «РЖД» Погрузка на сети ОАО «РЖД» в 2024 году составила 1 млрд 181,4 млн тонн.
После революции 1917 года были отменены все царские праздники, в том числе и День железнодорожника. Традиция празднования Дня железнодорожника возобновилась лишь в 1936 году.
С праздником!
Иллюстрация: Поезд Царскосельской железной дороги (1840-е), Беггров Карл Петрович