На российско-латвийской границе затягивается процесс пропуска грузовиков с литовскими номерами. Как сообщила Литовская ассоциация перевозчиков Linava, некоторые автомобили в ожидании прохода границы стоят по 5-7 суток. Информацию литовских коллег «Росбалту» подтвердили и в Российской ассоциации международных перевозчиков (АСМАП). «Литовские грузовики не могут пройти российскую границу, пока таможенники не получат от заявленного в документах получателя груза подтверждения о том, что машина с номером таким-то, с грузом того-то следует в их адрес. Плюс на таможне назначения производится стопроцентная выгрузка и досмотр товара, привезенного литовской машиной», — сообщили в АСМАП.
В результате, как сообщил «Росбалту» представитель российского логистического оператора, заказчики стали отказываться от услуг литовских перевозчиков.
По словам самих перевозчиков из Литвы, после прохождения границы с латвийской стороны (погранпереходы РФ находятся в Латвии) их грузовики выстраивают в особую очередь, которая продвигается очень медленно. Это подтверждают и данные Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ): 10 июля въезда в Россию со стороны Латвии к погранпереходу «Бурачки-Терехово» ожидали 600 грузовиков, въезда в Латвию — 300.
Отметим, что раньше очереди на границе были только на въезд в РФ, поскольку машины загружены импортными товарами, требующими растаможки. Теперь же пустые литовские фуры вынуждены ждать подтверждения информации о том, что ввезенный ими в Россию груз прошел таможенную очистку.
Литовские власти серьезно отнеслись к сложившейся ситуации. В правительстве была создана межведомственная рабочая группа под эгидой министерства транспорта. Министр иностранных дел Литвы Вигаудас Ушацкас 7 августа обсудил вопрос очередей с министром транспорта РФ Игорем Левитиным. «Вигаудас Ушацкас отметил, что более строгая процедура проверки при пересечении границы применяется только в отношении литовских перевозчиков, и обратился с просьбой решить эту проблему. Игорь Левитин пообещал обсудить этот вопрос с соответствующими российскими органами власти и искать пути для его решения», — говорится в сообщении литовского МИДа.
Российская таможня объясняет столь тщательный досмотр литовских фур ростом контрабанды. «В последнее время в России участились случаи недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения, что наносит значительный ущерб государственному бюджету, так как недоставленные товары не проходят таможенное оформление. В результате взыскание таможенных платежей с импортных товаров затягивается, а иногда и вовсе становится невозможным. Наибольшее количество нарушений таможенного законодательства такого рода выявлено в деятельности отдельных литовских перевозчиков», — говорится в официальном сообщении пресс-службы ФТС.
«Объективно оценивая угрозы экономическим интересам государства, ФТС принимает адекватные меры по усилению таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, в частности, по проведению досмотровых операций на основе системы управления рисками, дополнительной проверке документов, включая проверку сведений о фактическом наличии получателей товаров на территории России», — заявляют таможенники.
В понедельник руководитель ФТС России Андрей Бельянинов сообщил «Ведомостям», что в 2009 году таможня не сможет выполнить плановое задание Минфина и перечислит в госбюджет 3-3,1 трлн руб., что на 500 млрд меньше плана. При этом, по данным ФТС, за 7 месяцев в госбюджет было перечислено 1,6 трлн руб. В среднем за месяц в 2009 году таможня собирает около 250 млрд руб. Чтобы «вписаться» в план, обозначенный Бельяниновым, таможенникам придется собирать около 280 млрд руб. в месяц, а сделать это при сокращающемся импорте довольно сложно.
В этом году российские таможенники уже стали более пристрастно относиться как к туристам, так и к перевозчикам грузов. «Перед СЗТУ, как и перед другими управлениями, стоит сложная задача на второе полугодие. Тяжеловато, но мы будем бороться за каждую копейку», — заверил на пресс-конференции первый заместитель начальника СЗТУ Юрий Лямкин.
Судя по всему, эта борьба может перейти в политическую плоскость: объявив литовских перевозчиков контрабандистами, ФТС может осложнить и без того непростые отношения между двумя странами. Пока литовские власти заявили, что не будут применять ответных мер. При этом в министерстве транспорта Литвы утверждают, что в 2009 году выявлено всего 16 случаев нарушения российских таможенных правил литовскими перевозчиками — это 0,03% от общего числа грузов, идущих в РФ. Если эти данные соответствуют действительности, можно предположить, что жесткие санкции в отношении литовских перевозчиков должны стать показательным примером для остальных участников внешнеэкономической деятельности.