На самом популярном в мире интернет-сайте по рекламе и маркетингу Advertising Age есть целый канал, посвященный Китаю. Представляете – есть рассылка по цифровой рекламе, есть канал по поиску работу на рекламном рынке, есть креативное обозрение, а есть отдельная рассылка по китайскому рекламному рынку. Показательно? По российскому рынку специального канала нет, но есть обозреватель, который регулярно пишет о сложностях и радостях работы на российском рынке.
Последняя «российская» колонка была посвящена Рунету и оценке перспектив западных компаний в области электронной коммерции на российском рынке. Первопроходцу в этой области автор статьи предрекает успех IKEA, Pepsi и McDonalds, которые тоже когда-то пришли первыми и покорили российского потребителя. AdAge предлагает обратить внимание на широкие возможности, которые открываются перед западными компаниями, готовыми прийти на пустынные рынки онлайн-банкинга и интернет-шоппинга в России, а также поучаствовать в борьбе за рекламные бюджеты.
Оставим на совести автора некоторые пассажи в адрес российского интернета и потребителя. Читать такие колонки полезно, чтобы представлять, какими видятся российские покупатели и российский бизнес на расстоянии. Со стороны, Рунет, с его многочисленными электронными деньгами, наверное, действительно напоминает дикий остров, на котором ракушки меняют на кокосы. В России действует около 20 систем электронных денег, при этом более двух третей рынка занимает система WebMoney с оборотом за прошлый год $6,61 млрд. На днях обзавелся собственной валютой и Mail.ru. Но это лишь придает Рунету неповторимый шарм и загадочность.
Прочитала я статью на AdAge и обрадовалась, представив, как западные интернет-магазины ринутся на наш рынок со своими демпинговыми ценами. А потом радость поутихла, потому что в радужных перспективах, рисуемых автором, я сильно засомневалась, и на ситуацию посмотрела не как американский бизнес-аналитик, а как обыкновенный российский интернет-покупатель.
Что происходит сейчас? Есть ряд зарубежных интернет-магазинов, которые уже работают с российскими покупателями, то есть соглашаются сюда доставлять заказы. С ними все понятно – покупатель делает заказ, оплачивает его пластиковой картой или, реже, западной системой интернет-платежей Paypal, и заветную посылку высылают ему на домашний адрес. Дальнейшая судьба зависит от задекларированной стоимости и перевозчика. В лучшем случае – ее через несколько дней привезут домой, и вручат лично в руки, в худшем – покупатель «попадет на растаможку» и ему придется потратить денек, объезжая задействованные в процессе конторы. Впрочем, это еще не худший случай, о самом худшем – чуть дальше.
Также есть множество интернет-магазинов, которые предлагают товары по не менее лакомым ценам, но отказываются доставлять их в Россию. Конечно, русского человека такая мелочь остановить не может. Вначале некоторые русские, живущие в Америке, начали предлагать услугу по пересылке посылок за процент от их стоимости. Услуга пользовалась спросом, и параллельно росту числа таких посредников в США и появлению их в других странах, появлялись большие компании, предлагающие выгодные тарифы для активных шопоголиков. Самые известные из таких компаний, пожалуй, Shipito и MyUs.
Ситуация достаточно стабильная, но в последнее время накаляется постоянными публикациями о намерениях Федеральной таможенной службы снизить задекларированную стоимость посылок, за которые не нужно уплачивать пошлину, с десяти до пяти тысяч рублей. Кстати, для посылок, которые попадают в Россию через экспресс-перевозчиков (FedEx, DHL, UPS), лимит уже давно 5 тысяч. Но обычной почтой можно было получать посылки на большую сумму.
Почему же Таможенная служба озаботилась снижением этого лимита? Вероятно, поток таких посылок уже стал достаточным, чтобы заинтересовать государство в качестве статьи дохода. Доходная часть бюджета наполовину состоит из таможенных пошлин, а в 2009 году сборы ФТС существенно упали, за первое полугодие удалось собрать лишь 37,8% прогнозных показателей 2009 года. Естественно, на посылках особо не пожируешь, одновременно ФТС предлагает снизить и порог беспошлинного ввоза товаров на территорию России с действующих 65 тысяч до 20 тысяч рублей. Вообще, логика в действиях таможенников есть – многие зарубежные товары стоят в России в 2 – 3 раза дороже, чем за границей. Покупая их здесь, россиянин обеспечивает поступление в бюджет таможенных платежей и нескольких налогов, покупая их напрямую в зарубежном интернет-магазине – государству ничего не отдает. Поэтому оно и заинтересовано ограничить попытки зарубежного шопинга, усложняя его процедуру и снижая привлекательность. Опять же, с контрабандой нужно бороться.
Лимит должен быть уменьшен. И если он будет уменьшен в интересах государства, то это уменьшение должно сопровождаться внедрением системы, позволяющей оплачивать таможенные пошлины за посылки в режиме онлайн пластиковой картой. В этом случае соблазн занижать таможенную пошлину будет не настолько сильный. Если такой системы не будет – на «растаможку» посылки в 200 долларов будет уходить 1 – 2 дня личного времени, что неизбежно будет приводить любителей онлайн-покупок к посредникам, готовым обеспечить отправку посылки с заниженным инвойсом и, главное, гарантирующим беспрепятственное прохождение этой посылкой таможни. То есть, посредник за свое вознаграждение должен пообещать, что если он пишет в сопроводительной документации, что это «объектив б/у стоимостью 100 долларов», то таможня ему верит и не сверяет стоимость объектива с рыночной, которая на самом деле не 100 долларов, а 1 000 там и 1 500 в России. В этом случае, через некоторое время наибольшую долю такого «серого» рынка будут держать только посредники, «которые могут пообещать», потому что остальных посредников таможня легко вычислит, и уж у них-то будет проверять каждую посылку.
Собственно, не секрет, что у нас рядом с любой запретительной или разрешительной системой выстраивается параллельная, помогающая обойти запрет или получить разрешение. Да и параллельной-то ее зачастую можно назвать весьма условно. Поэтому в данном случае формальным поводом для предложения снизить лимит стала забота о государственном бюджете, что же является истиной причиной, мы увидим, когда лимит собственно и будет снижен.
Возвращаясь к исходной теме – к западным интернет-магазинам. Почему работа с российскими покупателями для них не слишком выгодна уже сейчас. Во-первых, наша почта теряет посылки, а продавцы вынуждены пересылать их заново. Это происходит повсеместно. Несколько лет назад заказанные мной в американском интернет-магазине Amazon.com диски гуляли по России почти год, за это время магазин успел прислать мне дубликаты, потерять надежду на то, что они найдутся, и очень удивиться, когда они в Америку вернулись. Судя по обсуждениям на форумах, это была типичная ситуация. И теперь Россия – единственная (!) европейская страна, куда Amazon соглашается доставлять заказы только дорогой курьерской доставкой. Да, даже в Белоруссию, Грузию и Украину они готовы отправить товар простой почтой, нам – нет.
Во-вторых, время, которое тратит клиентская служба на обслуживание российского клиента, значительно больше, чем среднее время, потраченное на местного клиента. А время, как известно, – это тоже деньги. Почему на нас нужно больше времени? Россияне не очень хорошо знают иностранные языки, и мало кто берется решать возникшие проблемы по телефону, предпочитая вступать в долгую переписку. Еще у нас часто возникают проблемы с пластиковыми картами. Многие российские банки ограничивают возможность оплаты интернет-покупок стандартными картами и предлагают для этого заводить отдельные «виртуальные» карты. Однако, покупатель может обнаружить такие тонкости уже в процессе шопинга, получив из магазина письмо об отказе банка провести платеж.
Третья проблема, возникающая с российскими покупателями – большой процент возвратов с этапа таможни. Делая заказ, покупатель надеется избежать таможенных платежей, но если вдруг продавец отправит посылку не обычной почтой, а курьерской (где лимит уже 5 тысяч рублей), либо укажет в документах завышенную стоимость (например, ради страховки), покупатель зачастую просто отказывается растаможивать посылку, и она возвращается обратно. Почтовые расходы ложатся прямым убытком на баланс нерадивого продавца.
Четвертая проблема – самая неприятная. Это высокая вероятность массовых возвратов посылок, как произошло прошедшей зимой с модной обувью из Австралии – уггами (они же агги). Заказать обувь за границей стоило в 2 – 4 раза дешевле, чем купить в магазине. Желающих примодниться оказалось очень много, и зимой таможня оказалась буквально завалена посылками с уггами. Тогда же «Почта России» потеряла статус таможенного брокера, о чем не сообщила «Почте Австралии». В результате несогласованных действий двух почтовых служб, таможня отказалась пропустить неправильно оформленный груз – удивленным покупателям таможенники сообщали, что с одного адреса выслано слишком много посылок и поэтому груз решили считать консигнационным, требуется его таможенная очистка. Но «Почта России» не имела соответствующих полномочий и несколько тысяч посылок (по словам самих таможенников, 3 – 4 тысячи) вернулось через 2 месяца в Австралию, покупатели получили деньги на свои карты только в апреле, а австралийские торговцы на какое-то время даже перестали высылать обувь в Россию. Ситуация с уггами – не единичная. Были, например, похожие проблемы и с маркой T.M.Lewin, которая тоже продается в России в несколько раз дороже, чем в интернет-магазине. На форумах по виртуальному шоппингу даже стали ходить легенды о существовании неких «черных списков» брендов, которые таможня старается не пропускать через границу, потому что близкие к таможне люди поставляют эти бренды сюда официально и продают по неоправданно высоким ценам.
Впрочем, у российских покупателей есть и преимущества перед западными. Основное преимущество вытекает из высокой стоимости международных почтовых отправлений из России. Тарифы таковы, что высылать неподошедшие или бракованные товары обратно невыгодно. Качественные вещи находят своего нового владельца с помощью интернет-барахолок, некачественные обычно выгоднее выкинуть, чем возвращать. Есть исключения – например, интернет-магазин, который очень часто высылает в Россию просроченную косметику, соглашается выслать еще раз непросроченную, не требуя вернуть предыдущую посылку. Отсюда два преимущества российских покупателей – первое, ниже процент возвратов товаров, полученных покупателем, второе – можно присылать просроченную и бракованную продукцию стоимостью до 50 долларов, вероятность, что ее вернут, очень низкая.
Еще один плюс российских любителей иностранного электронного шопинга – их увлеченность процессом и заинтересованность в результате. Они идут на такие траты времени и нервов, о которых зарубежные покупатели и не подозревают. Они заводят новые карты в тех банках, которые более лояльны к электронным покупкам. Они собирают и отправляют в иностранные магазины сканы документов, необходимых для подтверждения своей личности. Они, как заправские логистики, направляют многочисленные заказы в адрес компании-посредника, выправляют инвойсы, высчитывают дни и суммы, чтобы не попасть на таможенные платежи.
Может быть, я пессимист, но с моей точки зрения, наши увлеченность и всеядность – недостаточные аргументы для того, чтобы попытаться выйти на наш рынок и хорошенько на нем заработать. Парадокс в том, что именно от российского электронного рынка лучше держаться подальше. Кому надо, тот найдет возможность купить нужный товар и без доставки в Россию.
Хоть автор статьи в AdAge и высказывает предположение, что время для покорения России пришло, так как есть признаки того, что ситуация с таможенными проблемами и коррупцией вскоре исправится к лучшему, я таких признаков не вижу. По уровню коррупции Россия сейчас находится на 147 месте из 180 стран. Минимальный рейтинг 1,0 у Сомали, у нас 2,1, у тройки лидеров (Дания, Новая Зеландия, Швеция) – по 9,3. Даже если ситуация и начнет исправляться, это поможет нам чуть-чуть оторваться от пиратского Сомали, но когда мы придем в цивилизованную зону – это большой вопрос. С таможней, как видим, тоже больше перспектив на «закручивание гаек», чем на открытие границ.
Согласно исследованию компании iKS-Consulting на онлайн-торговлю в 2008 г. пришлось 1,4% от всего оборота розничной торговли в России. В абсолютных цифрах рынок электронной коммерции в сегменте B2C составил 196 млрд руб. И, безусловно, это уже цифры, которые могут заинтересовать инвесторов. Вот только приходить им придется, покупая российские магазины. Потому что с 1996 года, когда Виктор Степанович произнес ставшее классикой «Мы надеемся, что у нас не будет запоров на границе», улучшений в состоянии больного не замечено. Slon.ru