В богатых семьях на Рождество дарили фарфоровых кукол. Они были дорогими, их берегли и передавали из поколения в поколение. Вместе с куклами девочки создавали свой маленький волшебный мир, но этот мир обязательно должен был быть похож на мир взрослых.
Во Франции самым известным производителем кукол был Эмиль Жюмо (фирма Jumeau). С 1873 года на своей фабрике он изготавливал кукол, а также одежду, обувь и мебель для них. Фирма неоднократно получала медали на Всемирных выставках. К старейшим предприятиям Франции относится фирма Bru, производившая в период с 1866 до 1883 года куклы и наряды по индивидуальным заказами. В 1873 году Bru впервые показала публике улыбнувшуюся куклу.
Куклы имели индивидуальные черты, их наряды выполнялись по рисункам из модных журналов. Безусловно, такие игрушки могли позволить себе только обеспеченные люди. И те относились к ним очень бережно – дорогой подарок мама могла выдать только в воскресенье, а позволить играть только под присмотром взрослых.
Куклы продавались как одетыми, так и без одежды, но с наборами для шитья, а также со сменными нарядами – это были самые дорогие экземпляры. Зачастую шили одинаковые наряды сразу в тройном экземпляре – маме, дочке и кукле.
Кукольные сервизы полностью повторяли «взрослую» посуду и производились на тех же заводах – в Европе на Мейсенской фарфоровой мануфактуре и «Виллерой и Бох», «Саргемин», в Российской империи – на завода М.С. Кузнецова и братьев Корниловых.
Девочки пили чай вместе с куклами из фарфоровой посуды, чай заварили на игрушечной плите, которая топилась углем, точно также как обычная плита, только конфорки были с углублениями, чтобы кастрюлька с горячей водой случайно не перевернулась и не обожгла юную хозяйку.
Изначально в Российскую империю фарфоровые куклы привозили из Европы. В 1880-х годах в России начали открываться кукольные производства – первые в Москве и Сергиевом-Посаде. С конца XIX века в России существовал кукольный Императорский завод (фабрика «Журавлёвъ и Кочешковъ»), который выпускал фарфоровых кукол. Наряды разрабатывались по образцам этнографического отдела Румянцевского музея Москвы и старинным гравюрам совместно с художником Кустарного музея Николаем Дмитриевичем Бартрамом. На мануфактурах Гудкова и Федосеева создавались небольшие коллекционные куклы высотой около 30 см с фарфоровыми головами, одетые в национальные костюмы различных российских губерний. В 1893 г. куклы завоевали приз на Всемирной Чикагской выставке, после чего их начали экспортировать за пределы России в качестве сувениров.
Благодаря открытию фабричных производств куклы стали доступнее в Российской империи. Кроме этого мастера придумали, что из фарфора можно создавать только лицо и конечности, а тело делать тряпичным – это существенно уменьшило стоимость кукол. У людей разных сословий появилась традиция дарить девочкам кукол на именины и Рождество.
Сохраняйте традиции! С наступающим Новым Годом!
Фото с выставки «Августейшие. Куклы» (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина)




