В языческие времена на Руси новолетие (Новый год) отмечали в марте. Праздник совпадал с началом нового сельскохозяйственного цикла и был тесно связан с природой. В этот день славили богов и приносили им пожертвования. Крестьяне выходили в поля и просили землю о хорошем урожае. Люди жгли костры, прыгали через огонь, чтобы очиститься от грехов и болезней.
В 1492 году по указу московского князя Ивана III празднование новолетия перенесли на 1 сентября. На этот раз праздник совпадал с завершением сельскохозяйственного года. Иван III произвел календарную реформу на византийский манер, московский князь был женат на Софье Палеолог – племяннице последнего византийского императора. Благодаря Софье на Руси не только появилась новая дата празднования новолетия, но и герб – византийский двуглавый орел – символ царской власти
В день празднования Новолетия на Соборной площади Московского Кремля проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба с участием князя, патриарха, представителей духовенства, знати, служивых людей и других. После службы Иван III раздавал бедным милостыню.
20 декабря 1699 года (по старому летоисчислению это был 7208 год) Петр I подписал указ о переносе празднования Нового года с 1 сентября на 1 января и велел осуществлять летоисчисление от Рождества Христова, а не от сотворения мира. 1699 год в России длился всего четыре месяца: 1 сентября его встретили, а 31 декабря уже проводили. Дата была перенесена для синхронизации празднования Нового года с Европой. Царь считал, что календарное различие мешает сближению России с Европой, установке торговых и политических связей.
По европейской традиции государь велел проводить ассамблеи, зажигать фейерверки и иллюминацию, украшать улицы, ворота и дома сосновыми, еловыми или можжевеловыми ветвями. После смерти Петра I традиция украшать улицы елками сошла на нет. Обычай наряжать елку на Новый год и Рождество закрепился в России только в середине XIX века.
24 декабря 1817 года по инициативе супруги будущего императора Николая I великой княгини Александры Федоровны (урожденная немецкая принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская) была устроена домашняя елка для императорской семьи, так немецкая традиция ставить елки снова пришла в Россию. На Рождество 1828 года императрица Александра Федоровна организовала первую «детскую елку» в собственном дворце для своих детей и племянниц. И с середины XIX века обычай наряжать елки пошел в массы.
В 1914 г. после начала Первой мировой войны в рамках антинемецкой кампании начали обсуждать введение запрета на установку елок, но на тот момент ограничились рекомендациями не ставить ели. В 1916-м Синод все-таки выпустил запрет устанавливать елки в публичных местах, считая их «германским обычаем».
После революции большевики практически сразу отменили запрет на установку елок. Если в царской России елка в основном была для детей из привилегированных и богатых семей, то революция это неравенство отменила, елка должна была быть доступна для всех детей. В 1919 году в Сокольниках была организована первая одобренная новой властью елку. Инициатором праздника был сам Владимир Ильич Ленин, который принял активное участие в его проведении: закупал подарки и лично приехал на елку.
Но праздник продолжался недолго. В 1924 после смерти Ленина елка впала в немилость. В 1927 году в разных частях СССР начали выпускать специальные декреты о запрете вырубки и продажи зеленых насаждений для религиозных обычаев. В 1929 году в СССР Новый год и Рождеством объявили «буржуазным пережитком», убрали праздник из календаря, а вместе с ним и продажу елок. Власти следили за соблюдением закона, комсомольцы были обязаны ходить по домам и проверять, не ставит ли кто-то елки тайно.
Запрет действовал до конца 1935 года. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» вышла заметка Павла Постышева, кандидата в члены политбюро ЦК ВКП(б), под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!»
Уже в конце 1936-го секретариат Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов вынес вердикт: «Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить». Так елки вместе с елочными игрушками вернулись в наши дома. В 1936 – 1937 годах образовалось несколько артелей по изготовлению ватных игрушек. В 1937 году на Донском заводе шампанских вин была произведена первая бутылка «Советского шампанского», которое на многие десятилетия стало неотъемлемым символом Нового года, таким же как и нарядная елка.
В 1970 – 1980-е годы советское шампанское под брендом «Советское игристое» поставлялось в страны соцлагеря, Австрию, Финляндию, Швецию. Ряд западных стран (Франция, ФРГ, Испания) закупил лицензии на способ производства шампанского, разработанный советскими специалистами. Считается, что такую лицензию в 1975 году приобрела даже старейшая французская фирма-производитель шампанского – Moët. Но производство шампанского в России и его экспорт – это совсем другая история, о ней мы расскажем в другой раз.
Пусть Новый год и елки больше не исчезнут из нашей жизни!
С наступающим Новым годом!
Иллюстрация: «Бал в Дворянском собрании 1913 г.», Дмитрий Николаевич Кардовский
Статьи по теме: