Практически на всех пограничных пунктах пропуска на территории Петербурга и Ленинградской области уже созданы координационные советы. Они станут основой новых администраций пунктов, которые постепенно избавят все остальные контролирующие органы, расположенные на границе, от нехарактерных для них хозяйственных функций. В будущем планируется, что все эти функции, вплоть до покупки ручек, возьмет на себя Росграница. Чиновники хотят разобраться с ситуацией в Большом порту и на скоростной трассе Петербург-Хельсинки.
Среди первоочередных задач Росграницы — передача земель и имущества пунктов пропуска в федеральную собственность. На настоящий момент, по данным специалистов ведомства, зачастую контролирующие органы находятся в чужих помещениях. Для портов соотношение частной и государственной собственности и вовсе составляет 80 % к 20 %. «Мы предполагаем сложности с передачей прав собственности именно в портах», - отмечают в Росгранице. При этом уже к 25 декабря планируется закончить процедуры по всем автомобильным пунктам пропуска, причем не только на территории Северо-Западного региона, но и в целом по стране. Проблема в настоящий момент только в Росимуществе, которое занимается обработкой пакетов документов.
Вариантов перехода права собственности несколько. Специалисты Росграницы называют, к примеру, и возможность выкупа земли, и работу на уровне государственно-частного партнерства, и даже изъятие земель. Впрочем, среди распространенных — не перечисленные. А дарение. Зачастую расходы некоторых пунктов пропуска оплачивали собственники помещений, которым сейчас оказывается невыгодно содержать их — ведь обслуживание обходится в несколько миллионов ежегодно.
Среди планов Росграницы в ближайшее время решить ряд актуальных проблем, в частности, на территории Санкт-Петербурга. Не последнее место среди них занимает вопрос обустройства пункта пропуска на Финляндском вокзале. Введение скоростного движения между Петербургом и Хельсинки создает в своем роде прецедент и требует внесения изменений в законодательство. В частности, в закон «О госгранице». Деятельность государственных контролирующих органов, таких, как таможня и пограничное управление, а также ряда других, строго ограничивается пределами пункта пропуска. Нововведения же позволят работать ГКО в движущемся составе. При этом должны соблюдаться жесткие условия: поезд должен быть в буквальном смысле герметичен, и любая возможность выхода из него во время движения должна блокироваться. Однако, в связи с тем, что в пути следования экспресса есть еще станции, кроме конечных, появятся еще два пункта, в том числе и в Выборге. Все это может в будущем стать основой нормативной базы для открытия скоростного международного сообщения и на других направлениях.
Другой стратегический объект - Большой порт «Санкт-Петербург». В связи с исторически сложившейся системой, портовые сооружения и территории, где располагаются ГКО, разделены более чем на 36 участков, но непосредственно пунктов пропуска на них два: в грузовом порту и на базе Литке. Планируется, что на причалах «Балтимора» в Ломоносове также будут работать контролирующие органы. В результате всех преобразований пункт в порту номинально будет один. Для этого уже есть предпосылки. Так, в августе были определены границы Большого порта, и теперь в его рамках будет установлено место пункта пропуска. Впрочем, каких-то окончательных дат в Росгранице не называют — они только приходят на эту непростую территорию.
Обеспечение инфраструктуры не только внутри, но и вокруг пунктов, администрирование территории и проектирование. Вот немногие из функций территориальных управлений Росграницы на местах. На основных направлениях по СЗФО созданы уполномоченные органы непосредственно в регионах (Петербург, Ленобласть, Архангельск, Псков). Отдельно выделены Выборгское и Ивангородское направление. На последнем уже давно говорят о реконструкции имеющегося пограничного здания, а также о строительстве нового. Однако, в планах эстонской стороны только реконструкция моста «Дружба».
В ходе встречи транспортных министерств двух стран стало известно, что департаментом шоссейных дорог Эстонской Республики 25 сентября этого года был объявлен конкурс на выполнение комплекса работ, включающего в себя разработку проектной документации на ремонт моста и сам ремонт, сообщает Минтранс. Российские компании тоже приглашают поучаствовать в тендере. Однако, как отметили в Росгранице, пока речи о строительстве нового пункта пропуска ниже по течению реки Наровы не идет. По крайней мере, в планах Евросоюза до 2015 года строительство еще одного погранперехода не заложено. Говорить же о какой-то реконструкции уже существующего — в достаточной мере лишено смысла. Дело в том, что и в Ивангороде, и в Нарве, все объекты пограничного ведомства, таможни и остальных четко ограничены существующей городской застройкой. Пункты пропуска находятся буквально в центре города и развивать их некуда.
Ксения Потеева, «Фонтанка.ру»