В ведении Федерального государственного учереждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова" Федерального дорожного агентства" находятся автомобильные дороги федерального значения на территории Ленинградской, Псковской и Калининградской областей. О том, какие проблемы сегодня наиболее актуальны для государственных заказчиков дорожных работ, "Российской газете" рассказал начальник ФГУ "Севзапуправтодор" Андрей Костюк.
Андрей Александрович, расскажите, какие ключевые новые дороги построены в этом году на подведомственной вам территории?
Главный объект, который мы в ближайшие дни сдаем в эксплуатацию, - это участок автомобильной дороги М-20 Санкт-Петербург-Псков-Пустошка-Невель до границы с Республикой Беларусь, протяженностью 21 км на обходе г. Луга. С вводом этой дороги завершается реализация программы по строительству обходов больших городов на территории Ленинградской области.
Водители, ранее следовавшие транзитом через Лугу, теперь будут экономить в пути до 30-40 минут, а жители самого города в свою очередь избавились от транзитного транспорта и получат более комфортную среду обитания за счет снижения уровня шумов и вредных выбросов.
Недавно в Калининградской области председатель правительства РФ В.В. Путин в торжественной обстановке открыл 27-километровый участок северного обхода г. Калининграда, который был профинансирован за счет субсидий по подпрограмме "Автомобильные дороги".
Новая дорога обеспечивает связь Калининграда с международным аэропортом Храброво, федеральным курортом "Зеленоградск" и Куршской косой, и это первый этап строительства масштабного кольцевого скоростного автомобильного маршрута, который соединит курорты на побережье, аэропорт, морские и речные порты самого западного региона России.
Также в Калининградской области в конце сентября введена в эксплуатацию транспортная развязка на 38 км автодороги, ведущей из Калининграда через Черняховск в Литовскую Республику.
В этом году мы также завершаем реализацию первой очереди реконструкции автомобильной дороги М-10 "Скандинавия" на подъезде к таможенному пункту "Торфяновка".
Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
Реконструкция подъездов к пограничным переходам - одно из приоритетных направлений деятельности Федерального дорожного агентства. Для ФГУ "Севзапуправтодор" это особенно актуально, так как через Ленинградскую область проходит колоссальный грузопоток с Финляндией. Помимо коммерческих перевозок, к нашему северному соседу идет и большой поток автотуристов: дорога от Санкт-Петербурга до границы не превышает 200 км, так что поездки в Шенгенскую зону на личном автомобиле для петербуржцев дело привычное.
В 2006 году была завершена реконструкция подъездных путей к таможенному пункту Брусничное, а в этом году завершается первый этап реконструкции подъездных путей к таможенному переходу "Торфяновка".
В конце ноября участок протяженностью полтора километра, который был реконструирован по нормам первой технической категории и теперь имеет 4 полосы движения, будет сдан в эксплуатацию.
В рамках реализации объекта по реконструкции участка также была построена часть демпферной (накопительной) площадки на 400 автомобилей, для того чтобы исключить возможность образования заторов на таможенном переходе. На этой площадке при необходимости будет накапливаться некоторое количество машин, которое затем будет пропускаться через таможенный терминал. В зоне ожидания будет обеспечен необходимый придорожный сервис, включающий кафе, магазины и автозаправочный комплекс. Водителям будут предоставлены все условия для комфортного ожидания своей очереди на проезд через терминал.
Андрей Александрович, а как обстоят дела с внедрением передовых разработок на вверенных вам федеральных автодорогах?
Это очень непростой вопрос. Мы прилагаем серьезные усилия для повышения качества дорожных работ и здесь без передового отечественного и зарубежного опыта в части дорожных технологий и материалов никак не обойтись.
Федеральное дорожное агентство ежегодно организует семинары, где специалисты из разных регионов делятся опытом контроля качества дорожных работ, применения прогрессивных технологий строительства и ремонта автодорог. Совсем недавно такой семинар был организован в Санкт-Петербурге.
В этом году на автомобильной дороге М-18 "Кола" мы опробовали хорошо зарекомендовавшую себя заграницей и новую для нашей страны технологию устройства тонкослойного асфальтобетона "Новочип" в качестве изоляционного слоя и защитного слоя износа автомобильной дороги.
Первые результаты после укладки слоя износа толщиной 2,5 см на экспериментальном участке свидетельствуют об эффективности "Новочипа" по сравнению с традиционной поверхностной обработкой. Участок абсолютно ровный и на нем обеспечены необходимые сцепные качества колес с покрытиями
Кстати, эксперимент проводится на участке с высокой интенсивностью движения, так что уже к следующему строительному сезону мы сможем сделать выводы, стоит ли внедрять эту технологию ремонта и на других дорогах.
В чем же заключаются сложности с внедрением инноваций?
Не секрет, что инновациями в дорожном комплексе занимаются прежде всего подрядные организации. Именно они являются пионерами внедрения в России новых материалов и технологий.
К сожалению, на сегодняшний день несовершенство принятого в 2005 году Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ серьезно ограничивает возможности организаций по вложению ресурсов в совершенствование технологий.
В соответствии с законом размещение заказа на выполнение дорожных работ происходит исключительно на аукционах. И закон убрал возможность предъявления каких-либо квалификационных требований в отношении организаций, которые претендуют на получение государственного заказа. В расчет идет только предложенная на аукционе цена.
Ключевая проблема заключается в том, что вместе с организациями, имеющими опыт, обученный кадровый состав, специализированную технику, приходят организации, в составе которых имеются директор, бухгалтер и юрист, составляющий предложение для участия в аукционе. Ни один частный заказчик не выбрал бы такую контору в качестве исполнителя работ, ведь очевидно, что их основная задача - это выиграть аукцион любой ценой, чтобы получить аванс и скрыться.
Возможно, они даже попытаются как-то выполнить работы, сэкономив прежде всего на качестве выполнения работ и строительных материалов. В случае же если попытка реализации государственного контракта будет неудачной - такая организация без труда уйдет от ответственности, просто ликвидировав юридическое лицо.
Государство само по себе не может заниматься развитием технологий без поддержки бизнеса. И внедрением инноваций сегодня могут заниматься только стабильно развивающиеся крупные дорожные компании, имеющие квалифицированный персонал и современное оборудование, нацеленные на долгосрочную работу в отрасли. А фирмы-однодневки в этом совершенно не заинтересованы.
Как же можно обезопасить себя от недобросовестных подрядчиков?
К сожалению, практически никак. Действенные механизмы наказания подрядчиков, которые уклоняются от исполнения государственного контракта, либо некачественно, недобросовестно его исполняют, отсутствуют.
В качестве защитной меры в законе предусмотрена процедура внесения в реестр недобросовестных поставщиков, но она не работает - организация, которую внесли в данный список, за 15 тыс. руб. спокойно открывается под новой вывеской.
Процедура расторжения государственного контракта через суд занимает очень много времени, так как в соответствии с Гражданским кодексом до подачи материала в суд должно быть предложение расторгнуть контракт по соглашению сторон.
А после расторжения контракта нужно проводить новое размещение заказа, которое в соответствии с процедурами, предусмотренными законом, займет более месяца. А сезон выполнения дорожных работ на Северо-Западе России очень непродолжителен.
Каким вы видите выход из создавшейся ситуации?
Сегодня у всех государственных заказчиков дорожных работ общая позиция - необходимо вернуться к практике объявления предварительных квалификационных требований к потенциальному подрядчику.
Необходимо, чтобы потребности государства в дорожном хозяйстве реализовывались в запланированные сроки и с требуемым качеством, а это могут обеспечить только реальные добросовестные организации, имеющие соответствующий опыт, кадры, специализацию, и техническое оснащение.
До корректировки законодательства полномасштабное внедрение инноваций на российских дорогах представляется затруднительным.
Российская Газета