Ежегодно в странах-членах Евросоюза оформляется 174 млн таможенных деклараций. В пересчете на другие отрезки времени это означает 476 тыс. таможенных деклараций каждый день, 330 каждую минуту или 5,5 – каждую секунду. Такие данные привел в своем выступлении на 6-й Международной конференции «FREIGHT-2008: Контейнерные перевозки в России и сопредельных государствах» руководитель департамента науки, техники, транспорта, энергетики, и защиты окружающей среды московского представительства Еврокомиссии Ульрих Вайнс.
Поразив воображение делегатов объемами документопотока, он также рассказал о том, как в Евросоюзе с ним справляются. В первую очередь, речь шла о внедрении электронных технологий в таможенное дело, – e-Customs. Программа по внедрению системы e-Customs была принята в 2007г. Помимо традиционной задачи по обеспечению таможенного контроля за перемещением товаров и защите финансовых интересов стран-членов ЕС в рамках e-Customs перед таможенными органами ставится задача по стимулированию торговли и созданию равных условий для всех субъектов экономической деятельности.
Проект e-Customs предполагает формирование единого информационного пространства таможни на основе интеграции национальных таможенных ИТ-систем и централизацию управления таможенными процедурами на уровне Евросоюза. На «пользовательском уровне» проект предусматривает переход в обязательном порядке на электронное декларирование и создание механизма «одного окна» для всех таможенных операций.
В рамках общей таможенной ИТ-системы формируется несколько подсистем, обеспечивающих управление различными направлениями перемещения грузов – экспортом, импортом и транзитом, а также контроль за участниками внешнеэкономической деятельности (авторизованными субъектами экономической деятельности и хозяйствующими субъектами).
На сегодня, как отметил У.Вайнс, в полном объеме функционирует только система контроля транзита (NCTS). В ней совершается порядка 9 млн международных операций в год. С начала 2009г. в ее рамках на территории ЕС действует подсистема контроля транзита, перемещаемого автотранспортом по TIR-карнетам (NCTS-TIR). С июля 2009г. введен обновленный блок анализа рисков и обеспечения безопасности при транзите, а также проводится оптимизация процедур выпуска, возврата и выгрузки транзитных грузов.
Внедрение первого этапа автоматизированной системы контроля и управления экспортом (AES) было начато на добровольной основе 1 июля 2007г. С 1 июля этого года началась реализация первого этапа применения автоматизированной системы управления импортом (AIS). Полная реализация обеих систем планируется на конец первого полугодия 2013г.
С февраля 2011г. планируется ввод в действие в полном объеме системы «одного окна», предполагающей предоставление субъектом внешнеторговой деятельности информации о проводимой операции таможенным органам в электронном виде, в едином органе и однократно.
Системы e-Freight и e-Maritime, не входящие формально в состав системы e-Customs, связаны с ней по духу и букве, а впоследствии, как планируются, будут иметь интегрированные с ней интерфейсы.
Система e-Freight (электронные грузоперевозки) нацелена в перспективе на полную отмену бумажного документооборота для планирования и осуществления транспортных операций в ЕС. Ожидается, что ее внедрение позволит сократить время прохождения административных процедур на границе.
В рамках реализация проекта e-Freight предстоит:
• Определить стандарты обмена информацией по грузоперевозкам всеми видами транспорта для всех участников рынка,
• Разработать единый европейский транспортный документ для всех типов перевозок/товаров (транспортная накладная),
• Внедрить принцип «одного окна» и единого органа обслуживания для всех типов административных процедур,
• Внедрить оптимально упрощенные процедуры пересечения границ для всех типов транспорта всех стран-членов ЕС,
• Внедрить упрощенные процедуры, обеспечивающие надежность и эффективность транспортных коридоров между Европой и отдельными торговыми партнерами.
Проект e-Maritime нацелен на оптимизацию с помощью усовершенствованных ИТ-систем бизнеса, связанного с морскими перевозками. Завершение разработки этого проекта планируется к 2012г.
SeaNews