Проблематику Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана обсудили участники международной конференции, прошедшей 23 декабря в Центральном доме культуры железнодорожников при поддержке Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ.
Председатель совета Некоммерческого партнерства профессиональных таможенных операторов Николай Резниченко напомнил, что Таможенный союз трех стран в рамках ЕвразЭС начнет работать с 1 января 2010 года, с 1 июля вступят в силу некоторые опорные законодательные акты, а к 1 января 2012 года на его базе будет создано единое экономическое пространство.
«Создание Таможенного союза является важнейшей вехой на пути к единому экономическому пространству, обеспечивающей свободное хождение товаров и капиталов через наши границы. Таможенный контроль будет перенесён на внешние контуры содружества. Внутри него не будут применяться никакие таможенные пошлины, за исключением защитных антидемпинговых», - заявил Н.Резниченко.
В процессе обсуждения сейчас находится вопрос единого таможенного тарифа на импорт, а также многие другие процедурные вопросы.
«В формировании единого экономического пространства должно принять самое активное участие бизнес-сообщество. Государство выделило на создание единого экономического пространства средства, подписало соглашения, но практика их реализации ложится целиком на плечи деловых людей трех стран. Переходный период будет ознаменован вводом новых таможенных технологий», - добавил Н.Резниченко.
Руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов подчеркнул важность участия в решении проблем Таможенного союза таких корпораций, как «Российские железные дороги» (РАО «РЖД») и «Ростехнологии».
«Что касается ФТС, в этом году мы перечислили в федеральный бюджет 3 трлн 332 млрд рублей, что гораздо больше, чем в благополучном 2007 году. Действительно, на первый взгляд выглядит парадоксом, что импорт в Россию упал на 50%, а пошлин мы собрали на четверть больше, но это объяснимо введением новых технологий таможенного учёта, ужесточением контроля на всех пунктах пропуска», - считает А.Бельянинов.
Узловой проблемой Таможенного союза он назвал схему пополнения бюджетов трех стран. Снятие пунктов пропуска на российско-казахстанской границе также является определенным риском, и тем серьезнее, чем результат снятия этих пунктов остается не просчитанным.
«Таможенный союз – гигантский рынок товаров и финансов, и уже вызывает беспокойство конкурентов за его пределами. Если с белорусской таможней мы достигли 95%-ного уровня унификации процедур оформления, то с нашими казахстанскими коллегами уровень унификации гораздо меньше, и все эти противоречия нужно снять в ближайшее время», - заключил А.Бельянинов.
Заместитель председателя Комитета Государственной думы ФС РФ по бюджету и налогам Александр Коган указал, что для бизнеса в процессе создания Таможенного союза важны прежде всего прозрачные процедуры оформления грузов, минимальные затраты на них, минимальные таможенные пошлины, а государство преследует цели соблюдения законности и защиты здоровья граждан от некачественных товаров.
«Госдума уже ратифицировала несколько важнейших протоколов по созданию Таможенного союза. Ждущие принятия законопроекты по внесению изменений в Таможенный кодекс РФ будут, очевидно, теперь приостановлены. При работе над отдельными статьями Таможенного кодекса будут учтены пожелания и предложения бизнес-сообщества. Пакет предлагаемых изменений во вторую часть Таможенного кодекса уже довольно велик», - сообщил А.Коган.
«В отношении частно-государственного партнерства в сфере переноса таможен на внешние границы добавлю, что государство возьмет на себя строительство новых таможенных постов, изменение границ существующих земельных участков под ними, создание социальной инфраструктуры, то есть сделает первый шаг. Бизнес не может идти в никуда, не зная, как будут окупаться его инвестиции. Проект оценивается минимум в 70 млрд рублей», - отметил А.Коган.
По его словам, изменение таможенных технологий минимизирует контакт участника ВЭД с таможенным специалистом.
«Самое лучшее, если такой контакт будет осуществляться в удаленном доступе. Такая мера существенно сократит коррупционный фактор», - заключил А.Коган.
Начальник Центрального таможенного управления (ЦТУ) РФ Сергей Прусов добавил, что будущая интеграция потребует существенных мер по реорганизации таможенной службы.
«За 11 месяцев 2009 года наше управление, заведующее таможенной деятельностью на территории Центрального федерального округа (ЦФО), включающего в себя 18 субъектов федерации, зарегистрировало 496 тыс. транспортных средств с товарами, приехавших с территории Беларуси. Это огромный поток машин, и изменение режима пропуска потребует от нас высокой меры ответственности», - заметил С.Прусов.
По его словам, ЦТУ РФ насчитывает сегодня в своем составе 138 таможенных постов, 41 отделение таможенного управления.
«Лишь на границе с Украиной мы содержим 32 пункта пропуска, на границе с Беларусью – 11 (7- в Смоленске, 4 – в Брянске). Все они оснащены системой считывания номеров автотранспортных средств. На территории ЦФО функционирует 3 свободных экономических зоны – в Липецке, Дубне и Зеленограде. Общий объем грузов, пропущенных за январь-ноябрь 2009 года, составил 68 млн т, перечислено в федеральный бюджет 450 млрд рублей», - подчеркнул С.Прусов.
В соответствии с концепцией Таможенного союза осуществляется вывод таможен за пределы крупных городов округа – Брянска, Калуги, Москвы.
«В Москве мы имели 45 постов, осталось 5. Они специализируются на дипломатических грузах, выставочных товарах, грузах, отправляемых железнодорожным транспортом, почтовых отправлениях. В Подмосковье мы также предполагаем оставить одну таможню, существенно сократив количество таможенных постов. Они также будут специализироваться по отдельным направлениям», - заявил С.Прусов.
По его мнению, в первую очередь следует решить проблему создания новой социальной инфраструктуры на внешних границах содружества.
«Предстоит огромная работа», - предвидит С.Прусов.
ИА "Альянс Медиа"