Многолетняя проблема очередей на крупнейшем в Европе международном автомобильном пункте пропуска «Нехотеевка–Гоптовка» по сей день не теряет своей актуальности. Более того, по данным статистики, пассажиропоток на этом участке перехода границы увеличивается с каждым годом. Российская же и украинская стороны никак не могут определиться, в чем основная причина пробок, перекладывая вину друг на друга. Яблоком раздора стало несоответствие количества полос движения на КПП «Нехотеевка» и «Гоптовка»: белгородские пограничники и таможенники твердят, что заторы происходят из–за малого количества полос на Гоптовке. Харьковчане отмечают, что белгородцы все равно открывают максимум два–три терминала, на что те заявляют, что больше и не надо, ибо транспорту негде будет разместиться на украинской стороне. В итоге, заложниками ситуации оказываются граждане обоих государств, пересекающие границу.
— Одной из причин «пробок» на границе является несоответствие пропускной способности российских и украинских пунктов пропуска, — отмечает руководитель пресс–службы пограничного управления по Белгородской и Воронежской областям Оксана Голова. — При этом даже открытие всех десяти полос движения легкового автотранспорта на выезд из России в многостороннем пункте пропуска «Нехотеевка» не позволит полностью решить проблему, так как на украинском пункте пропуска «Гоптовка» полос всего восемь.
Несмотря на утверждение представителя пресс–службы харьковского погранотряда о том, что Украине пока незачем расширять пропускную способность своего КПП, он все же упомянул, что причина недостатка полос еще и в финансовой стороне вопроса, разрешить который в период кризиса стало практически невозможно.
С другой стороны, вечная проблема, которая обсуждается практически на каждой межгосударственной встрече, — зачем в Нехотеевке работать всем имеющимся полосам, если со стороны Украины транспорт все равно уткнется в тупик, создав так называемый эффект «бутылочного горлышка».
Все понимают, что проблему надо как–то решать и вроде бы для этого что–то делается, но воз и ныне там. Хотя, как заверяют белгородские пограничники, они уже приняли некоторые меры для ускорения процедуры проверки документов.
— По решению руководства Управления на период прогнозируемого увеличения пассажиропотока производится маневрирование сил и средств КПП: в выходные и праздничные дни состав смен увеличивается, — отметили в пресс–службе пограничного управления по Белгородской и Воронежской областям. — Совершенствуется профессионализм наших сотрудников: теперь некоторые из них могут оформлять документы одного человека менее чем за 20–30 секунд при нормативе до двух минут.
Как сообщил МЕДИАТРОНу источник в белгородской таможне, строительство нового таможенного терминала, который планировали торжественно открыть на КПП «Нехотеевка» в январе, заморожено на неопределенный срок. Даже к концу прошлого года в областном департаменте строительства не был утвержден соответствующий план. Судя по тому, что деньги на мероприятие были выделены, возведением объекта все же должны будут заняться, в противном случае напрашивается традиционный риторический вопрос: куда потрачены деньги?
Вообще же, как рассказали в белгородской таможне, в прошлом году планировалось открыть несколько дополнительных терминалов для пограничного контроля – один в Нехотеевке, другой на Шебекинском пункте пропуска и еще на нескольких КПП.
В пресс–службе харьковского погранотряда добавили, что между Харьковской и Белгородской областями имеется письменное соглашение, согласно которому планировалось заняться созданием пунктов пропуска для жителей приграничных районов. Кроме того, обсуждались вопросы по открытию дополнительного многостороннего пункта пропуска на белгородско–харьковском направлении. Возможно, вскоре дело сдвинется с мертвой точки.
На ближайшей встрече представители пограничной и таможенной служб, а также руководство Совбеза сопредельных государств должны прояснить еще один вопрос, касающийся одного из таких уже имеющихся пунктов пропуска «Александровка», который недавно был закрыт по решению российской стороны. Именно через означенный пункт пропуска курсировал из Грайворона в Харьков и обратно рейсовый автобус.
Как пояснил руководитель пресс–службы харьковского погранотряда Димитрий Горкольцев, пункт пропуска решили закрыть, мотивируя это тем, что с российской стороны он не обустроен. А между тем, в харьковское пограничное управление поступает множество жалоб в связи с отменой рейса.
В погрануправлении по Белгородской и Воронежской областям отмечают, что гражданам, заинтересованным в более ускоренном и менее проблематичном пересечении государственной границы необходимо выступить с инициативой к Правительству Белгородской области о проведении строительства новых пунктов пропуска. Возможно, это ускорит решение проблемы. Пока же остается с пониманием относиться к тому, что в выходные и праздничные дни на границе «пробки» возникают всегда.
Справка:
На долю зоны ответственности пограничного Управления по Белгородской и Воронежской областям приходится 10% от общего числа пересекающих границу Российской Федерации лиц и транспортных средств, а по Центральному федеральному округу эта цифра достигает 20%. По информации данным пограничного управления ФСБ России по Белгородской и Воронежской областям, за прошедший год в МАПП «Нехотеевка» пропущено около 3,5 миллиона человек (из них миллион иностранных граждан) и более миллиона транспортных средств (около 300 тысяч иностранных).