Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, а также список товаров, для которых сертификаты заменены добровольным декларированием, был утвержден правительством 1 декабря прошлого года. Премьер Владимир Путин тогда говорил, что после вступления в силу этого документа доля продукции, подлежащей обязательной сертификации, снизится с 78% до 54%. Это, по словам премьера, не только «разбюрокрачивает процедуру», но и дает приличную экономию для бизнеса — около 700 млн рублей.
Экономию бизнес пока не почувствовал, а с проблемами уже столкнулся, рассказала BFM.ru председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. «Уже в понедельник торговля перестала принимать продукцию только потому, что нет разъяснений, что же делать с уже полученными сертификатами. Казалось бы, очевидная ситуация: раз они есть, то по ним можно работать дальше. Но поскольку разъяснений нет, то и продукция встала», — говорит Пучкова, по прогнозу которой «неразбериха будет только усиливаться».
Сертификат соответствия, как разъясняет РИА «Новости», является подтверждением безопасности продукции, но не ее качества. То есть он свидетельствует, что продукты и косметика тестировались в лабораториях, например, на наличие ядов, токсичных веществ, тяжелых металлов. Такие исследования регламентировались ГОСТами. В постановлении правительства, отменяющего получение сертификатов в обязательном порядке, прописано, что теперь за безопасность товаров будут отвечать сами производители. Им придется заполнять декларацию соответствия (это неномерной бланк, разработанный в законе о техрегулировании от 2002 года), в котором содержится информация о производителе, товаре, и подтверждение безопасности продукции. По сути, декларация соответствия — это документ, в котором изготовитель принимает на себя ответственность за соответствие продукции нормам по безопасности.
Производители и продавцы продуктов питания довольны. Добровольная сертификация поможет сэкономить время и сократит контакты бизнеса с чиновниками, надеется председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. Здоровая конкуренция на рынке лучше любых проверок, сказал Якобашвили Business FM: «Если однажды выпустишь некачественную продукцию, потом уже не сможешь выйти с ней на рынок».
Наличие сертификатов не гарантировало качества продукции, согласен гендиректор сети «Азбука Вкуса» Владимир Садовин: «Нам до сих пор приходится иметь свои департаменты качества, причем они гораздо сильнее, чем у государственных органов». России, по его мнению, пригодился бы западный опыт. Там в случае ошибки или злого умысла производителю грозит отзыв лицензии. В России же штрафы за нарушение стандартов безопасности товаров смешные: 1-2 тысячи рублей для должностного лица и 3-5 тысяч — для компании. По мнению директора региональной организации по сертификации и тестированию «Ростест» Алексея Медникова, штрафы должны быть повышены в сотни раз. Впрочем, сам Медников сомневается, что государство пойдет на столь кардинальный шаг.
Кроме штрафов нужна действенная система проверок, на Западе, например, она трехступенчатая, добавляет председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. У нас такой системы контроля нет, поэтому, говорит Пучкова, «мы можем ожидать в самое ближайшее время ухудшения ситуации с качеством продукции и, возможно, появления большого количества некачественной продукции».
БФМ