Алексей Зиновьев, президент Калининградской торгово-промышленной палаты
Кризис обострил проблемы транспортной инфраструктуры в Калининградской области. Калининградская торгово-промышленная палата готова стать площадкой для консолидации усилий транспортников по выходу из сложившейся ситуации.
Главная проблема транспортного комплекса в области, обострившаяся с кризисом, - недостаток собственных грузов в регионе. Например, около половины заводов электроники либо закрыты, либо остановлены, а это те предприятия, которые выпускали 70 процентов продукции на Россию. Из тех, что еще функционируют, считают неплохим показателем на начало года 20 процентов загруженности.
Тарифы на железнодорожный транзит на калининградском направлении - притча во языцех. На федеральном уровне эта проблема не стоит в списке первоочередных. А тем временем грузовладелец привыкает к портам Прибалтики, Санкт-Петербурга и другим. Еще одно препятствие для развития местного транспортного комплекса - таможенное законодательство. Грузовладелец, въехав в Калининград, на территорию РФ, должен встретиться с таможней не один раз, как везде в России, а еще три раза, пока груз доедет до Москвы. А эти встречи - время, деньги и целая куча проблем.
В порты Прибалтики отправлять грузы выгоднее по ряду причин. Российский грузовладелец, отправив груз в Прибалтику, через трое суток получает подтверждение пересечения этим грузом границы России. Значит, можно собирать документы на возврат НДС. Груз же, отправленный в Калининград, во-первых, идет дольше, а во-вторых, он складируется в порту на территории России. И там он может оставаться до нескольких месяцев, а это значит, что НДС его владельцу вернут нескоро - пока груз не пересечет границу. Понимая эксклавность Калининграда, минфин России мог бы сделать некое исключение, а чтобы проконтролировать факт отправки товара на экспорт, в порту достаточно соответствующих служб.
Чрезмерная бдительность ветеринарных и фитосанитарных служб также отталкивающий фактор для грузовладельцев. Прибалты спокойно работают с транзитной мясо- и птицепродукцией, которая идет в Среднюю Азию. Наши фитосанитары и ветеринары проверяют эту продукцию так же, как и ту, что предназначена для российского рынка. Грузовладелец просто не идет в Калининград, чтобы избежать лишних проблем, простоя техники, судов, дополнительного хранения, затрат. Поэтому порты Прибалтики даже во время кризиса вводят холодильные мощности, а калининградские холодильные склады стоят пустые.
После банкротства "КД авиа" областное правительство пытается привлечь в Калининград сторонние авиакомпании. Но они не торопятся прийти на рынок, где не урегулированы имущественные вопросы и возникают проблемы с использованием аэропортного комплекса. Дорожная инфраструктура в области медленно, но верно приводится в порядок, но пока об удобном и быстром транзите грузов через регион автотранспортом говорить не приходится.
Как же нам разрубить этот гордиев узел и завязать все-таки узел транспортный? Это случится тогда, когда будут созданы условия для беспрепятственного перемещения грузов автотранспортом. Основное преимущество наших автоперевозчиков - возможность перемещать грузы из Европы в Калининград и далее в Россию, используя территорию области как большой логистический центр. Необходимо уже сейчас задумываться о развитии инфраструктуры железной дороги. Вспомним, что в докризисный период наблюдались катастрофическая нехватка вагонов и значительные сложности в плане сортировки и доставки грузов.
Необходимо стимулировать бизнес для его участия в развитии дорожной инфраструктуры региона. Целесообразно областным властям проработать программу развития придорожного бизнеса (заправки, автомойки, кафе), чтобы дать сигнал об этой возможности.
Еще одна точка роста для бизнеса - речные перевозки. После прошедшего в Москве совещания по обустройству речных пунктов пропуска в Советске на реке Неман прорабатывается возможность использования имеющихся там причалов для доставки камня и щебня для строительства АЭС. Это сфера для участия частного бизнеса, так же как пассажирские и грузовые перевозки по Калининградскому заливу.
Одной из действенных мер для комплексного рассмотрения транспортных проблем региона и поиска путей их решения станет организация в Калининграде выездного заседания комитета по транспорту Госдумы. Его председатель направил на имя губернатора Георгия Бооса письмо с предложением провести такую встречу в расширенном составе с приглашением всех заинтересованных сторон. Скорее всего, это событие произойдет в апреле текущего года.
Все калининградские транспортники "варятся" в собственных проблемах. Нет единого комплексного подхода, взгляда на сложившуюся ситуацию и выход из нее. Нет понимания того, что железнодорожники, портовики, автомобилисты, авиаторы - все в одной упряжке. Калининградская торгово-промышленная палата предпринимает ряд мер для решения имеющихся в транспортном комплексе проблем. К сожалению, на федеральном уровне наши мелкие проблемы плохо видны. Надо использовать все возможности, чтобы быть услышанными.
Российская Газета