1-2 АПРЕЛЯ в Ростове в рамках выставки "Таможня - Юг России: ВЭД, транспорт, логистика" пройдет вторая международная конференция "Внешнеторговый потенциал Юга России: таможенная и транспортно-логистическая составляющие".
О программе мероприятий, а также о результатах работы Южного таможенного управления и ближайших планах рассказывает начальник ЮТУ Александр Гетман.
- Александр Николаевич, что ждут от общения на конференции и в ходе выставки сотрудники таможенных органов региона и участники внешнеэкомической деятельности?
- Цель подобных мероприятий - развитие и укрепление деловых и партнерских связей, совершенствование открытого диалога на региональном уровне между таможенными органами, органами законодательной и исполнительной власти, участниками внешнеэкономической деятельности, организациями, оказывающими услуги в области таможенного дела.
В сентябре прошлого года мы ко Дню таможенника уже проводили подобную конференцию, и опыт таких встреч показывает, что это наиболее эффективная форма обмена мнениями между таможенными органами и участниками ВЭД. Состоявшиеся там дискуссии способствуют не только выявлению и осмыслению проблем, но и выработке конкретных предложений по их решению. Такие встречи, охватывающие различные аспекты взаимодействия, чрезвычайно полезны как для таможенных органов, так и для бизнес-сообщества и властных структур, поскольку преследуют единую цель: повысить привлекательность ЮФО для инвестиций и участников внешнеэкономической деятельности.
- Насколько привлекателен южный регион для иностранного бизнеса?
- Динамика стоимостных объемов внешнеторгового оборота Южного федерального округа в докризисный период демонстрировала тенденцию увеличения со средним темпом прироста порядка 30 процентов. При этом следует отметить преобладание экспортных операций, что является важным показателем развития национальной и региональной экономики. Ростовская, Волгоградская области и Краснодарский край входят в двадцатку крупнейших по объемам внешнеторгового оборота в стране.
По итогам 2009 года внешнеторговый оборот ЮФО - около пяти процентов общероссийских объемов, причем по ряду статей экспорта и импорта позиции южного региона существенно выше. Более 60 процентов российских объемов злаков, около 20 процентов изделий из черных металлов в экспорте, четверть объемов ввозимых овощей, 15 процентов фруктов и столько же сахара-сырца оформляется южнороссийскими участниками ВЭД.
Торговые отношения ЮФО установлены более чем со 150 странами мира. Географическое расположение и развитый транспортно-дорожный комплекс обеспечили тесную коммуникацию региона с азиатскими и европейскими государствами. В пятерке ведущих наших торговых партнеров Турция (14 процентов внешнеторгового оборота региона), Украина (13 процентов), Италия (8 процентов), Китай (5 процентов), Германия (4 процента).
- Будет ли меняться структура таможенных органов в связи с образованием Северо-Кавказского федерального округа?
- Нужно исходить из реалий. Доля таможенных органов, расположенных в СКФО, в общей структуре ЮТУ по итогам 2009 года выглядит так: по объему внешнеторгового оборота по стоимости - 8,5 процента, по количеству оформленных деклараций - 14 процентов, по таможенным платежам в федеральный бюджет - 6 процентов. При таких показателях создание еще одной управленческой надстройки в новом федеральном округе навряд ли целесообразно. Ситуация там вполне управляемая, и таможенные органы могут и дальше эффективно функционировать в составе ЮТУ.
- В связи с формированием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана будет ли меняться структура таможенных органов? Останутся ли в прежнем виде Астраханская и Волгоградская таможни, граничащие с Казахстаном?
- 2010 год - начало практической реализации интеграционных процессов в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Конечно, перенос государственных видов контроля на внешние границы Таможенного союза и отмена таможенного контроля на российско-казахстанском участке государственной границы в перспективе потребует изменения структур Астраханской и Волгоградской таможен. Но при этом хотел бы подчеркнуть, что эти подразделения и сейчас не ориентируются исключительно на решение "пограничных" вопросов.
Астрахань и Оля - два перспективных морских порта, ворота России на Каспии. Волгоград - крупнейшие промышленные предприятия, осуществляющие, в том числе и экспорт товаров в страны дальнего зарубежья. Развивающиеся внешнеэкономические связи Астраханской и Волгоградской областей требуют постоянного и эффективного таможенного обеспечения.
- Главы северокавказских республик неоднократно подчеркивали, что развитие таможенной сферы очень важно для экономики региона. Таможенное оформление осуществляется и в Чеченской Республике. Стало ли это удобнее населению и бизнесу?
- На территории Чеченской Республики достаточно долго не было таможенных органов. Чеченская таможня, впоследствии преобразованная в таможенный пост, размещалась в Моздоке (Северная Осетия), но при этом фактически не обладала компетенцией по таможенному оформлению товаров. В ноябре прошлого года вблизи аэропорта Грозного было завершено строительство комплекса служебно-производственных зданий Чеченского таможенного поста Минераловодской таможни. Теперь пост соответствует современным требованиям и оснащен всеми необходимыми техническими средствами. Одновременно аэропорт Грозного был открыт для выполнения международных полетов воздушных судов и установлен воздушный грузо-пассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации.
В ноябре-декабре было организованно таможенное оформление в аэропорту Грозного воздушных судов, осуществлявших международные рейсы в Саудовскую Аравию и обратно, что позволило более 1,5 тысячи жителям Северного Кавказа, и в первую очередь Чеченской Республики, совершить паломничество к святым для мусульман местам.
Считаю, что открытие таможенного поста и работа международного аэропорта несомненно повышает инвестиционную привлекательность как Чеченской Республики, так и нашего региона в целом.
- Как будет реализовываться на практике перенос таможенного оформления к границе РФ? Даст ли это толчок развитию приграничных субъектов федерации? Встречаете ли вы понимание местных властей?
- Смысл переноса таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе РФ, в развертывании оптимальной сети таможенно-логистических терминалов. Важным фактором в принятии решения о выборе их местонахождения является активное содействие территориальных органов исполнительной власти, администраций субъектов РФ и муниципальных образований в выделении территорий под строительство терминалов и наличии всех необходимых коммуникаций и магистралей. Поддержка у нас есть - в вопросах развития таможенно-логистической инфраструктуры местные органы власти занимают активную позицию.
Сформированы предложения о создании в регионе 13 терминалов: по три в Ростовской, Астраханской областях и в Краснодарском крае, два в Дагестане, по одному в Волгоградской области и Северной Осетии.
- Неизбежный вопрос: зимние Олимпийские игры в Сочи пройдут только в 2014 году, но подготовка идет полным ходом. Как таможня участвует в этих процессах?
- На плечи наших сотрудников ляжет большой комплекс мероприятий, когда начнется ввоз товаров олимпийской категории и различные организационные работы. Дизайн продукции с олимпийской символикой утвержден, и теперь нашей новой задачей стало предотвращение ввоза контрафактных товаров с такой маркировкой. Например, в прошлом году было выявлено более 130 тысяч таких товаров. За опытом обратились к зарубежным коллегам - делегаты ЮТУ посетили Главное таможенное управление Китая, изучили методы их работы в период подготовки к Играм. Многое оказалось полезным и для нас.
- Как в вашей работе внедряются современные информационные технологии?
- Развивается декларирование товаров в электронной форме, и эту технологию участники внешнеэкономической деятельности оценили по достоинству. С начала ее внедрения в 2004 году оформлено свыше 22 тысяч электронных деклараций.
С октября прошлого года в нашем регионе стала применяться более современная форма электронного декларирования - через Интернет. Сейчас уже 25 подразделений ЮТУ могут принимать "виртуальные" декларации, и до конца года к ним прибавятся еще около 40 подразделений таможенных органов. На 20 пограничных таможенных постах внедрен комплекс программных средств, предусматривающих использование предварительной информации от таможенных служб стран Евросоюза о товарах и транспортных средствах.
Началось освоение таких новых технологий, как "сухие порты" (в поселке Цемдолина рядом с Новороссийском), удаленный выпуск товаров (эксперимент успешно реализован на базе таможенных постов Ростовской таможни), электронное управление очередью (прежде всего в Новороссийском порту, где наиболее значительные объемы декларирования), открыты первые информационные терминалы в Ростовском аэропорту. Эффективным инструментом выявления товаров, сокрытых от таможенного контроля, стали инспекционно-досмотровые комплексы.
Справка
Южное таможенное управление образовано 20 апреля 1992 года. Действует на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, где проживают 22 миллиона человек. С трех сторон его окружают внешние границы РФ: с Украиной на западе, с Казахстаном на востоке, с Азербайджаном, Грузией, Южной Осетией и Абхазией на юге. Общая протяженность границы составляет более 4 тысяч километров, в том числе сухопутной - 2657,7 километра, морской - 1370,4 километра. В структуру ЮТУ входят 13 таможен, в том числе Южная оперативная, 85 таможенных постов, 72 пункта пропуска (в том числе автомобильных - 29, железнодорожных 10, морских (речных) - 15, воздушных - 18).
Российская Газета