Россия, Белоруссия и Казахстан пока не договорились о единых правилах хождения товаров в зоне Таможенного союза.
Наименее продвинулись переговорщики трех стран - членов Таможенного союза: России, Белоруссии и Казахстана - в подготовке межгосударственного соглашения о ввозе товаров физическими лицами. Об этом с озабоченностью сообщил вчера журналистам директор сводного департамента анализа и регулирования внешнеэкономической деятельности мин экономразвития Алексей Лихачев.
Как известно, в России без уплаты таможенных пошлин граждане могут провозить товаров из-за границы не более чем на 65 тысяч рублей, в Белоруссии этот лимит ограничен тысячей евро. В Казахстане все зависит от группы товаров. С 1 июля 2010 года должны заработать новые правила свободного ввоза, вывоза и перемещения товаров по единой таможенной территории. А оформление товаров переместится на внешние границы Таможенного союза. И если общие правила к тому времени не заработают, это будет по меньшей мере "ужасно", считает Лихачев. Эксперты уже прогнозируют, что гражданам - физическим лицам из Белоруссии будет гораздо выгоднее ввозить товары для личного пользования через Россию, поскольку на 65 тысяч рублей можно провести больше, чем на тысячу евро (сегодня это около 40 тысяч рублей). Это, говорят эксперты, может породить многочисленные лазейки и "серые схемы".
Не менее щекотливый вопрос по ввозу подержанных иномарок в Россию из Белоруссии, где они растамаживаются по низким пошлинам. Если не удастся склонить Минск за несколько оставшихся месяцев к переходу на единые повышенные пошлины, то останется один выход - запрещать таким автомобилям государственную регистрацию в России, чтобы они не стали предметом получения дополнительной прибыли. "Пусть эти иномарки остаются в обороте Белоруссии, но вся российская система будет выстроена так, чтобы пошлины для подержанных иномарок из третьих стран оставались прежними", - заключил Лихачев.
В целом же представитель мин экономразвития попытался вчера развеять опасения, что правовая нормативная база Таможенного союза крайне молода и несовершенна. "Десятки документов уже ратифицированы с 2007 года, а это серьезный фундамент", - заявил Лихачев. Точки над "i" расставит 1 июля 2010 года. "В Таможенном союзе не должно быть никаких дополнительных "зеленых" коридорчиков и окошечек для экспорта товаров, и унифицированные правила оформления товаров будут прописаны в соответствующем межгосударственном соглашении", - пояснил Лихачев.
Подробнее об этих и других ключевых вопросах становления Таможенного союза пойдет, вероятно, речь и сегодня на встрече главы минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной с предпринимательским сообществом, участниками внешнеторговых операций. Бизнес ждет от министра ответов на многочисленные вопросы. По словам Алексея Лихачева, главный риск, которого необходимо избежать в Таможенном союзе, это непредсказуемость условий для бизнеса. "Если хотя бы за месяц бизнесу становятся известны правила игры, это уже хорошо", - заметил чиновник. Поэтому 21 мая премьер-министры России, Белоруссии и Казахстана, представляющие высшее руководство Таможенного союза, должны подписать основной массив межгосударственных соглашений, регулирующих поведение предпринимателей на единой таможенной территории. Это 16 документов. Например, один из них предусматривает создание с 1 июля 2010 года Третейского предпринимательского суда при Комиссии Таможенного союза. Если руководство Союза делегирует комиссии соответствующие полномочия, то любой из бизнесменов трех стран вправе будет обращаться в Третейский суд с жалобами на ущемление своих прав, с предложениями, в том числе по корректировке пошлин. А впоследствии, когда заработает единое экономическое пространство, и по более широкому спектру вопросов - доступу к госзакупкам, средствам связи, естественным монополиям в электроэнергетике, нефтегазовой сфере, железнодорожным перевозкам. "Комиссия Таможенного союза ставит во главу угла тесное взаимодействие с предпринимательским сообществом", - подчеркнул Алексей Лихачев.
В рамках самостоятельных решений комиссия с 1 июля 2010 года может, если эти полномочия также делегирует высшее руководство Союза, перейти к ликвидации "серых зон". В случае ЧП - контрабанды, контрафакта, левых схем доставки товаров по единой территории - комиссия получит право немедленного реагирования на едином таможенном пространстве. "Жизнь подскажет уязвимые места", - заключил Лихачев. По его словам, минэкономразвития в настоящее время к заседанию Комиссии Таможенного союза подготовило проект соглашения об особых зонах и о распределении вывозных пошлин. "Базовый принцип всех соглашений - не ухудшать условия ведения бизнеса, делать прозрачным механизм принятия решений", - уточнил чиновник. Например, условия в особых экономических зонах Казахстана и Белоруссии сегодня более либеральны, чем в России, признал Лихачев. Поэтому, скорее всего, Россия будет двигаться в сторону таких либеральных условий ведения бизнеса. "Надо, чтобы особые зоны действительно стали единым оазисом для предпринимателей всех трех государств", - сказал Лихачев. Впрочем, особые российские зоны в Калининграде и Мурманске пока останутся на "особом положении", добавил он. Между тем приоритетом для Комиссии Таможенного союза, по словам Лихачева, будет разработка стимулов для импортирования в Таможенный союз оборудования и технологий для модернизации предприятий, а также экспорта высокотехнологической продукции.
Вчера же Лихачев сообщил, что в течение месяца минэкономразвития по поручению правительства должно пересмотреть экспортные пошлины для ряда товаров сырьевой группы, металлов и минеральных удобрений.
Экспортная пошлина на никель в размере 5 процентов уже установлена с начала этого года. Причем экспортеры восприняли эту новость весьма спокойно. Обнуление пошлины позволило им сэкономить в прошлом году почти 300 млн долларов, подсчитали эксперты. Но цены на металл, упавшие в кризис до 8 тысяч долларов за тонну, уже выросли больше чем в два раза.Поступления от экспорта этого металла могут принести в бюджет 4,5 млрд рублей. Не исключено, что вслед за никелем будет принято решение о возврате пошлины на медь - она раньше составляла 10 процентов.
Справка "РГ"
С 1 января 2010 года Россия, Казахстан и Белоруссия унифицировали импортные пошлины по 11 тысячам товаров. К примеру, для России повысились пошлины на ввоз баранины, конины, мясных консервов, дрожжей, отдельных предметов одежды и обуви. Снизились - на концентраты соков экзотических фруктов, пищевые продукты для детей, шерсть, ткани, лекарственные субстанции, комплектующие для обуви.