Старые "Нивы" и "Колосы" могут начать обменивать на новые наравне с "Жигулями" и "Москвичами".
Программу обмена старой сельскохозяйственной техники на новую предложил "обсчитать" вчера первый вице-премьер Виктор Зубков.
Ее стоимость и механизмы пока лишь определяются. "Надо посмотреть, с каким экономическим результатом можно использовать уже существующие наработки", - сказал он, определенно имея в виду опыт автопрома, на первом заседании рабочей группы по технической и технологической модернизации сельского хозяйства и сельскохозяйственного машиностроения.
Заседание было собрано для того, чтобы найти возможности для дополнительной поддержки предприятий сельскохозяйственного машиностроения по поручению председателя правительства Владимира Путина. В начале месяца на его имя Союз производителей сельхозтехники и оборудования для АПК направил письмо с просьбой помочь отрасли справиться с кризисом. "Закупки российскими крестьянами техники за первую половину сельхозгода упали в среднем на 40 процентов", - говорится в письме. А перед этим спрос сократился уже почти вдвое. На большинство типов сельхозтехники спрос едва достигает трети докризисного уровня. Машиностроители пожаловались премьеру, что "системная поддержка отрасли не состоялась" и что их "подталкивают к массовым увольнениям".
Впрочем, на заседании рабочей группы Виктор Зубков напомнил, что с 2009 года бюджетные субсидии по кредитам сельхозтоваропроизводителям выделяются только на покупку отечественной техники, что Россельхозбанком и Росагролизингом финансируется приобретение только российских машин и оборудования. Уставные капиталы этих двух институтов развития сельскохозяйственной отрасли увеличены в 2009 году на 45 миллиардов рублей и 25 миллиардов рублей соответственно. Что, несмотря на "жесткие рамки бюджета" в этом году в госпрограмме развития сельского хозяйства, после некоторых колебаний федеральные деньги на техническую и технологическую модернизацию отрасли все-таки выделили. Правда, лишь 2,13 миллиарда рублей вместо 8, 45 миллиарда. Однако, как стало известно корреспонденту "РГ", сейчас рассматривается вопрос о том, чтобы часть денег, которые правительство сейчас тратит на содержание государственного зернового интервенционного фонда (а это один миллиард рублей в месяц), направить на поддержку закупки отечественной сельхозтехники.
И, наконец, первый вице-премьер, который возглавляет правительственную комиссию по таможенно-тарифному регулированию, напомнил, что ввозные пошлины на импортную сельхозтехнику повышены в рамках антикризисных мероприятий.
Виктор Зубков подчеркнул, что государство продолжит поддерживать отечественных сельхозмашиностроителей, но только при условии, что технику они будут продавать аграриям качественную, эффективную и доступную по цене. Причем акцент первый вице-премьер сделал на второй части предложения.
Ко всему этому Виктор Зубков добавил, что "закупок Росагролизингом невостребованной агропромышленным комплексом техники больше не будет". Вообще-то эта организация обязана закупать технику под конкретный заказ, однако в разгар кризиса ей пришлось пойти навстречу производителям сельскохозяйственной техники и сделать им своеобразный "аванс".
Любопытно, что на уровне регионов программы замены старой сельскохозяйственной техники на новую уже начали действовать. Пионером в этом стала, кажется, Нижегородская область. "Российская газета" об этом уже писала. А теперь подобная инициатива реализуется и в Ставрополе. Тут владельцам сельхозхлама предоставляют сертификаты, дающие право на получение субсидии для приобретения новых машин за счет средств одной из компаний - крупного производителя сельскохозяйственной техники на юге России. Чтобы получить сертификат, сельхозтоваропроизводителю необходимо с помощью специалистов Гостехнадзора оформить акт списания комбайна или трактора. Но старые машины никуда везти не нужно, владелец их может оставить у себя, чтобы сдать потом на металлолом или разобрать на запчасти. В этом "комбайновая" программа отличается от "легковой".
Размеры предоставляемых субсидий четко регламентированы и, в зависимости от выбранной модели сельскохозяйственной машины, составляют от 200 000 до 650 000 рублей. Но в процентном соотношении это всего лишь около десяти процентов стоимости комбайна. Правда, в областном минсельхозе утверждают, что при покупке некоторых марок сельхозтехники скидка может доходить и до половины стоимости.
Правда, пока еще участником программы не стал ни один сельхозтоваропроизводитель, были лишь несколько звонков из районов для получения более конкретной информации. В министерстве это объясняют тем, что программа только что запущена и пока не дошла до сельской глубинки. Но вот что рассказал корреспонденту "РГ" начальник сельхозуправления администрации Александровского района Ставропольского края Иван Ивлев: "Техника в хозяйствах нашего района изношена на 90 процентов, и мы бы с удовольствием избавились от старья. Но если комбайн стоит, к примеру, четыре миллиона рублей, а скидка - 400 тысяч, где взять еще три миллиона?"
Возможно, решение проблемы спроса на комбайны и сеялки нужно искать где-то на необъятных пшеничных полях страны. Ведь даже сами сельхозмашиностроители в письме премьеру в качестве первой меры поддержки их отрасли называют повышение платежеспособного спроса со стороны аграриев.