Для бизнеса время - деньги. Упущенное время - упущенная выгода, сорванные контракты. А таможня - это организация, которую не так-то просто пройти, не потеряв драгоценного времени.
Поэтому-то участники внешнеэкономической деятельности нередко вынуждены обращаться к услугам таможенных представителей (брокеров), деятельность которых и заключается в том, чтобы брать на себя то, что они умеют делать лучше всех. А именно - совершать операции по таможенному оформлению товаров и транспортных средств. Как говорится, от имени и по поручению, профессионально и оперативно. Но надо знать, к кому обратиться. Репутацию компетентного и надежного партнера, по мнению многих участников ВЭД, за почти пятнадцать лет активной деятельности заработало ЗАО "РОСТЭК-Алтай", с директором которого, Сергеем Воропаевым, наш сегодняшний разговор:
- Сергей Алексеевич, иметь личного таможенного брокера, то есть представителя твоих интересов на таможне, для предприятия - участника ВЭД выгодно?
- Судите сами: при перемещении грузов через таможенную границу их перевозчики и владельцы сталкиваются со многими проблемами, из которых можно выделить две основные. Первая - это долгое оформление документов (что, как вы догадываетесь, наносит ущерб - как самой продукции, так и кошельку ее владельца). Вторая проблема - большие очереди на пунктах пропуска. Это очень неприятная для участников ВЭД ситуация, причем заранее ее трудно спрогнозировать. Но разрешить эти накладки достаточно просто - достаточно обратиться к таможенному представителю.
- Когда, на каком этапе целесообразно обращаться к услугам таможенного представителя?
- К сожалению, зачастую происходит так, что предприятия, начинающие внешнеэкономическую деятельность, сначала привозят товар на таможню, а потом начинают понимать, насколько поспешно и непродуманно их решение. А ведь нужно было предварительно прояснить все вопросы - по перемещению товара, его таможенному оформлению, сумме таможенных платежей. Поэтому я считаю, что нужно искать таможенного представителя заранее, в самом начале внешнеэкономической деятельности. Тогда меньше риска выбрать "серого" брокера, который, возможно, запросит меньшую по сравнению с другими цену, но окажет некачественные услуги.
Тем же, кто уже активно занимается ВЭД, при оформлении импортной таможенной декларации в адрес резидента РФ я бы советовал в графу "Грузополучатель" сразу вносить реквизиты и адрес таможенного брокера. Конечно, как представитель ЗАО "РОСТЭК-Алтай" я рекомендую внести наши реквизиты.
- Ускорение процедуры таможенного оформления грузов - это единственное преимущество электронного декларирования?
- Нет. Основное преимущество электронных технологий в том, что они позволяют декларировать товары, находящиеся практически в любой точке Таможенного союза. Для Алтайского края применение этой технологии особенно важно при ввозе китайских товаров через Рубцовский таможенный пост (на границе с Республикой Казахстан), где таможенное оформление таких товаров запрещено. В данном случае с помощью технологии электронного декларирования мы можем предложить таможенное оформление в Барнауле. А сам товар будет находиться под таможенным контролем на нашем складе временного хранения.
- Нам известно, что ваша компания - один из немногих таможенных брокеров Алтайского края, который включен в общероссийский Реестр владельцев складов временного хранения. Это так?
- Совершенно верно. Мы имеем два собственных СВХ, расположенных вдоль Российско-Казахстанской границы, вблизи железнодорожной станции "Локоть" и железнодорожной станции "Неверовская". Общая полезная площадь складов около 5 000 квадратных метров. Это склады открытого типа, поэтому на них могут храниться и оформляться товары любых участников ВЭД. В силу особенностей географического расположения складов на временное хранение в них помещается в основном плодовоовщная продукция, особенно это актуально сейчас, в летний период. Наличие у нас собственных складов позволяет клиентам экономить время и средства на поиски склада.
- Как вы оцениваете введение меры о необходимости получения Импортного карантинного разрешения на ввоз фитосанитарной продукции, и оказывает ли "РОСТЭК-Алтай" услуги по получению таких документов?
- Эта мера, безусловно, нужная, и принята она для защиты российского потребителя от ввоза на территорию страны зараженной фитосанитарной продукции. Еще в июле нам было выдано разрешение Россельхознадзора на получение и размещение на своих СВХ скоропортящихся товаров по договору возмездного оказания услуг ИКР с участником внешнеэкономической деятельности, на основании которого и выдается само Импортное карантинное разрешение.
Необходимо отметить, что по вопросам сертификации товаров и выдачи разрешительных документов мы сотрудничаем не только с Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, но и с другими контролирующими органами - Роспотребнадзором, Россельхознадзором, Алтайсертификой, по вопросам происхождения товаров - с Алтайской Торгово-промышленной палатой. Кстати, мы являемся ее постоянным членом с 2007 года.
- Ваши клиенты - организации Алтайского края и Республики Алтай?
- Нет, не только они. Предприятий, с которыми мы сотрудничаем, очень много, в том числе за пределами края. Например, с клиентами из Москвы у нас заключены договоры о том, что мы принимаем для них товар на границе, являясь получателем груза, проводим таможенное оформление и отправляем грузы по указанным адресам по всей России. Среди предприятий Алтайского края мы обслуживаем ООО "Мартика", ООО "Сибстекло", ООО "Лесное", АКГУП "Алтайский центр земельного кадастра и недвижимости", ООО "Геодезический и медицинский центр", ООО "Фронтант", ООО "Заринская лесная компания" и другие, а также многих индивидуальных предпринимателей.
- Сергей Алексеевич, скажите, произошли ли какие-либо изменения в работе компании после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза?
Изменения, конечно, произошли. Мы уже успели их ощутить как по количеству оформляемых Таможенных деклараций, так и по наполняемости складов товарами в связи с открытием границы с Республикой Казахстан. Но мы все знали и к этому готовились. Поэтому небольшие потери в доходах компенсируем за счет расширения сотрудничества с участниками ВЭД, осуществляющих торговлю со странами, не входящими в Таможенный союз.
Наибольшие опасения у меня лично, как у потребителя, вызывает тот факт, что нет абсолютной уверенности в безопасности и качестве продукции, поступающей теперь на наши рынки. Ведь неизвестно, был ли проведен необходимый контроль в Казахстане. Впрочем, время покажет, к чему приведет эта задумка нашего правительства, получим ли мы те результаты, которые ожидаем.