Часть 1-я. От Сингапура до Америки
Как известно, сегодня в мире существуют несколько прогрессивных моделей взаимодействия бизнеса и таможни. Из них наиболее разработанных, апробированных и внедренных моделей взаимодействия, можно выделить три. Это Сингапурская, Шведская и Американская модели, работающие по принципу «Единого окна». По оценкам зарубежный экспертов, внедрение этих моделей способствовало росту ВВП экономикам этих государств на 20%.
Сингапурская модель
В Сингапуре как все гениальное просто, там работает система Единого окна. Все взаимодействие участников ВЭД происходит через уполномоченный государственный орган, и в дальнейшем информация направляется в таможенные органы, ветеринарную и санитарную службы, налоговую и банковскую системы государства. Электронное декларирование работает там на все 100%.
Шведская модель
В Швеции все взаимодействия участников ВЭД происходят по- другому, чем в Сингапуре – через таможенную службу государства. Но так же организованна система Единого окна. Все сведенья от участников ВЭД консолидируются через таможенную службу, а затем по необходимости направляются в другие государственные органы, как службы ветеринарного и фитосанитарного контроля, налоговую и банковскую системы. В Швеции решен вопрос по отправке грузовой таможенной декларации грузоперевозчиком при помощи SMS сообщения.
Американская модель
В США взаимодействие бизнеса и таможни принципиально похожи на две предыдущие модели (действует система Единого окна), но со своей спецификой. Рассмотрим, как у партнеров по перезагрузке за океаном происходит это взаимодействие. Но с начало немного истории.
В 1995 году перед таможней США была поставлена задача по модернизации ее системы взаимодействия с бизнесом по следующим направлениям:
- создание единого федерального пространства сбора, накопления и анализа таможенной информации;
- обеспечение надежной защиты государственных интересов, осуществление эффективного контроля над ввозом и вывозом товаров;
- организация единого центра управления финансами таможни;
- ускорение выполнения всех процессов для снижения затрат на проведение таможенных процедур и повышения эффективности работы таможенных органов;
- достижение лидирующей роли США в области международной торговли.
И вот что сегодня представляет таможенная система США. Это практически 100% электронное декларирование, при полном электронном описании товара. Давно решен вопрос на законодательном уровне об одинаковой ответственности по бумажным и электронным декларациям. Но бумажные декларации все же принимаются таможней. Примерно 60% товаров оформляются на государственной границе США (как сказали бы сейчас в России). И примерно 40% внешнеторговых грузов очищается внутри страны, по желанию участников ВЭД. (Для справки, в России до 90% участников ВЭД хотят производить таможенное оформление на границе РФ). Оформление происходит через таможенных брокеров имеющих соответствующую лицензию. Сам таможенный контроль и принятие решения таможенным органом США производится следующим образом:
- первый и основной уровень таможенного контроля полностью автоматизирован и происходит без вмешательства человека, централизованно;
- второй уровень вспомогательный и дает возможность детализировать первый уровень контроля по рекомендации местного таможенного органа;
- процесс основного таможенного контроля заключается в проведении тщательного компьютерного анализа электронной информации по товарам, ввозимым в США;
- первая селекция по видам грузов происходит с помощью специальной системы компьютерного контроля для сортировки товара на две группы:
- на товары, чувствительные для интересов государства;
- на товары, менее чувствительные для государства;
Критериев для анализа товаров таможенными органами США - 42.
Результатом данного вида контроля может служить принятие одного из следующих решений:
- пропуск груза - это товар, к которому не возникло ни каких вопросов. Обычно в течение года оформляется около 78% таких товаров;
- документальный контроль - при отсутствии части документов на товар, таких товаров за год бывает около 20%
- досмотр - применяется крайне редко, обычно в 1-2% от общего товарного потока.
Вторая селекция - это повторный компьютерный анализ всех данных на ввозимый товар, который производится автоматически централизованно в Центре обработки данных таможенной службы США. Среднее статистическое время производства таможенного контроля товаров в США - 10 минут, хотя по законодательству допускается производить контроль в течение 30 минут.
Система таможенного контроля в США коренным образом отличается от российской. Ее основные цели - создание режима наибольшего благоприятствования для участников ВЭД, что в свою очередь приводит к увеличению поступлений в бюджет, улучшает работу всех секторов экономики, экономит силы и средства деловых людей, оптимизирует численность государственных служащих.
Кстати, «зеленый коридор» по-американски для участников ВЭД позволяет проводить таможенное оформление и таможенный контроль импортной поставки в течение 5-10 секунд.
Часть 2-я. Российские таможенные реалии
Российская модель
ФТС России строит свою систему взаимодействия бизнеса и таможни при организации таможенного оформления и таможенного контроля следующим образом. Но сначала не много истории. В том же 1995 году в России повсеместно использовалось 100% бумажное декларирование. Конечно, имелись свои АРМы (автоматизированное рабочее место), суть которых больше заключалась в автоматизации рабочего места декларанта. Но это был уже серьезный прогресс по сравнению с тем 1993 годом, когда все 100% наших декларантов работали на пишущих машинках, и губили море дорогих немецких и финских само копирующихся бланков ГТД. Тогда таможня не принимала декларацию, если декларант не попал точно в нужный квадратик с датой или номером бумажной ГТД.
Концепция ФТС РФ по работе с участниками ВЭД строится по факту прибытия товара в пункт пропуска на государственную границу РФ или на соответствующий внутренний СВХ (Склад временного хранения), в зону деятельности той или иной таможни. Таким образом, схема организации таможенного оформления и таможенного контроля в России в схематичном варианте строится по принципу: «Товар - документы на него - ответственное лицо за документы и за товар - контроль определенной таможни». Все технологии оформления товара, в том числе «с использованием компьютерной обработки информации», являются цепью взаимосвязанных и взаимообусловленных процедур, не стыкующихся друг с другом, а зачастую и противоречащих друг другу, как по времени, так и по месту их производства. Процесс оформления разорван на части, а сами части ориентированы на результаты фактического контроля, то есть визуального досмотра. Важное значение в процессах таможенного оформления и таможенного контроля в России имеет так называемый «человеческий фактор», так как процедуры запутанны и нечеткие, правила устарели, то зачастую для принятия решения необходима именно логика человека. Применение в таких условиях современных компьютерных технологий для упрощения таможенных формальностей, т.е. что бы компьютерная техника, как в США, принимала решения в полном объеме, заменив человека, в российской системе таможенного контроля пока не возможна.
Выводы
- Глубокая модернизация таможен Таможенного союза поможет увеличить ВВП стран в него входящих на 20%, за счет автоматизированного администрирования.
- Заявленная программа по борьбе с коррупцией в странах Таможенного союза может быть реализована наиболее эффективным образом, отсечением влияния «человеческого фактора» на выпуск товара в свободное обращение.
- Благодаря внедрению современных автоматизированных средств контроля и технологий обработки внешнеторговых потоков, возможно, значительно оптимизировать количество таможенных офицеров и служб Таможенного союза, с приведением зарплат оставшихся до международного уровня.
- Появится возможность защитить экономики стран-участниц Таможенного союза от неконтролируемых, некачественных, контрафактных товаров.
- Решения по 98% операций надлежащего оформления ГТД участниками ВЭД будет принимать компьютер.
Владимир Елин, к.т.н., председатель совета директоров ЗАО «Смарт Лоджистик Групп» (SLG)
Используемые статьи:
1. К.Корняков, «Зарубежный опыт таможенного контроля и транспортных средств».
2. А.Боровский, «Новые средства коммуникаций порождают новые формы взаимодействия между людьми и организациями».