Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла в третьем чтении закон "О таможенном регулировании в РФ". Закон разработан в связи с принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, который является неотъемлемой частью договора, подписанного 27 ноября 2009 г главами трех государств - России, Белоруссии и Казахстана и вступившего в силу с 1 июля 2010 г.
Закон регулирует отношения, связанные с ввозом товаров в РФ и вывозом товаров из РФ, их перевозкой по территории России под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, несмотря на мелкие сбои и неполадки, стал реальностью, - отметил российский премьер Владимир Путин. В него поверили, в том числе иностранные инвесторы, особенно отметил он. Выступая на заседании Высшего органа Таможенного союза на уровне глав правительств, В.Путин заметил, что Таможенный союз и единый таможенный тариф работают с 1 января этого года, в июле вступил Таможенный кодекс. Уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги. "Думаю, выражу общее мнение. Они, безусловно, позитивные. Конечно, не обошлось без мелких сбоев и неполадок. Это неизбежно для такой большой, масштабной работы. Но в целом смогли системно перестроиться на принципиально новый формат работы", - считает глава российского правительства. Комиссия Таможенного союза работает слаженно и эффективно, считает премьер. "Самое главное, что бизнес, инвесторы, в том числе и иностранные, почувствовали, что Таможенный союз стал реальностью, поверили в его перспективы и уже выстраивают свои планы развития, исходя из новых интеграционных возможностей", - сказал премьер.
Стоит отметить, что механизмы, которые запускаются в работу при формировании Таможенного союза, вызывают много вопросов у экспертов. Как ранее отметил глава российского финансового ведомства, российские нефтяники могут дополнительно заплатить 15 млрд долл в связи с повышением экспортных пошлин на нефтепродукты на внешней границы таможенного союза.
"Теперь, после создания таможенного союза, и с 1 января 2011 г предполагается отменить соответствующие экспортные пошлины на нефть и нефтепродуктами на границе с нашими союзниками - государствами, вошедшими в таможенный союз и установить таможенные пошлины на внешней границе. "Соответственно, они будут выше", - сказал А.Кудрин. В результате, по его словам, российские компании должны будут заплатить этих пошлин больше, чем сегодня". Правительство России в настоящее время решает вопрос о том, каким образом компенсировать российской нефтепереработке эти дополнительные расходы. "Мы сейчас вырабатываем путь: или это должна быть некая субсидия нашим компаниям, либо мы можем уменьшить НДПИ, и таким образом выровнять ситуацию", - пояснил он.
Беспошлинная торговля между странами бывшего СССР снизит прозрачность налогообложения производителей нефтепродуктов, отмечают, в свою очередь, аналитики банка UniCredit. С приближением ратификации соглашения о Таможенном Союзе Россия планирует сократить дисконт пошлин на экспорт нефтепродуктов по отношению к пошлине на вывоз сырой нефти. Представители Минфина ожидают, что размер пошлин на нефтепродукты достигнет 60-90 проц уровня пошлин на сырую нефть вместо 38 проц применительно к тяжелым и 71 проц применительно к светлым нефтепродуктам, отмечают экономисты. Хотя правительство планирует возместить данные дополнительные сборы российским экспортерам нефтепродуктов, остается неясным, примет ли компенсация вид понижения НДПИ или будет осуществляться другими средствами.
"Действующая политика предусматривает нулевое итоговое воздействие на российские нефтеперерабатывающие компании, но мы считаем, что новые правила усложнят структуру внутренних налогов и сборов на нефть и могут даже привести к неравномерному распределению прибыли, считают в UniCredit. - Среднее негативное воздействие на показатель EBITDA в 2011 году составит 1-14 проц если не удастся обеспечить нулевое суммарное воздействие, и в большей степени при этом, вероятно, пострадают компании с излишками перерабатывающих мощностей".
Эксперты сомневаются в способности России вести эффективный мониторинг потоков нефтепродуктов за собственными границами, а также в том, насколько точно Белоруссия будет придерживаться правил работы Таможенного Союза после того, как сырая нефть будет переработана и продана за пределами сферы контроля российских нефтяных компаний. "Продолжающиеся усилия по реформированию системы налогообложения российской нефтегазовой отрасли в идеале приведут к отказу от налогов и сборов, привязанных к выручке, к которым относятся экспортные пошлины и НДПИ, с переходом к налогам на прибыль, отмечают в UniCredit. - В случае проведения данной реформы предлагаемые в настоящее время изменения будут отменены, и решения правительства утратят силу всего через 12 месяцев. Повышение пошлин и введение компенсации повысит волатильность условий ведения бизнеса в России и, вероятно, лишат интегрированные компании желания развивать сегмент бизнеса, постоянно подвергающийся "корректировке" режима работы.