Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана – межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства - начал применяться с 1 июля 2010 года в отношении России и Казахстана, а уже с 6 июля – в отношениях между тремя странами. К этому государства поступательно двигались почти 3 года: договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза был подписан в Душамбе в октябре 2007 года. По расчетам, Россия от создания Таможенного союза может получить к 2015 году прибыль в размере $400млрд, Белоруссия и Казахстан – по $16 млрд. О том, как продвигается процесс, каковы главные цели Таможенного союза рассказал Сергей Аристов, статс-секретать – заместитель министра транспорта РФ.
Таможенный союз между Россией, Белоруссией и Казахстаном действует с середины нынешнего лета. Можно ли уже говорить о первых результатах его работы, каком-то экономическом эффекте для России?
Таможенный союз работает с июля, то есть не так уж долго. И говорить о каких-либо экономических показателях, наверное, преждевременно. Но какие-то общие мысли можно высказать. В первую очередь, создание Таможенного союза уменьшает нагрузку на перевозчика при прохождении российских, белорусских, казахстанских товаров на границе. Наверное, главное, что уже видно – это стремление трех стран к упрощению процедур, снятию лишних барьеров. Ведь что такое отмена некоторых ограничений? Это уменьшение стоимости перевозок и, в конечном итоге, снижение стоимости товара для потребителя.
Какие-то сложности для российского бизнеса есть?
Наверное, сложностей для российского бизнеса нет. Наоборот, это снижение проблем, которые были прежде. Ведь нужно понимать, что Таможенный союз, по сути, это переходный этап к единому экономическому пространству, которое, как планируется, будет принято с 1 июля 2011 года, когда три страны перейдут к единству перемещения товаров, использования экономической деятельности, правил и требований.
Россия, Белоруссия, Казахстан – страны с разной экономикой, это создает какие-то проблемы?
Здесь можно посмотреть на мировой опыт. В частности, на историю создания ЕС. Фактически работа по созданию Евросоюза началась еще в 1949 году и продолжается по сей день. В ЕС входят абсолютно разные страны с более чем разной экономикой, и опыт решения возникающих проблем при формировании единого экономического пространства уже наработан. То есть мы сейчас идем по тому пути, который проходили другие страны и есть понимание, как это делается. Наши страны вышли из общей экономики, у нас очень близка правовая база, близки экономические направления. Так что не думаю, что здесь могут возникнуть серьезные разночтения в построении процесса.
Правовая база для Таможенного союза уже доработана или она еще будет меняться?
Безусловно, еще будет меняться. Во всех основных документах Таможенного союза и будущего единого экономического пространства записана главная фраза: "унификация законодательства". Такая работа запланирована, чтобы на территории единого экономического пространства России, Казахстана и Беларуси действовали общие унифицированные нормы права.
Сами предприниматели высказывают пожелания что-либо изменить?
Очень много было предложений, идей, новаций, не всегда, может быть, и правильных, но тем не менее обсуждаемых. Самое главное, что нет таких вопросов, которые невозможно было бы решить. Скорее предложения и вопросы связаны с тем, что и государственным органам, и бизнес-структурам потребуется адаптация к новым реалиям.
Все же о каких проблемах сейчас говорят чаще всего?
Достаточно часто говорят о системе новых отношений к контейнерным перевозкам, например. Довольно часто обсуждаются моменты с брокерскими услугами на таможне, то есть передача функций таможенного оформления специализированным организациям. Есть проблемные моменты с электронным декларированием. Но думаю, что все эти проблемы будут решены.
А каковы видятся перспективы для стран-участниц Таможенного союза?
Главная перспектива, как я уже сказал в том, что Таможенный союз – это переходный этап к созданию единого экономического пространства. Не исключено, что число стран, желающих присоединиться к этому процессу, будет увеличиваться: заинтересованность есть не только у России, Беларуси и Казахстана, но и у других стран СНГ.