Признать действия Калининградской областной таможни незаконными потребовала через суд одна из местных компаний. Фирме не разрешили ввезти из Европы в регион подержанные автомобильные шины.
Сотрудники ведомства задержали груз на границе, сославшись на решение комиссии Таможенного союза Евразийского экономического сообщества. Согласно этому документу, шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении, включены в перечень "опасных отходов" и запрещены к ввозу на территорию Таможенного союза. Компании было также рекомендовано оформить лицензию минпромторга РФ на ввоз опасных отходов. Однако участник внешнеэкономической деятельности (ВЭД) решил обратиться в суд.
Как рассказал пресс-секретарь Арбитражного суда Калининградской области Игорь Белов, в текущем году это уже третье дело с участием калининградского импортера и таможни. По двум предыдущим решения были вынесены в пользу компании: суд обязал ведомство зарегистрировать предоставленную импортером декларацию и пропустить груз.
В первый раз партия из 1370 бывших в употреблении пневматических автомобильных шин была задержана на российско-польской границе в Багратионовске еще в конце прошлого года, так как у импортера не оказалось соответствующей лицензии. В процессе разбирательств суд пришел к выводу, что отходами можно считать товар, утративший потребительские свойства. Экспертиза признала покрышки годными к употреблению. Исходя из этого, арбитраж посчитал, что требование предоставить лицензию минпромторга РФ на данный груз не должно распространяться. Действия таможенников были признаны незаконными.
Как добавил Игорь Белов, в материалах дела также имеется ответ комиссии Таможенного союза на запрос калининградского импортера. В нем указано, что если покрышки пригодны к эксплуатации и имеется соответствующее заключение эксперта, то лицензии на ввоз подобного груза не требуется.
Однако у таможенников другое мнение. По словам начальника отдела торговых ограничений и экспортного контроля Игоря Садовского, в перечне к решению комиссии Таможенного союза, имеющего силу закона, указан конкретный список товаров, ограниченных к ввозу.
- Шины, бывшие в употреблении, попадают туда четко как по описанию, так и по коду товарной номенклатуры, - объясняет он. - Этот вопрос недавно мы обсуждали на совещании с участием представителей Северо-Западного таможенного управления. Позиция таможенной службы однозначная: на товар у участника ВЭД должна иметься лицензия минпромторга. К сожалению, судебная практика складывается иначе. Мы пытаемся решить возникшие противоречия. Но до настоящего времени до таможенных органов не доведен список уполномоченных организаций, которые бы смогли определять качество шин, бывших в эксплуатации.
Как говорят в таможне, Калининградская область - единственный регион, где еще остался бизнес на покрышках. С повышением таможенных пошлин ввозить в Россию из Европы подержанные автомобильные шины стало невыгодно. Стоимость такого товара сравнялась с ценами на новые шины китайского производства. Однако в Янтарном крае действует режим Особой экономической зоны, и ряд предприятий пока еще имеет льготы по беспошлинному ввозу импорта.
- Правда, и у нас имеется тенденция к снижению поставок подержанных шин, - продолжает Игорь Садовский. - Все-таки сказываются имеющиеся ограничения.
В таможне рады такой тенденции. Ведь буквально лет пять назад этот процесс был фактически неуправляем, из-за чего старых покрышек в регион привозилось больше, чем требовалось для "переобувания" всех местных автомобилей. Были и такие партии, с которыми таможенники не знали, что делать: после пересечения границы владелец груза растворялся, а в фуре обнаруживались старые рваные покрышки. Их отказывались забрать обратно сопредельные государства, и таможне приходилось изыскивать возможности для утилизации такого товара.