Российские таможенники обещают активнее внедрять новейшие технологии оформления грузов и транспорта. Однако в обозримом будущем от очередей на границах РФ с Финляндией и странами Балтии вряд ли удастся избавиться.
Чего боится зарубежный бизнес в России, кроме бюрократии и коррупции? Оказалось, что на третье место в списке угроз деловые люди ставят проблемы в области таможенных отношений. Выяснить это помогло специальное исследование барьеров для развития финского бизнеса в России.
Пограничное противостояние
По словам вице-президента Торгово-промышленной палаты Петербурга Владимира Прокопьева, финские бизнесмены высказали недовольство, прежде всего, заторами на границе. Другое «слабое место» российской таможни – сложности с оформлением грузов. В частности, российская сторона вдобавок к электронной декларации требует предоставления дополнительной информации, вносить которую приходится на месте и вручную. Результат – заторы, срывы сроков выполнения заказа. Например, одно финское издательство (работает с заказчиками из России и Швеции) пожаловалось, что срочную печатную продукцию порой держат на границе по три дня. Из-за этого потери несут как исполнитель, так и российский заказчик.
Надежд на то, что очереди ликвидируются, у предпринимателей нет. По мере преодоления мирового кризиса, прогнозируют эксперты, товарооборот между Россией и Финляндией будет только возрастать. По итогам 2010 года он увеличился на 25%. А значит, если не будет принято серьезных мер, проволочек на границе не избежать.
Серьезные потери от очередей несет и российский бизнес. Весной этого года на «правительственном часе» в Совете Федерации были озвучены удручающие данные Минтранса РФ – в год потери российской экономики от простоя грузовиков на границе составляют свыше 15 млрд. рублей.
«Аллегро» в помощь
По мнению таможенников, было бы неплохо, если бы часть «сухопутных» грузопотоков между РФ и Финляндией, РФ и странами Прибалтики переместилась на морской или железнодорожный транспорт. По словам главы Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, очень удачен пример поезда Allegro – за последние четыре месяца он перевез порядка 70 тыс. человек, а значит, принял на себя часть «автопассажиров». По словам главы ФТС, опыт взаимодействия таможенных служб России и Финляндии в этом проекте будет использован и на других направлениях.
Помимо очередей на границах, у российских и финских таможенников есть немало других точек соприкосновения – совместных проектов, реализация которых будет способствовать разгрузке границы. Например, «Зеленый коридор» – полосы упрощенного таможенного контроля. Оформление в его рамках занимает не 45, а всего 10-15 минут.
Финляндия выступает горячим сторонником и технологии предварительного информирования, то есть предоставления информации о товарах и транспортных средствах через электронный портал еще до пересечения границы. Однако пока эта технология «буксует». По словам начальника аналитического управления ФТС России Владимира Ивина, российские службы требуют более полной информации о товарах и транспорте, чем это предусмотрено в странах Евросоюза. Поэтому уже на месте приходится запрашивать сведения, добивать их в декларации, проводить выборочный контроль. Все это, как уже говорилось выше, задерживает грузопоток, и пока проблема не решена.
Облегчить жизнь грузоотправителям, пассажирам и таможенникам должна система электронного декларирования. Пока к этой системе «подключено» порядка 60% пользователей таможенных услуг. Возможно, этот процесс ускорится, когда в конце 2011 года будет запущен единый портал электронного представления сведений.
Стоит добавить, что с 29 июня 2011 года таможня будет работать в новом режиме – ФТС принимает на себя функции ряда других контролирующих органов. По сути, на постах будут присутствовать только две службы – пограничная и таможенная, которая будет выполнять также функции фитосанитарного, ветеринарного, карантинного контроля и так далее. Таможенники пока не берутся прогнозировать, как отразится на ситуации в пунктах пропуска режим «одного окна». «Для ФТС это вызов. Безусловно, на первом этапе внедрения технологий возникнут проблемы роста», – считает начальник главного управления информационных технологий ФТС России Алексей Шашаев.
Таможня не отдаст добро?
Таможенники признают: технологии, которые могли бы снизить нагрузку на пунктах пропуска, скоро будут исчерпаны. Таким образом, ключевой проблемой и причиной очередей остается неразвитая инфраструктура таможенных постов. «У нас работают системы предварительного информирования, мы взаимодействуем с финскими коллегами, однако если на пункте требуется две полосы движения транспорта, а есть только одна, то проблему не решить», - признает Владимир Ивин.
Судя по всему, пока у таможенников больше надежд, чем реальных решений. Например, разработан план по увеличению пропускной способности пунктов Выборгской таможни, однако он еще не утвержден. Не стоит ждать и реконструкции, а значит – ликвидации очередей на российско-латвийской границе через пункт Бурачки – Терехово. По словам Андрея Бельянинова, правительство рассматривает федеральную целевую программу по обустройству границы. Она «близка к утверждению», однако результата пока нет.
По мнению специалистов, облегчить жизнь грузоотправителям должно строительство транспортно-логистических терминалов (ТЛТ). По словам первого заместителя начальника СЗТУ ФТС России по таможенному контролю Юрия Лямкина, в данный момент на территории управления действуют восемь ТЛТ на наиболее востребованных направлениях. В ближайшие 1,5–2 года их количество должно увеличиться как минимум в 2,5 раза.
Терминалы в Ленобласти по мере роста грузопотока планируется укрепить дополнительными сотрудниками и перевести на круглосуточный режим работы. Новый ТЛТ планируется построить в Ивангороде (в 2012 году здесь планируется обустроить новый таможенный пост), а мощность ряда существующих терминалов будет увеличена. По словам Лямкина, сложнее всего процессы оптимизации таможенной структуры проходят в Петербурге. Предполагается, что здесь таможня будет специализироваться на оформлении товаров, приходящих по железной дороге, а также тех, которые не попадают под требование обязательного оформления на границе.
Предприниматели обращают внимание на то, что переход к практике оформления большей части грузов на приграничных территориях происходит в условиях того, что сами пункты не подготовлены к принятию большего грузопотока. А значит, перевозчики будут по-прежнему терять время и деньги в очередях на границе.