В сентябре, как уверяют в Северо-Западном таможенном управлении, «пробки выходного дня» на границе России с Финляндией «рассосутся». Пока же сотни машин и десятки автобусов часами стоят на пунктах пропуска: люди теряют время, деньги, а иногда и самообладание.
Корреспондент «БалтИнфо» на личном опыте испытала тяготы прохождения евро-границы.
Путешествие туда...
Субботнее утро, 13 августа, 7 утра. Выхожу на станции «Площадь Восстания». Несколько маршруток припарковано не возле привычной «Октябрьской» - а прямо напротив выхода из метро: то ли в целях оптимизации времени, то ли оттого, что бесплатную стоянку у гостиницы недавно упразднили.
Интересуюсь, когда мы прибудем в центр Хельсинки.
«Ориентировочное время — 14-15 часов по местному времени», - отвечает гид.
«А как же пробки?», - высказываю сомнение.
«Расчетное время в пути — около семи часов», - бесстрастно отметает подозрения наша сопровождающая.
То, что «ориентиры» и «расчеты» компании-перевозчика слишком оптимистичны, становится ясно при подъезде к контрольно-пропускному пункту «Торфяновка». На километр — на сколько хватает глаз - тянется вереница легковых авто. Водители и пассажиры гуляют, пьют кофе в приграничных забегаловках (40 руб. за глоток «американо»), до умопомрачения сверлят глазами голубую даль и КПП на фоне оной. Пара молодых людей жонглирует теннисными мячиками над капотом иномарки.
На границе с Финляндией скопилось более 700 автомобилей
На соседней полосе — автобусы вперемешку с маршрутками. Мы в очереди четырнадцатые.
«В четверг были ближе, а в Хельсинки все равно приехали в шесть вечера», - внезапно признается водитель маршрутки.
Пассажиров нашего «Фольксвагена» охватывает уныние. Проходят час, два, три. Мимо, минуя пробку, едет автобус компании «Совавто»: официального перевозчика пропускают без очереди.
Наконец, подходит и наш черед. Движемся в сторону паспортного контроля. В помещении яблоку негде упасть. Обстановка накаляется. Зреет драка.
«Какого черты ты нас не предупредил? Теперь мы на шестичасовой паром опоздаем!» - накидывается с кулаками на водителя один из пассажиров соседнего автобуса. Водитель оправдывается: мол, обстоятельства, мол, ситуация. «Драчуна» пытаются угомонить другие пассажиры. «Вы можете что-то изменить? Вот и успокойтесь», - обреченно уговаривает одна из женщин.
Внезапно атмосферу разряжает толпа китайских туристов: они выходят из автобуса — и прямо напротив пункта пропуска начинают совершать некие то ли физические, то ли метафизические упражнения с элементами йоги. Российские туристы строят предположения. «Это они от рентгеновского облучения избавляются», - делится догадкой какой-то молодой парень.
«Они еще и поют в автобусе, - рассказывает мне водитель одной из маршруток. - У них программа какая-то, ее китайское правительство спонсирует. Они часто ездят из Питера в Финляндию. Уж зачем — не знаю. Питаются в китайских ресторанах, посещают концерты китайской музыки...».
...Спустя четыре часа китайцы и родная сторона границы оказываются позади. «В дьюти-фри заезжать будем?» - на всякий случай интересуется водитель. «Нет!» - единогласно и как-то слегка истерично отвечают пассажиры.
...И обратно
Воскресенье, 14 августа, 3 часа дня по хельсинкскому времени. Маршрутка все той же петербургской компании-перевозчика стартует от здания кинотеатра Finnkino. «На метро успеем», - бодро заверяет гид.
Границу, и правда, минуем относительно быстро: на этот раз «автобусная» очередь на КПП «Ваалима»-«Торфяновка» занимает всего один час. С ветерком несемся по колдобинам «дороги смерти» - трассы «Скандинавия», мимо мрачных крестов да венков, под хмурым небом Родины.
В районе Лисьего носа нас ожидает «сюрприз»: в ночи происходят ремонтные работы. Половину дороги на километры вперед тщательно перекрыли. Движение пустили по «встречке». Сотни дачников меланхолично ползут в сторону Приморского шоссе. Шансы успеть на метро исчезают с каждым новым трудным метром дороги. Нервы у пассажиров маршрутки не выдерживают.
«Почему не поехали в объезд? В прошлый раз нас водитель через Сертолово вез, и все прекрасно успели...», - негодует одна из дам. «Да! Сер-р-ртолово!» - вторит с характерным акцентом ее финский муж.
«Мы стараемся не отклоняться от маршрута. Вы же видите, какая ситуация: ну, с одной стороны, хорошо же, что дороги ремонтируют… - терпеливо отвечает водитель. И вдруг его как будто прорывает. - Нас же вообще хотят с «Площади Восстания» на «Парнас» выгнать! Смотрели в новостях? И как вы будете от «Парнаса» добираться? Ну, конечно, можете на поездах ездить: 15 тысяч на двоих, недешевое удовольствие».
Стихийная война со стихийными парковками
Пассажиры стихают. Поездка на маршрутке стоит 25-30 евро. Дешево и сердито.
Автовокзал на двоих
Как сообщили корреспонденту «БалтИнфо» в пресс-службе Северо-Западного таможенного управления, пробки на границе должны «рассосаться» в сентябре, когда закончится сезон отпусков. В настоящий момент ажиотаж на контрольно-пропускных пунктах начинается в пятницу, и пик его приходится как раз на субботу. Сезон так называемых «сейлов», то есть распродаж, который в Суоми стартовал пару месяцев назад и сейчас подходит к концу, усугубил обстановку.
«Мы ежедневно информируем тех, кто собирается в Финляндию, о ситуации на границе. Советуем ехать через Светлогорск или Брусничное вместо Торфяновки: лучше сделать крюк, но все равно меньше времени потерять», - подчеркнули в пресс-службе.
Между тем, не исключено, что в ближайшее время, по крайней мере, автобусные перевозки будут упорядочены.
Напомним, в 2012 году начнется второй этап реконструкции Финляндского вокзала. В рамках модернизации «Финбана» планируется сделать автовокзал.
Как сообщил корреспонденту «БалтИнфо» Владимир Андреев, управляющий партнер компании NAI Becar, которая является техническим заказчиком проекта реконструкции, одна из главных задач будущего автовокзала — упорядочить полулегальную деятельность существующих перевозчиков.
Отметим, сам автовокзал, согласно замыслу, не будет иметь отдельного здания: автобусную инфраструктуру (кассы, зал ожидания, туалеты и т. д.) совместят с железнодорожной. На автовокзале будет не менее двух перронов, которые разместят рядом с метро: либо в районе Боткинской улицы, либо рядом с площадью Ленина.
«Пассажирам такое расположение в перспективе окажется выгодным: они будут выезжать на Выборгскую набережную и затем двигаться в сторону трассы «Скандинавия», - пояснил Андреев.
Добавим, автовокзал может появиться до 2014 года. Пока неизвестно, какие именно компании-перевозчики «вольются» в легальный бизнес.