Все хорошо помнят и любят фильм «Брильянтовая рука», где контрабандисты выбрали, как им показалось надежный способ перемещения ценностей. Современным таможенникам приходится раскрывать и более ухищренные схемы попыток незаконного ввоза товаров на территорию Союзного государства.
На каждого хитреца есть управа
Как рассказал заместитель начальника отдела по борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями Гомельской таможни, инспектор таможенной службы I ранга Николай Куклин, прошлый год был весьма результативным для правоохранителей. Выявлено 1125 административных таможенных правонарушений, изъято товаров и транспортных средств на сумму более $1,4 млн. С начала этого года таких нарушений более 500, стоимость изъятого уже колеблется в районе прошлогодней отметки.
— Николай Викторович, какие самые оригинальные способы укрытия контрабанды за последние годы?
— Был случай, когда, проверяя пассажирский поезд «Киев — Санкт-Петербург», в крыше вагона под люком мы обнаружили одежду на сумму свыше 16 тысяч долларов США, — рассказывает собеседник. — Здесь же и попытка перемещения марихуаны в ячейке для батареек электрической зубной щетки. На первый взгляд, не было ничего необычного и в нескольких двухлитровых пластиковых бутылках, выглядывающих из пакета с верхней полки пассажирского поезда «Херсон — Санкт-Петербург». Однако в пункте пропуска «Тереховка» внимание сотрудников таможни и пограничников привлекло содержимое бутылок — вещество желто-зеленого цвета. Как показали результаты химической экспертизы, оно оказалось марихуаной.
Живой товар
— Нередко преступники пытаются провезти и живую контрабанду: черепашек, аквариумных рыбок, куколок экзотических бабочек, — отмечает Николай Викторович. — К примеру, последних обнаружили в поезде «Киев — Санкт-Петербург» в корпусе ЖК-телевизора — в распределительной коробке для электропроводов. Этот вид насекомых подпадает под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, и его перемещение через границу Таможенного союза ограничено.
Одни контрабандисты транспортировали живой груз просто варварским способом: усыпили птиц, завернули в газету, обмотали скотчем и спрятали за водительское сиденье. Там-то их и обнаружили сотрудники таможенного контроля.
Контрабандисты обслуживаются вне очереди
Как и ожидалось, отношения между Беларусью и Россией в рамках Таможенного союза привели к увеличению грузопотока между двумя государствами, а вместе с тем потребовали дополнительных мер для обеспечения безопасности грузов, которые следуют через таможенную границу. Стороны предусмотрели для этого ряд мер, но ведь и преступники не дремлют, стараясь найти выгоду в новых экономических условиях.
— С образованием Таможенного союза изменилась схема перемещения контрабандных потоков товаров с территории Украины в Беларусь, — поясняет Николай Куклин. — Груз везут из Украины в Россию, затем, под видом приобретенного в Москве, — в Беларусь.
— Та же история и на железнодорожном транспорте. Основная проблема, с которой сталкивается правоохранительный блок таможни — отсутствие единого правового поля Таможенного союза, — продолжает собеседник. — У нас разное таможенное, налоговое законодательство… Взять, к примеру, так называемую «серую» схему ввоза машин из Беларуси, которой весьма обеспокоены в Российской Федерации. Машина с белорусскими номерами попадает в Россию. По российским требованиям, если автомобиль находится на территории региона больше шести месяцев, он должен пройти регистрацию. Но с учетом того, что таможенные границы сняты, отметки о пересечении нет, и кто знает, сколько времени автомобиль находится в России.
Выработать совместный подход
— На недавней встрече председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Александра Шпилевского с руководителем Федеральной таможенной службы России Андреем Бельяниновым обсуждались проблемы двух сторон. Россияне пообещали принять соответствующие меры, и мы для себя тоже сделали определенные выводы. Так, к примеру, в «Новой Гуте» планируем установить инспекционно-досмотровый комплекс. Это позволит не только быстрее обнаруживать нелегальный груз, но и увеличить пропускную способность до двух тысяч автомобилей в сутки. К слову, комплекс уже успел зарекомендовать себя с положительной стороны на белорусско-польской и литовской границах. Кроме того, для усиления оперативной работы у нас создана кинологическая служба.
Важно наладить тесное сотрудничество с сопредельными пунктами пропуска, органами внутренних дел.
— В свою очередь, и мы обращаемся за помощью к пограничникам, — отметил заместитель начальника УБЭП КМ УВД Гомельского облисполкома подполковник милиции Александр Моторин и тоже рассказал о некоторых особенностях дел приграничных.
«Металлисты» — головная боль правоохранителей
Весьма прибыльным делом решил заняться уроженец Добруша. В последнее время мужчина зарабатывал тем, что скупал у населения лом и отходы черного металла (не имея на то соответствующего разрешительного документа), которые в дальнейшем весьма успешно продавал на территории России. Насколько успешно? Порядка восьми тысяч долларов положил в свой карман «предприниматель».
Да вот потратить их так и не успел благодаря оперативной работе правоохранителей и сотрудников других заинтересованных структур. В итоге в отношении нарушителя возбуждено уголовное дело, а его преступный доход перечислен в казну местного бюджета.
— Это постоянно движущийся процесс, — поясняет Александр Николаевич. — К тому же нормативная база изменяется, появляются новые схемы. У любого грамотного коммерсанта-контрабандиста, на которого работают десятки человек, есть постоянные клиенты. Попадется — наказываем, а потом он опять за свое. Профессиональных «металлистов» поймать бывает непросто. Здесь вращаются большие деньги, у таких «бизнесменов» большой штат, есть даже те, кто «дежурит» в определенных пунктах и информирует хозяина, нет ли где милиции. Парадоксально то, что потом этот же металл возвращается на наши предприятия, причем дороже прежнего.
То же самое с мясом, сахаром, продукцией растениеводства. К примеру, в пункте пропуска «Селище» не раз попадались те, кто пытался вывезти в Россию сливочное масло, сгущенку…
На днях здесь же был задержан гомельчанин, которому тоже нелегальный заработок оказался не чуждым. Упаковал свой микроавтобус 820 килограммами сахара, туда же сложил велосипедные покрышки и — прямехонько в соседнее государство. Но и в данном случае контрабандист остался с носом и… составленным на него административным протоколом.