Сегодня пивная отрасль в России переживает непростое время. Вступил в силу Федеральный закон 218 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе", который приравнял пиво к алкогольной продукции и в значительной мере меняет "правила игры" для производителей пива, а также субъектов оптово-розничной торговли.
Подготовлен другой важный для отрасли документ - Технический регламент Таможенного союза "О безопасности алкогольной продукции", который призван установить единые обязательные требования к алкогольной продукции, обеспечения свободного перемещения на территории Таможенного союза. Некоторые положения в проекте данного регламента, могут иметь серьезные негативные последствия для инвестиций в российскую экономику и наличия ведущих мировых пивных торговых марок на российском рынке. В частности, это касается запрета на использование пластиковой потребительской упаковки.
В соответствии с проектом Технического регламента, производство и оборот пива в пластиковой упаковке не допускается. "На мой взгляд, это крайняя мера, которая сильно отразится не только на пивоваренной промышленности, но и на всей экономике в целом, - говорит замминистра экономического развития Олег Фомичев. - Сейчас в РФ до 50 процентов объемов пива выпускается в пластиковой таре, в то время как доля других алкогольных напитков в пластиковой таре незначительна. В результате запрета ПЭТ-упаковки мы получим кратное удорожание пива. Это приведет к тому, что население перейдет на другие напитки, менее качественные, но зачастую более крепкие. Ведь не секрет, что потребителями пива в пластиковой таре сегодня выступают люди с небольшим достатком, для который разница в цене в несколько десятков рублей имеет значение. Плюс к тому, не стоит забывать, что ПЭТ-упаковку также повсеместно используют для фасовки таких пищевых продуктов как: растительное масло, соусы, фруктовые соки и кисломолочные продукты, минеральные воды, квас, а, кроме того, парфюмерия, бытовая химия и фармацевтическая продукция. В довершение ко всему мы потеряем огромное количество рабочих мест".
"В то же время пивная отрасль импортонезависима, прозрачна, и собираемость налогов у пивоваренных предприятий очень велика", - отмечает Олег Фомичев.
Пока же вопрос упаковки в целом регулируется другим Техническим регламентом ТС "О безопасности упаковки", утвержденном 16 августа 2011г., который разрешает использование пластиковой потребительской упаковки.
Что же касается вопросов безопасности ПЭТ-упаковки, то она, по данным экспертов отрасли, по многим параметрам существенно превосходит стеклянную и алюминиевую. Пластиковые бутылки дешевле, выдерживают большие нагрузки, более герметичны, в несколько раз легче и не впитывают запахи, нет проблем и с их утилизацией, они более гигиеничны, чем алюминиевая банка.
Кроме того, ПЭТ-тара прозрачна, что позволяет оценить внешний вид продукта. ПЭТ более безопасен как тара на культурно - массовых мероприятиях, кроме того, при производстве и транспортировке продукции он безопаснее для персонала, чем хрупкая стеклобутылка. ПЭТ-бутылка не изменяет вкусовых и иных качественных характеристик продукта. В ПЭТ упаковываются не только практически все безалкогольные напитки, но также и детское питание и молоко.
И, что немаловажно, ПЭТ-упаковка экологична и на 100% перерабатываема. Сегодня в России установлены мощности, способные перерабатывать до 30% использованных ПЭТ-бутылок. Во вторичной переработке ПЭТ участвуют свыше 30 предприятий. Из вторичного ПЭТ производят упаковочные ленты, волокна, пленки, набивные и нетканые изделия, бутылки для непищевых жидкостей. Кроме того, в Московской области запущено и функционирует уникальное производство "Пларус", где на современном оборудовании из Швейцарии и Германии по технологии bottle-to-bottle производится исходный пищевой ПЭТ-гранулят, из которого снова можно производить ПЭТ-бутылки для напитков и продуктов питания.
"И потом, основные участники этого рынка - мелкие предприниматели, специализирующиеся на продаже разливного пива и небольшие пивоварни, - говорит член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. - Таким образом, запрет приводит к закрытию этих предприятий, что значительно усугубляет положение субъектов малого и среднего бизнеса, так как для них становится недоступной целая категория рынка". Это, в свою очередь, приводит к падению уровня занятости, общему ухудшению состояния отечественного бизнеса и упущенной прибыли для государства в виде неуплаченных налогов на предпринимательскую деятельность, отмечают аналитики рынка. Запрет использования ПЭТ-тары для пива приведет к сокращению отрасли, увольнению персонала, снижению поступлений в бюджет. В производстве ПЭТ-упаковки сегодня задействовано более ста отечественных предприятий, большую часть которых составляют субъекты малого и среднего предпринимательства. Сокращение отрасли ударит прежде всего по ним.
Кстати
Часто возможный запрет на использование пластиковой потребительской упаковки в России связывают с аналогичным запретом в Казахстане. Авторы инициативы видят в этом необходимость гармонизации законодательства в рамках Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана и создании единого Техрегламента. По мнению участников отрасли, подобные отсылки не выдерживают никакой критики: ПЭТ-тара не используется только в Казахстане, и непонятно, почему из-за этого должны пострадать российские и белорусские производители. Казахстанский рынок слишком мал для организации инвестиционно привлекательного производства ПЭТ-тары. Поэтому в Казахстане нет ни одного завода по производству ПЭТ-сырья. Для сравнения: в Республике Беларусь один завод, в России их уже четыре и заявлено о строительстве еще двух