Вчера Конституционный суд, рассматривая жалобу Игоря Ушакова, узнал, что международный договор может начать действовать в России, даже если обычным людям ничего об этом неизвестно.
Для Игоря Ушакова из Забайкалья это знание обошлось в кругленькую сумму таможенных пошлин, которые выросли с 1529 рублей до 46 769,01 рубля. Его представитель, адвокат Олеся Ерохина объяснила, что он вез из Китая некоторые тяжелые вещи для строительства дома, и на родину он возвращался 10 июля 2010 года.
Ничто и никто, включая служащих Забайкальской таможни, не предвещало, что возвращается Ушаков уже на территорию, где начали с 1 июля 2010 года действовать положения Таможенного кодекса Таможенного союза. А также Соглашение от 18 июня 2010 года между правительством РФ, правительством Республики Беларусь и правительством Республики Казахстан под названием "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском". И теперь весь багаж свыше 50 килограмм облагался пошлиной в размере 4 евро за килограмм.
Но выяснилось это лишь в ходе проверки правильности начисления таможенных пошлин, и, по словам Олеси Ерохиной, представлявшей в судах и интересы служащих Забайкальской таможни, экс-таможенники "были поставлены в такие условия, что им к 1 июля 2010 года никаких соглашений, даже по служебным каналам, не представили. Кто-то из них в Интернете нашел проект этого соглашения, вот в каких условиях они работают! А их судят за то, что они не начисляют по этим соглашениям. Людей осудили, уволили с работы". Помимо жалобы Ушакова, в КС были направлены еще три жалобы, потому что кое-кому из таких же туристов доначислили пошлин на сумму от 100 до 300 тыс. рублей.
Заявитель обратился в КС, требуя проверить на соответствие Конституции пункт 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах РФ". Ушаков настаивал, что раз документ не был опубликован (а Соглашение, к примеру, не успели напечатать даже к маю 2011 года), то он и не мог об этом знать.
Конечно, если б речь шла о российских законах, то тут было бы достаточно очередного номера "РГ", но международные договоры публикует "Юридическая литература". И скорость тут - не главное. Как признавался вчера в КС замдиректора правового департамента МИД Дмитрий Лобач, "момент вступления международного договора в силу и его опубликование синхронизировать практически невозможно". Так, например, в 2005 году Россия ратифицировала Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных, но, по словам Лобача, "грамота о ратификации не сдана до сих пор, поскольку российское законодательство приводят в соответствие". "Это типичная ситуация для всех международных договоров", - добавил представитель МИД. "В России сейчас временно применяется 122 международных договора из общего числа около семи тысяч, как видим, процент очень небольшой, - уточнял Дмитрий Лобач, - из 122 договоров - 33 документа многосторонние. Внутригосударственные процедуры по их вступлению в силу РФ выполнила, но их окончательное вступление в силу зависит еще и от наших партнеров. А временно применяемые договоры по действующему законодательству не требуют опубликования". Правда, Лобач признал, что в его ведомстве осознают последствия, поэтому МИД старается договоры, затрагивающие права и свободы граждан, направлять для публикации в "Юридическую литературу" в первоочередном порядке.
- Мы в Совете Федерации считаем, что любые нормативные акты не могут применяться без опубликования, когда они затрагивают права человека, - возразил ему представитель СФ в КС Александр Саломаткин. - Отсутствие конкретных сроков публикации международных договоров создает предпосылки для нарушения конституционных прав граждан, поскольку они лишаются возможности своевременно получить информацию о содержании правовых норм, определяющих правовой статус государства, а также их собственный правовой статус.
А представлявшая Генпрокуратуру в КС Татьяна Васильева была уверена: "Назрела необходимость принятия закона о порядке действия международных договоров, особенно в части закрепления обязательности публикации тех норм, которые непосредственно затрагивают права граждан еще до ратификации этих международных договоров". Решение по делу Конституционный суд огласит в течение месяца.
Российская Газета