Что изменилось в приграничных регионах после образования Таможенного союза и где в Сибири будут построены современные таможенно-логистические терминалы, - об этом на "Деловом завтраке" в редакции "РГ" рассказал новый начальник Сибирского таможенного управления (СТУ) генерал-майор таможенной службы Юрий Ладыгин.
Начнем с темы, которая сегодня волнует всех, - предстоящее вступление России во Всемирную торговую организацию. Эксперты утверждают, что в страну может хлынуть поток западной техники, бывшей в употреблении, - автомобилей, комбайнов, самолетов. Готова ли таможня к резкому увеличению импорта?
Юрий Ладыгин: Замечу, что ввоз подержанной иностранной техники в Россию не прекращается с 1992 года. И государство приняло заградительные меры: например, если в страну завозятся грузовые автомобили старше пяти лет, то таможенные пошлины измеряются сотнями тысяч и даже миллионами рублей. Да, одно из условий нашего вступления в ВТО - снижение пошлин, в том числе на автомобили. Но прежде чем они ощутимо снизятся, пройдет пять-семь лет. Государство рассчитывает, что за это время наша промышленность пройдет определенный этап развития, и мы будем сами выпускать качественные автомобили. Думаю, это вполне осуществимо: уже сейчас в российскую экономику интегрировано множество иностранных производителей, которые выпускают здесь легковые и грузовые автомобили, автобусы.
Что касается таможни, то сегодня государство и бизнес ставят перед нами задачу - таможенные операции должны стать максимально простыми и быстрыми. Служба переживает процесс реорганизации: в прошлом году было сокращено 800 сотрудников СТУ, и до 1 апреля следующего года штат будет еще уменьшен. Как в этих условиях не только сохранить, но и повысить эффективность работы? Понятно, что способ один - внедрять современные технологии, новые системы контроля. Мы с этим успешно справляемся: если в начале 2011 года в Сибири в электронном виде подавалось сорок процентов таможенных деклараций, то к декабрю этот показатель увеличился до 93, то есть рост - в 2,5 раза.
На базе электронного декларирования работает технология удаленного выпуска. К примеру, вы находитесь в Новосибирске, а ваш товар - в аэропорту Домодедово. Вы спокойно подаете декларацию в Новосибирске, сотрудники таможни связываются с коллегами в Домодедово и дают им поручение - идентифицировать товар, при необходимости досмотреть. Из Домодедово информация передается в Новосибирск, и товар выпускают - это и есть удаленный выпуск. Чтобы внедрить данную технологию, в России были созданы Центры электронного декларирования - по сути, центры обработки данных. Сейчас их в стране тринадцать, в том числе в составе Новосибирской и Иркутской таможен.
Значительно сокращает время на таможенные операции предварительное информирование о товаре - хочу напомнить участникам ВЭД, что с 18 июня этого года оно станет обязательным для товаров, ввозимых автомобильным транспортом. Отправитель до прибытия груза на таможню должен уведомить нас в электронном виде, через сайт Федеральной таможенной службы, что он везет, - за неделю, за день, пусть даже за три часа. Чем выше качество поданной информации, тем быстрее проходит процедура выпуска товара - это очень важный момент.
На железнодорожной станции Забайкальск мы совместно с ООО "Трансконтейнер", которое занимается контейнерными перевозками по железной дороге, провели эксперимент - информация подавалась на наш сайт до прибытия состава на станцию. Выяснилось, что благодаря этому время оформления сокращается в два раза: с шести до трех часов для состава из пятидесяти вагонов.
Как организация Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана отразилась на внешне-экономической деятельности в Сибири?
Юрий Ладыгин: На границе с Казахстаном были сокращены все таможенные посты, товары Таможенного союза стали свободно перемещаться. Хорошо это или плохо - для бизнеса, без сомнения, хорошо.
А для государства?
Юрий Ладыгин: Если хорошо бизнесу, то хорошо и государству: участники ВЭД привезли эти товары в Россию, заплатили здесь налоги, следовательно - денежные средства попали в казну государства, только оборот стал быстрее. Сказать, что в Сибири резко упали таможенные платежи, я не могу, - наоборот, они растут: в прошлом году мы перечислили в российский бюджет более 64 миллиардов рублей. В макрорегионе идет модернизация предприятий, крупные участники ВЭД завозят оборудование: в 2011 году объемы перемещенных через границу товаров превысили докризисный уровень. В этом году товарооборот продолжает расти.
Если говорить о таможенном законодательстве, то единые правила для трех государств в целом выработаны: есть общие правила заполнения декларации на товары, есть общее понимание по таможенному тарифу. В 2011 году ФТС России провела работу с таможенными органами Белоруссии и Казахстана по формированию единого подхода к управлению таможенными рисками. Были унифицированы стоимостные индикаторы рисков в отношении 4 700 кодов товарной номенклатуры ВЭД: проще говоря, были взяты 4 700 самых ходовых товаров, и для них определена средняя стоимость при ввозе в страны Таможенного союза. Единая система управления рисками позволяет нам осуществлять таможенный контроль выборочно: сегодня уже невозможно досматривать все сто процентов грузов, как это было в 90-е годы. Система управления рисками нацелена на то, чтобы правильно выбирать объект проверки: где могут быть наркотики, где заявили мыло, а везут, к примеру, меховые шубы. Показателей рисков - масса, и наша задача правильно их оценить. Полагаю, что нам нужно акцентировать на этом внимание и быть более бдительными и требовательными к подбору объектов досмотра.
В последние годы много говорят о создании на российской границе современной инфраструктуры для участников ВЭД - в частности, таможенно-логистических терминалов (ТЛТ). В каких регионах Сибири они будут построены и когда?
Юрий Ладыгин: В Сибири до сих пор был создан только один ТЛТ - Ольховка в Омской таможне, на границе с Казахстаном. Но, к сожалению, в связи с созданием Таможенного союза он утратил актуальность. В основном туда поступали овощи-фрукты из Республики Казахстан, а сейчас необходимость их оформления отпала.
Очевидно, что ТЛТ нужны на границе Сибири с Монголией и Китаем. Изначально в регионе планировали построить около одиннадцати, потом - шесть, сегодня ясно, что в первую очередь нужны три терминала. Один из них - это Ташанта, Горно-Алтайская таможня. Как только в Монголии будет построена автомобильная дорога, это будет самый короткий путь из Западного Китая в Россию, поэтому у Ташанты хорошие перспективы.
Во-вторых, ТЛТ необходим в Бурятии. В двух-трех километрах от международного автомобильного пункта пропуска Кяхта есть ровный участок для строительства терминала. Уже определен инвестор, который готов вкладывать деньги в строительство ТЛТ, сейчас он оформляет земельный участок.
Третий терминал - с моей точки зрения, самый интересный на сегодня, - в регионе деятельности Забайкальского таможенного поста Читинской таможни. Это крупнейший, самый грузонапряженный пункт пропуска на российско-китайской границе. Через него в сутки проходит около 500-700 автомобилей, из них до 200 - грузовых. Есть несколько инвесторов, и мы рассчитываем, что строительство этого ТЛТ начнется в ближайшее время. К весне будущего года терминал пропускной способностью более 100 автомобилей в сутки может быть запущен в эксплуатацию.
Кроме того, есть перспективы открытия ТЛТ на железнодорожной станции "Забайкальск". Там построен хороший складской комплекс с возможностью хранить одновременно до четырех тысяч контейнеров и формировать составы до пятидесяти вагонов. Есть таможенный орган - по сути, уже создан прообраз ТЛТ. Это будет один из первых в России терминалов, который занимается отправкой грузов по железной дороге. По экспертным оценкам, в ближайшие три-пять лет объем грузов, который ввозится через этот пункт пропуска, может увеличиться в 2-2,5 раза. Сейчас мы пытаемся расширить возможности Забайкальского таможенного поста, организовав там выдачу ПТС на ввезенные из Китая и Кореи автомобили.
Какие нарушения чаще всего допускают участники ВЭД в Сибири?
Юрий Ладыгин: Больной вопрос - нарушения при вывозе леса. По оценкам специалистов, объем незаконных рубок в России составляет 1,3 миллиона кубометров в год, ущерб от них - двенадцать-четырнадцать миллиардов рублей. Контроль над вывозом необходим постоянный. Сегодня на станции погрузки таможенниками делается снимок вагона с лесом. И если отправитель после этого добавляет туда лишние кубометры, на границе это видно по снимку: не те бревна, не тот объем. В этом случае мы вынуждены вагоны задерживать, разгружать и измерять объем груза заново. Представляете, какая это работа? Кроме всего прочего, это снижает пропускную способность пунктов.
Кстати, в последнее время недобросовестные участники ВЭД чаще "играют" не объемами, а сортами: погрузили несортовой лес, а затем поменяли на древесину ценных пород. Проблема давно "переросла" региональный уровень, и сегодня государство созрело для более тщательного контроля в этой сфере. Не так давно в правительстве прошло совещание по вопросам подготовки проекта федерального закона о государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов. Предполагается, что этот закон установит обязательства продавцов круглых лесоматериалов по заполнению деклараций, проведению учета, предоставлению данных в единую информационную систему по транспортировке товара, его сортамента, причем ценные породы будут маркироваться поштучно. Эти данные будут доступны и для таможни на границе, и для покупателей круглых лесоматериалов за рубежом.
Если говорить о валютном законодательстве, то в минувшем году сотрудники СТУ выявили более семи тысяч нарушений на сумму свыше девятнадцати миллиардов рублей - речь идет о поддельных декларациях, невозврате валютной выручки. Наибольшее количество нарушений - в Новосибирске, Бурятии и Красноярске. Возбуждено 1 391 дело об административных правонарушениях, общая сумма штрафов составила 2,5 миллиарда рублей. В правоохранительные подразделения передана информация по 92 случаям с признаками уголовных преступлений. При этом хочу отметить, что в 2010 году таких нарушений было больше в два с лишним раза, следовательно, принятые меры - усиление взаимодействия с Центробанком, с уполномоченными банками, с Росфиннадзором, а также изменения в законодательстве - дали результат.
Наконец, в Сибири я с удивлением открыл для себя "нефритовые дела". В Республике Бурятия добывается нефрит. Среди его разновидностей встречается так называемый белый нефрит. Килограмм такого камня на рынке может стоить несколько тысяч долларов. В основном нефрит вывозят за границу - в Китай, и не всегда легально. Часто его везут контрабандой "черные копатели": положили глыбу в багажник, закидали тряпьем и повезли. В Забайкальске такие партии изымаются один-два раза в неделю. Как правило, это не ювелирный, а простой поделочный нефрит, но и его стоимость доходит до 100 долларов за килограмм. При легальном вывозе есть попытки занижать цену камня - пошлина на его вывоз составляет 6,5 процента от стоимости, по-этому цену заявляют в десять-пятнадцать долларов за килограмм, а мы ее корректируем. Думаю, что эту проблему будем решать совместно с властями Бурятии, которые заинтересованы в наведении порядка при добыче ценного камня.
В пресечении нарушений при перемещении товаров автомобильным транспортом и в контейнерах существенную помощь таможенникам оказывает применение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Сегодня в составе СТУ работают четыре ИДК: один мобильный - на российско-монгольском участке государственной границы в Бурятской таможне, два мобильных и один стационарный - на российско-китайском участке государственной границы в Читинской таможне. Данное высокотехнологичное оборудование позволяет в считанные минуты просканировать транспортное средство на предмет наличия неучтенного или запрещенного к перемещению товара. При этом применение комплекса совершенно безвредно. Использование МИДК является и мощным средством профилактики правонарушений, так как практически не оставляет нарушителям шансов сокрыть груз.