"Ведомости" ознакомились с письмом министра по торговле Евразийской комиссии Андрея Слепнева министру экономического развития и торговли Украины Петру Порошенко.
Слепнев пишет, что Евразийская комиссия обеспокоена намерением украинских властей ввести специальные меры в отношении легковых автомобилей, импортируемых на таможенную территорию Украины.
Министерство экономического развития и торговли Украины предлагает на три года ввести спецпошлины на ввоз легковых автомобилей на территорию Украины, сообщила на прошлой неделе газета «Коммерсант-Украина»: в дополнение к действующей пошлине в 10% ввести пошлины 6,46% для автомобилей с объемом двигателя от 1 л до 1,5 л и 15,1% для двигателя объемом 1,5-2,2 л.
Если решение о специальных мерах будет принято, это будет противоречить положениям соглашения по специальным защитным мерам ВТО и соглашений между Украиной и государствами — членами Таможенного Союза, пишет Слепнев.
В 2011 г. ассоциация украинских автопроизводителей «Укравтопром» обратилась в Министерство экономического развития и торговли Украины с просьбой провести расследование импорта легковых автомобилей. Летом 2011 г. украинская Межведомственная комиссия по международной торговле начала спецрасследование, окончательные выводы должны быть представлены в мае.
Соотношение производства и импорта автомобилей на Украине выросло с 92,3% от объема выпуска в 2008 г. до 142% в 2010 г. и 195% в 2011 г., подсчитал «Укравтопром». Импорт рос значительно быстрее производства: по данным «Укравтопрома», в 2011 г. Украина произвела на 28,4% больше автомобилей, чем в 2010 г., а импортировала — на 84,3% больше. На заводах «ЗАЗ» и «Еврокар» за 2008-2010 гг. численность рабочих сократилась на 53,2%.
По данным Укрстата, в 2011 г. из России было ввезено 39 000 автомобилей.
Рост объемов импорта легковых автомобилей на Украину произошел резко и недавно, а с 2008 по 2010 г. импорт упал более чем на 70%, указывает Слепнев в письме. Импорт не причиняет экономике Украины серьезного ущерба, считает он, в 2011 г. по сравнению с 2010 г. у трех основных игроков на украинском рынке ситуация даже улучшилась: на ЗАО «ЗАЗ» рост объемов производства составил 33,9%, на ПАО «АО «АК Богдан Моторс» выручка от продажи продукции выросла на 136%, а ООО «Еврокар» увеличило продажи на 48%.
В случае введения специальных мер — квот или пошлин — в большей степени страдает российская сторона, говорит директор департамента защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии Владимир Ильичев: Украина является одним из основных экспортных рынков для «АвтоВАЗа». Беспокойство Украины о росте импорта необоснованно, говорит он: если в 2008 г. импорт на Украину легковых автомобилей составил около 175 000 (из которых из России 57 000), то в 2010 г. — 50 000 (14 000 из России).
Введение специальных мер неприемлемо и нарушает интересы государств — членов Таможенного союза, заключает Слепнев. Он предлагает Порошенко провести консультации на высоком уровне, чтобы «в любом случае воздержаться от введения данных мер».