На вопросы читателей «Комсомолки» ответил начальник Калининградской областной таможни, генерал-майор таможенной службы Александр Кочнов.
Областная растаможка
- Беспокоит Юрий Васильевич из Калининграда. Каков порядок перемещения автомобилей для личного пользования, с «областной растаможкой» для калининградцев? У меня микроавтобус, грузовой вариант, завезен в область, растаможен на Россию, а потом переоформлен на легковой тип транспортного средства. Могу ли я без проблем доехать до Москвы из Калининграда?
- Особенности проживания в Калининградской области дают нам определенные преимущества. Например, возможность покупать более дешевые товары без НДС, таможенных пошлин. Но с другой стороны, накладываются ограничения по использованию таких товаров, как ваш микроавтобус. Они могут быть использованы исключительно внутри региона. Для того, чтобы говорить о перемещении товара или транспортного средства, необходимо провести полную таможенную очистку, чтобы получить статус очищенного в таможенном отношении товара. Тогда вы без проблем измените ПТС – микроавтобус будет значиться пассажирским транспортом, у него будут отсутствовать таможенные ограничения.
- А почему нет никаких ограничений, когда я на своем автобусе еду в Польшу, Литву или Германию?
- Данные ограничения установлены только в отношении стран-членов Таможенного союза – России, Белоруссии и Казахстана, в других государствах таких, не входящих в Таможенный союз, таких ограничений нет.
- А в Белоруссию через Литву могу съездить без проблем?
- Нет. Республика Беларусь – страна Таможенного союза, и туда могут въезжать транспортные средства, в ПТС которых отсутствуют сведения о таможенных ограничениях.
О пробках и приграничном движении
- Александр Юрьевич, скажите, когда по вашим прогнозам калининградская граница станет похожа на европейскую границу? Когда исчезнут «челночные», «бензиновые» очереди и мы перестанем сутками ждать прохода через границу?
- До тех пор, пока цена на тот же бензин у нас будет ниже, чем в Литве или Польше. Но сопредельные страны пытаются ограничить бензиновый «бизнес». Например, литовская сторона ввела ограничение для своих «бензовозов». Водитель имеет право лишь пять раз в месяц проехать границу Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин с полным баком бензина. Это нововведение сразу привело к тому, что на 30 процентов уменьшилось на границе число литовских «бензинщиков».
- Усилится ли напряженность на границе, увеличатся ли очереди, когда начнется в полную силу приграничное движение и наши люди бросятся за дешевыми продуктами, а поляки за бензином?
- Введение малого приграничного движения не является панацеей. Необходима правительственная программа развития инфраструктуры и обустройства границы, нужно вкладывать средства в реконструкцию пунктов пропуска. Необходимо развивать общественный транспорт: автобусное, паромное, железнодорожное сообщение. Посмотрите, на поезде из Калининграда до Варшавы 4 часа езды, с комфортом. Автобусы не стоят в очереди на границе, мы этого совместно с поляками добились – общественный транспорт быстро проходит таможенный контроль. Надо восстанавливать паромную переправу с Польшей. Если будет реализована идея транспортного развития между Польшей и Калининградом, можно будет считать малое приграничное движение состоявшимся. А пока все упирается в необустроенность пунктов пропуска. Поляки уже выдали калининградцам около 500 безвизовых документов, а в сутки мы пропускаем через границу порядка 3 тысяч 500 человек.
- Куда обращаться, если пропускная способность границы на нуле? Очень тяжело ехать в праздники, в предпраздничные дни, на выходные. Я постоянно езжу в Польшу, Германию, устаешь от пробок на границе…
- У нас есть телефон доверия: 609-355, разговоры по которому записываются. Также можно позвонить оперативному дежурному по телефону 609-227, он передает мне информацию в режиме он-лайн. Я стараюсь оперативно разобраться в ситуации, но хочу попросить всех быть взаимно корректными и вежливыми. Прошу вас по всем вопросам, связанным с недостатками в работе таможенников, как с нашей, так и с польской стороны, обращаться по указанным телефонам. Мы информацию, касающуюся проблем, передадим своим польским коллегам, они, как и мы, заинтересованы в такой информации и принимают соответствующие меры для улучшения работы таможни. Способность границы - понятие объективное, если много людей сразу едет за границу, то пробки неизбежны. Поверьте, мы делаем все от нас зависящее, уже работает «зеленый» коридор. При этом бывают дни, когда граница пустая. А бывает наоборот. Сам по 5 часов стоял в очереди.
Коррупция и таможенные брокеры
- Еще не раз наблюдала ситуацию, все стоят в очереди. А крутой автомобиль, стоимостью идет по встречной полосе и без задержки проходит границу. Сразу видно – граница была «заказана» или за рулем «беременная» женщина, которой надо срочно, быстро и без очереди…
- На всех пограничных пунктах пропуска стоят видеокамеры и фиксируют каждый автомобиль, пересекающий границу. Информация сразу передается оперативному дежурному, и если кто-то пытается в обход закона и без очереди «проскочить», обязательно виновные будут наказаны. Конечно, не все совершенно, тем не менее, нам, нужно активно проявлять свою гражданскую позицию, только вместе сможем добиться положительных результатов и общественной справедливости.
- Меня зовут Андрей, я экспедитор, директор калининградской фирмы. Постоянно встречаемся с беспределом таможенных органов на границе. Например, в Польше у меня стоит фура, она везла песок в Калининград из Германии. На погранпереходе Гжехотки-Мамоново-2 машину останавливают. Делают рентген, ничего кроме заявленного груза нет. Тем не менее, составляют акт, где указывают расплывчато о «подозрении на контрабанду». Делают стопроцентный досмотр. Требуется выгрузка. Причем выгружать должен польский водитель, куда и как - непонятно. Ситуация патовая. Машина стояла на границе четверо суток. Перед водителем даже не извинились.
- Перевозчик несет ответственность за вес груза и количество мест. Нужно указывать точно наименование груза, вес, количество мест. Бывает предвзятое отношение отдельных таможенников, бывает открытое вымогательство. Ситуация, которую вы изложили – это вопиющее безобразие. Надо разбираться, ваша позиция мне импонирует. Обратитесь ко мне официально с письмом, в котором изложите конкретные факты. На конверте укажите «Прямая линия» «Комсомолки». Все письма с такими пометками будут приходить ко мне лично.
- Добрый день! Обращаюсь от нашего предпринимательского сообщества, которое занимается перегонкой автомобилей – это малый коммерческий транспорт. Растаможка постоянно меняется, то 20 тысяч рублей, то 35 тысяч, теперь – 60 тысяч рублей. Таможенные инспектора у нас денег не берут, а берут у нас документы только через таможенных брокеров. А те за свою услугу требуют по 40 или 60 тысяч рублей. Мне кажется, здесь коррупционная составляющая?
- В Калининградской области компетенция по оформлению транспортных средств, ввозимых юридическими лицами, есть только у Калининградского акцизного таможенного поста, находящегося в Багратионовске. Он подчиняется Центральной акцизной таможне в Москве, и не в моей власти повлиять на его деятельность. Таможенные органы не имеют права вмешиваться в ценовую политику, которую проводят коммерческие фирмы, имеющие свидетельство таможенного представителя. Обратитесь к нам с письмом. Мы переправим его в Москву, в Центральную акцизную таможню, для принятия соответствующих мер.