Ежегодно количество россиян, решивших попасть на территорию Финляндии и Эстонии через многополосный автомобильный пункт пропуска (МАПП) увеличивается на 10-25%. Таможенники и пограничники обещают: многочасовых автомобильных очередей можно избежать при соблюдении простых правил.
В прошлом году автомобильные пункты пропуска, а таковых в Ленинградской области четыре (Торфяновка, Брусничное, Светогорск и Ивангород), пересекли 2 млн 407799 человек, в 2012 - уже 2 млн 848560 человек. Причем в этом году граждане стали активнее пользоваться пунктом пропуска «Светогорск», где пассажиропоток увеличился почти на треть.
Настоящей головной болью для соответствующих структур оборачиваются многодневные праздники – майские, ноябрьские, новогодние. Туристические фирмы Петербурга, в частности, уже отмечают положительную тенденцию в плане продаж новогодних автобусных туров в Финляндию и Эстонию. А это значит, что путь от дома к «праздничному столу» может затянуться на несколько часов. Ожидается, например, что в эти новогодние каникулы государственную границу России с Финляндией и Эстонией пересекут от 15 до 23 тысяч человек. Год назад в аналогичный период времени это сделали 19 тысяч граждан. Замначальника отдела Пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Давиденко отметил: согласно прогнозам, россияне начнут выезжать за границу недели за две до начала новогодних праздников. А наиболее напряженными в этом плане станут 28, 29 и 30 декабря, а также дни со 2 по 9 января.
«Ежегодное отслеживание обстановки говорит о том, что у нас примерно на 10-25% увеличивается поток лиц через госграницу. Растет количество туристических организаций, которые осуществляют туры. Мы готовимся и распределяем силы таким образом, чтобы можно было по максимуму отрабатывать в эти дни», - отметил Давиденко.
Как показал мониторинг ситуации в начале ноября, когда в России отмечали День народного единства, значительных сложностей с пересечением границы автобусных и туристических групп на пунктах пропуска не возникало. По словам заместителя руководителя СЗТУ Росграницы Владимира Панова, все службы работали слаженно, а потому удалось избежать значительных автомобильных очередей по автобусному и легковому направлениям.
«Тем не менее, мы понимаем, что новогодние праздники нам готовят сюрпризы не только в отношении погоды, но и с большим выездом наших граждан на сопредельные территории», - подчеркнул представитель Росграницы.
Чтобы избежать «автомобильного коллапса» на границе России с Финляндией и Эстонией, 12 ноября СЗТУ Росграницы провело совместное совещание с представителями государственных контрольных органов, управлением ГИБДД по Петербургу и Ленобласти, а также представителями Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии. В ходе совещания была проанализирована работа за ноябрьские праздники, а также рассмотрены вопросы и предложения по разработке комплекса мер, направленных на снижение напряженности уже непосредственно перед новогодними праздниками.
В частности, в период пиковой нагрузки сотрудники пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленобласти перейдут с четырехсменного графика на работу в три смены, а количество самих пограничников будет увеличено на каждом из пунктов пропуска в среднем на четверть. Будут работать все кабины, заверил Давиденко. Кроме того, по словам сотрудника пограничного управления ФСБ России по Петербургу и Ленобласти, в периоды пиковой нагрузки количество полос, которые выделены на въезд в РФ, будет сокращено до минимума. Предпочтение будет отдано выделению полос для выезда из страны. Обратную ситуацию можно будет наблюдать, когда граждане начнут возвращаться в Россию.
«То же самое касается автобусов. Наши залы будут работать в риверсивном режиме для обеспечения более комфортного прохождения туристических групп, - отметил Давиденко. - Но если в одном пункте пропуска у нас, допустим, имеется 16 полос движения — по 8 в каждую сторону, это не значит, что строго 10 из них мы выделим для выезда из России. Руководители пунктов пропуска решают данную проблему непосредственно на местах, отслеживая ситуацию по въезду и выезду».
Возможно и использование кабин паспортного контроля, которые работали на грузовом направлении, но в рождественские каникулы простаивают. В случае необходимости их можно переориентировать для работы по оформлению граждан, следующих за границу на личном автотранспорте. Это позволит транспортному и пассажирскому потоку двигаться интенсивнее. Плюс, от двух до пяти технологических мест будет предусмотрено для увеличения пропускной способности в каждом пункте пропуска.
«Это необходимо для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу. Сами понимаете, люди у нас — не машины. Сидеть 12 часов на технологическом месте и проверять паспорта тяжело. Тем более что общаться приходится с разными людьми, и не все отличаются адекватным поведением, - отметил Давиденко. - Тем не менее, контролер выполняет свою задачу, укладываясь в меньшее время, нежели это установлено технологической схемой, разработанной Росграницей».
Так, согласно установленному порядку, на проверку личности одного человека положено три минуты. 3 ноября в среднем сотрудник пограничного контроля тратил на оформление гражданина 30-40 секунд. Таковы результаты мониторинга по соблюдению технологической схемы.
Кстати, в 2006-2008 годах на прохождение границы можно было потратить от пяти часов и более. Граждане сначала проходили таможенный досмотр, далее машина двигалась к линии паспортного контроля, после чего сотрудник пограничного контроля проверял паспорт. Только по окончании всех этих процедур автомобиль мог проследовать в сторону сопредельного государства.
«Сейчас сотрудник погранслужбы осматривает транспорт, а сотрудник таможни при выезде из России - нет. То же самое происходит в обратном направлении. Когда машина подходит к линии контроля, сотрудник пограничной службы осуществляет паспортный контроль, а сотрудник таможенных органов — досмотр транспортного средства. Мы пришли к такому регламенту работы, - подчеркнул Панов. - Нет тех 5-6-часовых задержек. Впрочем, сейчас люди уже жалуются на проведенные в очереди два часа. Но что делать, если в какой-то момент к пункту пропуска прибывает около полутысячи автомобилей? Придется постоять в очереди».
К слову, ни таможенные, ни другие органы не администрируют распределение потока по пунктам пропуска. А потому ситуацию на МАПП можно выяснить в день выезда по телефонам пограничных управление ФСБ: Сосновый Бор – (81369) 2-10-30; Ивангород – (81375) – 5-26-78, 5-28-78; Выборг – (81378) – 2-21-13; 9-33-67.
Существенно облегчить жизнь в новогодние каникулы, по мнению специалистов, способно и соблюдение ряда нехитрых правил. Так, начальник Отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами СЗТУ Сергей Парфенов советует соотечественникам, прежде чем отправиться за границу в первый раз, проконсультироваться относительно разрешенных к провозу товаров и оформления необходимых документов. Еще один способ борьбы с автомобильными очередями на границе – введение электронных очередей. Это как в Сбербанке: вы получаете талон и ожидаете своей очереди. Вот только, как справедливо заметил Парфенов, такая система срабатывает далеко не всегда. «Кто-то приехал, занял очередь в режиме реального времени, и вдруг приезжает человек с талоном. Так что это – комплексная проблема», - подчеркнул начальник Отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами СЗТУ.
БалтИнфо