Польские таможенники подвели экономические итоги работы соглашения о местном пограничном передвижении (МПП), которое позволило жителям Калининградской области и приграничных регионов Польши совершать взаимные поездки без виз.
По информации Таможенной палаты Ольштына, с мая по декабрь прошлого года общая стоимость польских товаров, на которые калининградцы - участники МПП получили такс-фри, составила 230 миллионов рублей. Еще как минимум столько же стоили товары, купленные в Польше без возврата НДС. С учетом того, что далеко не все жители Калининградской области ездят в соседнее государство за покупками по карточкам местного пограничного передвижения, можно с уверенностью сказать, что за семь месяцев калининградцы инвестировали в польский ретейл больше полумиллиарда рублей.
- Не было дня, когда в наши дисконтные магазины не приезжали россияне, чтобы купить еду. Они желанные покупатели, их корзины полны товаров, они платят наличными, они вежливы и милы, - цитируют мэра приграничного польского города Бранево Хенрика Мрозиньски польские СМИ. - В наших магазинах всегда много рекламы, ориентированной на россиян.
Как сообщает польский культурный центр в Калининграде, в прошлом году один из польских ретейлеров проводил в магазинах Бранево соцопрос среди калининградских покупателей. Жителей российского эксклава просили ответить, как часто они приезжают в Польшу за покупками, какие приобретают товары, сколько тратят денег. Результатом исследования стал проект по строительству магазина общей площадью 1,8 тысячи квадратных метров, который реализуется сейчас в Бранево.
Торговые центры Гданьска - крупного города в 180 километрах от Калининграда - также вступили в борьбу за кошельки калининградцев. В конце прошлого года на уличных билбордах в Калининграде появилась реклама польских торговых галерей. По условиям одной из рекламных акций жители эксклава могли даже доехать до крупнейших торговых центров Гданьска и вернуться обратно бесплатно. Параллельно в калининградских печатных СМИ появились тексты о вкусной и полезной польской еде, оплаченные производителями продуктов питания соседнего государства. В ответ калининградские сетевики и пищевики устроили мощную PR-акцию, убеждая жителей региона, что шоп-туры в Польшу не только не приносят выгоду личному кошельку, но и подрывают экономику региона.
Согласно правилам Таможенного союза, физическое лицо может ввезти на территорию России, Белоруссии или Казахстана без растаможки не больше пяти килограммов готовой к употреблению мясной и молочной продукции в заводской упаковке. Впрочем, как заявил на встрече с журналистами начальник Калининградской областной таможни (КОТ) Александр Кочнов, сотрудникам КОТ дана установка проверять граждан, которые покупают в сопредельном государстве продукты для личного пользования, в выборочном порядке.
Проблемы на таможне, как правило, возникают только у "челноков", перевозящих нерастаможенные коммерческие партии товара. В январе 2013 года калининградские таможенники изъяли в пунктах пропуска почти тонну мясо-молочной продукции. Из них 406,7 килограмма пытался провезти в салоне личного автомобиля 33-летний калининградец.
Кстати, в списке жителей области, "подрывающих" региональную экономику любовью к польским магазинам, находится и семья корреспондента "РГ". Раз в четыре месяца мы навещаем один из гипермаркетов Эльблонга - города в 50 километрах от калининградской границы. Правда, покупаем мы в основном не продукты, а парфюмерию и бытовую химию. Качественная польская колбаса стоит ничуть не дешевле, чем качественная калининградская, а дешевая продукция стоимостью 8-10 злотых (80-100) рублей за килограмм по вкусу больше напоминает бумагу, чем мясо. Зато маски для волос конкретной фирмы стоят в Польше не 330, а 130 рублей за штуку, а упаковку памперсов можно купить не за 700, а за 400 рублей.
Строго говоря, одна из целей, которую преследовала (и достигла) польская сторона в рамках МПП - это развитие депрессивных восточных регионов. По оценкам торговой палаты Поморского воеводства, в декабре прошлого года потребление товаров и услуг упало в Польше на 10 процентов по сравнению с декабрем 2011-го. Однако на территориях, граничащих с Калининградской областью, этот показатель остался на прежнем уровне. "Покупки, которые совершают калининградцы в Польше, очень важны для польской экономики и чрезвычайно важны для наших приграничных регионов", - заявил генеральный консул Республики Польша в Калининграде Марек Голковски.
Среди представителей калининградского бизнеса выгоду безвизового режима ощутили владельцы автозаправок, расположенных вблизи российско-польских пограничных переходов. Легче стало и так называемым "мурашам" - гражданам, торгующим завезенными из Польши продуктами из багажников машин. Кстати, в прошлом году крупные калининградские ретейлеры и пищевики направили в Калининградскую областную Думу обращение с требованием срочно создать административный барьер для продуктовых "челноков". Иначе, как говорилось в обращении, уличные торговцы разорят местных производителей и продавцов еды.
Впрочем, областных парламентариев угроза гибели калининградского ретейла от рук "челноков" не напугала. Как прокомментировал обращение председатель думского комитета по международным и межрегиональным отношениям, безопасности и правопорядку Сергей Щепетильников, багажную торговлю, безусловно, необходимо пресекать, однако летальный исход большинству предприятий в обозримом будущем не грозит. А открытие российско-польских границ может стать для сетевиков первым тестом на готовность работать в условиях жесткой конкуренции, которая ждет отечественный бизнес в связи с присоединением России к ВТО.
Стоит сказать, что тест на конкуренцию калининградские ретейлеры все же сдали. В прошлом году, по информации Росстата, оборот розничной торговли в самом западном российском регионе не снизился, а вырос на 2,3 процента по отношению к 2011 году, достигнув отметки в 106,6 миллиарда рублей. Одним из "пряников", с помощью которых представители торговых сетей заманивали калининградцев к своим прилавкам, стали регулярные акции. К примеру, в магазинах крупного регионального ретейлера в течение нескольких дней при покупке двух одинаковых товаров третью вещь клиент получал в подарок (предложение действовало на все содержимое прилавков). А другая торговая сеть начала настоящую "информационную атаку", чуть ли не ежедневно закидывая в почтовые ящики калининградцев глянцевые журналы и буклеты с информацией о своих акциях и скидках.
Справка "РГ"
Карточка МПП - это электронный документ по типу польских удостоверений личности, который выдается на два года и на пять лет и позволяет калининградцам и полякам находиться в соседних государствах без виз до 180 дней в году. Чтобы получить разрешение на местное пограничное передвижение, заявителю достаточно подтвердить свое постоянное проживание в Калининградской области или в приграничных регионах Польши в течение как минимум трех лет.
По информации генерального консульства Республики Польша в Калининграде, в прошлом году калининградцы получили 136 тысяч польских шенгенских виз и около 13 тысяч разрешений на местное пограничное передвижение. Российско-польскую границу пересекли порядка четырех миллионов человек - на 1,3 миллиона больше, чем в 2011 году.
- Число пересечений российско-польской границы вышло на уровень, который наблюдался до вступления Польши в Шенгенскую зону, - отметил Марек Голковски. - С начала 2013 года мы уже выдали 10 тысяч виз и приняли 16,5 тысячи решений в рамках местного пограничного передвижения. Учитывая, что в январе и феврале прошлого года было выдано 13 тысяч виз, можно сделать вывод, что количество решений, принимаемых консульством, увеличилось на 100 процентов. Если такая тенденция сохранится, в 2013 году мы, возможно, выйдем на невероятный уровень пересечений границы - до шести миллионов раз. Количество выданных визовых документов может достичь 200 тысяч или даже 250 тысяч.