Повышение инвестиционной привлекательности региона - задача, которую необходимо совместно решать бизнесу и представителям власти. В перспективном для вложения финансов регионе эффективнее наполняется бюджет, создаются новые производства, развивается инфраструктура и, как следствие, растет уровень жизни.
О том, как на инвестиционные процессы может повлиять работа таможенных структур, рассказывает начальник Южного таможенного управления Александр Гетман.
Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, каким образом качество работы таможенников может стать фактором, определяющим инвестиционную привлекательность региона? Понятно, когда речь идет о географическом положении или природных ресурсах...
Александр Гетман: Таможенные органы имеют возможность влиять на инвестиционную привлекательность региональной инфраструктуры товарно-транспортной логистики за счет активного внедрения современных информационных технологий и повышения качества услуг в области таможенного дела. В рамках ежегодных выставок "Таможня - юг России: ВЭД, транспорт, логистика" мы обсуждаем эти вопросы на традиционных международных конференциях.
Есть несколько направлений повышения инвестиционной привлекательности ЮФО, в которых непосредственно участвуют таможенные органы. Одно из основных - создание на территории округа особых экономических зон. Речь идет о территориях, где может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, когда товары размещаются и используются без уплаты пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров Таможенного союза. Эти налоговые льготы стимулируют развитие различных отраслей экономики, в том числе высокотехнологичных, портовой и транспортной инфраструктуры, разработку технологий и коммерциализацию их результатов, производства новых видов продукции. Это, на мой взгляд, эффективный инструмент привлечения инвестиций в регион.
Для повышения инвестиционной привлекательности ЮФО мы в течение всего 2012 года старались максимально полно информировать всех участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и органы власти о преимуществах создания особых экономических зон. Докладывали об этом на заседаниях консультативного совета с участниками ВЭД, проводили семинар на базе Астраханской таможни, направляли письма в адрес аппарата полпреда в ЮФО и губернаторов о готовности ЮТУ оказывать поддержку в процессе создания особых экономических зон.
Очевидно, что развитие внешнеэкономической деятельности невозможно без соответствующей транспортной инфраструктуры.
Александр Гетман: Сейчас в Южном федеральном округе строится целый ряд объектов транспортной инфраструктуры: сухогрузный район в морском порту Тамань, северо-восточный грузовой район порта Кавказ, перегрузочный комплекс накатных и генеральных грузов, а также зерновой терминал в порту Оля (Астрахань), международный центр морских пассажирских и круизных перевозок в порту Сочи, грузовой район в устье реки Мзымта.
Реализация этих проектов позволит сформировать новые транспортно-логистические схемы в регионе, перемещать морским транспортом неограниченный круг категорий товаров, использовать любые удобные для участников ВЭД способы морских перевозок.
Внешнеэкономическую деятельность невозможно развивать без активного приграничного сотрудничества. Что удалось сделать за последний год?
Александр Гетман: Наиболее тесные связи приграничных регионов ЮФО сложились с Украиной. Двумя странами подписана Программа межрегионального и приграничного сотрудничества РФ и Украины на 2011-2016 годы. Хорошо развивается сотрудничество с Республикой Абхазия, что особенно актуально в предолимпийский сезон.
Прошедший год стал для нас особенным: весной исполнилось 20 лет со дня основания Южного (до 2000 года - Северо-Кавказского) таможенного управления, ставшего третьим региональным управлением в России. Все эти годы мы старались наращивать объемные и качественные характеристики своей деятельности, решать новые задачи, применять современные технологии, развивать таможенную инфраструктуру.
Серьезные коррективы в работу в истекшем году внесли интеграционные процессы, связанные с Таможенным союзом, с проведением на Украине "Евро-2012". Мы приобрели полезный опыт, который пригодится при проведении зимней Олимпиады в Сочи.
Присоединение к ВТО требует качественно иного уровня регулирования международного товарообмена. Готовы ли к этому таможенные структуры?
Александр Гетман: В этих условиях необходимо настроить систему таможенного администрирования в регионе в точном соответствии с целями и задачами, поставленными ФТС России. В регионе полноценно функционируют центры электронного декларирования и таможенно-логистические терминалы, применяется технология электронного декларирования, в том числе удаленного выпуска товаров, предварительное информирование при автоперевозках, сделаны реальные шаги к переходу на обязательное предварительное информирование при морских перевозках, есть перспективы развития железнодорожного транспорта.
Приведу цифры, иллюстрирующие нашу работу. В 2012 году таможенными органами ЮТУ перечислено в федеральный бюджет 158,7 миллиарда рублей, почти на 10 миллиардов больше, чем в 2011 году. По результатам контроля таможенной стоимости доначислено более 8,6 миллиарда рублей таможенных платежей. Это самый большой показатель среди региональных таможенных управлений и четверть доначислений в целом по ФТС России.
Товарооборот по совершенным в регионе деятельности управления экспортно-импортным операциям составил около 36 миллиардов долларов США, 102,5 процента к уровню 2011 года.
За 2012 год таможенными органами региона было выявлено около трех миллионов единиц контрафактной продукции, то есть в четыре раза больше, чем в 2011 году. Выявлено более 10 тысяч единиц товара с незаконно нанесенной олимпийской символикой: магниты, детские игрушки, велосипеды.
Если по итогам 2011 года доля интернет-деклараций составляла 80 процентов, то в 2012 году их доля возросла до 97 процентов. Мы с оптимизмом ждем перехода на стопроцентное электронное декларирование, вводимое с 2014 года.
С 17 июня 2012 года в соответствии с решением комиссии Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом. Сейчас доля предварительной информации, поданной до прибытия, составляет 99,8 процента. Совершение таможенных операций заметно ускорилось.
Что делается для того, чтобы, пересекая границу, люди не теряли много времени в длинных очередях?
Александр Гетман: Для этого мы стали применять в пунктах пропуска системы двойного коридора - "красного" и "зеленого". В 2012 году в ФТС России направлены предложения о включении 5 объектов инфраструктуры в перечень пунктов пропуска, в которых применяется система двойного коридора. Результатом стало включение международного автомобильного пункта пропуска (МАПП) Новошахтинск, МАПП Донецк, МАПП Весело-Вознесенка, МАПП Куйбышево (Мариновка) и МАПП Матвеев Курган в соответствующий перечень.
В конце прошлого года мы направили предложения по пункту пропуска аэропорт Астрахань, а сейчас прорабатываем вопрос организации системы двойного коридора на полосах движения МАПП Гуково Ростовской таможни.
Как идет работа по созданию современной погранично-таможенной инфраструктуры?
Александр Гетман: Введены в эксплуатацию новые автомобильные пункты пропуска Донецк, Матвеев-Курган и, в пределах автомобильной составляющей, Адлер, закончено строительство стационарного инспекционно-досмотрового комплекса (ИДК) на МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, продолжено строительство МАПП Куйбышево - Мариновка Таганрогской таможни.
Активно готовимся к предстоящим XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года. Провели обучение и стажировку должностных лиц, а также учения, где отработали взаимодействие государственных контрольных и правоохранительных органов, осуществляющих пропуск лиц и перемещаемого ими багажа и товаров.
С какими результатами отработали оперативно-розыскные и правоохранительные подразделения?
Александр Гетман: Год был особый, ведь перед этим был принят целый ряд законодательных актов в области уголовного, уголовно-процессуального и административного права. Выявлено 239 фактов незаконного перемещения оружия и боеприпасов, из незаконного оборота изъято 300 единиц огнестрельного и иных видов оружия, около 1000 единиц боеприпасов. Пресечено 65 фактов незаконного оборота наркотических средств, сильнодействующих и психотропных веществ. Задержано более пяти килограммов наркотических средств и около 74 килограммов сильнодействующих веществ.
Возбуждено 105 уголовных дел, из них по оперативным данным - 98. Экономический эффект правоохранительной деятельности внушителен: стоимость товаров и транспортных средств, являющихся предметом преступления, составила более 26,5 миллиона рублей. Сумма невозвращенной валютной выручки - более одного миллиарда рублей (в 2011 году было всего 67,7 миллиона), сумма доначисленных таможенных платежей - свыше 172 миллионов рублей.
Подводя итоги года, считаю, что нам есть еще над чем работать. Среди приоритетных задач - выполнение контрольных показателей эффективности деятельности, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, борьба с недостоверным декларированием товаров, обеспечение правомерности принятия решений о таможенной стоимости, внедрение и применение перспективных таможенных и информационных технологий, упрощение процедур, ускорение таможенных операций и повышение эффективности таможенного контроля товаров.