Институт уполномоченного экономического оператора («УЭО») приобретает все большее значение в рамках современной торговой политики. Активная работа ФТС России и ЕЭК по его развитию и популяризации нашла свое подтверждение в существенном расширении перечня преимуществ для компаний-УЭО в 2024-2025 годах. Этот шаг стимулировал рост заинтересованности бизнеса в получении статуса, поскольку он позволяет напрямую влиять на две ключевые составляющие: снижение уровня контроля со стороны таможенных органов и ускорение процесса перемещения товаров через границу.
Статус УЭО доступен для широкого круга участников ВЭД, включая импортеров и экспортеров, таможенных представителей и перевозчиков, а также владельцев складов временного хранения и таможенных складов. Его получение открывает доступ к специальным упрощениям, непредназначенных для обычных участников ВЭД, что делает таможенные операции значительно эффективнее с точки зрения скорости, финансовых затрат.
Несмотря на преимущества, институт УЭО пока не получил в России широкого распространения. По состоянию на октябрь 2025 года действующий статус имеет 161 компания, при этом ФТС России ставит цель увеличить число УЭО до 250 в течение 2026 года.
Для контекста: в целом по странам ЕАЭС насчитывается менее 500 УЭО, причем наибольшее количество зарегистрировано в Республике Беларусь (более 270). Для сравнения, в КНР этот показатель достигает около 4 500 компаний, в Индии — 6 000, а в Турции — около 500.
В данной статье рассматривается, как статус УЭО превращается из узкоспециального инструмента в стратегический актив для компаний, стремящихся к оптимизации своей ВЭД, и какие перспективы для его развития открываются в текущих условиях.
Текущие ключевые преимущества для УЭО
Перечень преимуществ УЭО закреплен в ст. 437 Таможенного кодекса ЕАЭС, а также решениях Совета ЕЭК, и их объем зависит от типа получаемого свидетельства УЭО. Всего существует три типа УЭО: первый ориентирован на таможенных представителей и перевозчиков, второй — на импортеров, а третий объединяет все преимущества первого и второго типа УЭО.
Ключевые упрощения, ради которых бизнес стремится получить статус УЭО, можно сгруппировать по нескольким направлениям:
- Получение статуса добросовестного участника ВЭД. Присвоение категории «низкого» уровня риска способствует минимизации контрольных мероприятий, таких как таможенные досмотры, запросы документов, выездные таможенные проверки, что ускоряет процесс выпуска товаров.
- Значительные финансовые и временные преференции:
Выпуск товаров до подачи декларации: Товары выпускаются по упрощенному заявлению, что позволяет:
- Обеспечить их своевременную доставку в торговые точки на склады, а также быстро использовать в производстве, исключая риски задержек на таможне.
- Получить отсрочку по уплате таможенных платежей на срок от 15 до 45 дней, эффективно управляя оборотными средствами (например, сначала продать товар, а затем уплатить пошлины).
- Экономить на таможенных сборах.
Освобождение от обязанности внесения обеспечения при транзите, проведении таможенной экспертизы и таможенного контроля до выпуска товаров.
3. Оптимизация логистики и складских операций (для УЭО 2 и 3 типа)
- Хранение и таможенные операции на площадках УЭО: Возможность временного хранения и совершения таможенных операций на площадках УЭО, что исключает затраты на услуги сторонних СВХ.
- Маркировка товаров: Возможность маркировать товары средствами идентификации на площадках УЭО, экономя на услугах третьих лиц (в том числе владельцев таможенных складов) и снимает эту обязанность с иностранного производителя (поставщика).
- Функции таможенного склада: Возможность хранить товары, помещенные под процедуру таможенного склада, на своей территории, а также возможность использования иных преимуществ таможенного склада (включая отсрочку по уплате таможенных платежей до 3 лет), что способствует снижению расходов на услуги таможенного склада третьих лиц, а также позволяет не включаться в специальный реестр владельцев таможенного склада.
Планируемые упрощения: что ждет УЭО?
ЕЭК и ФТС России продолжают активную работу над разработкой новых мер поддержки для участников ВЭД, причем значительная часть инициатив формируется с учетом предложений бизнес-сообщества. На данный момент прорабатывается следующий комплекс упрощений, направленный на качественное повышение привлекательности статуса УЭО:
- Выделение УЭО в более «привилегированный» сегмент по сравнению с компаниями с «низким» уровнем риска (внедрение послаблений для УЭО в системе управления рисками).
- Расширение прав при работе с товарами, хранящихся под процедурой таможенного склада на площадках УЭО: возможность без разрешения таможенного органа совершать с товарами, простые сборочные операции, операции по отбору проб и (или) образцов товаров, подготовке товаров к продаже и перевозке и их техническому обслуживанию.
- Установление дополнительных преимуществ для УЭО от иных государственных органов (в части ускорения и упрощения выдачи разрешительных документов, подтверждения страны происхождения в рамках ЗСТ и пр.).
- Предоставление отсрочки (рассрочки) уплаты ввозной таможенной пошлины без предоставления обеспечения.
- Сокращение сроков принятия предварительных классификационных решений.
- Сокращение сроков принятия классификационных решений ввозе многокомпонентных товаров.
- Установление возможности не уведомлять таможенный орган о нахождении товаров в зоне таможенного контроля при предварительном таможенном декларировании.
- Предоставление дополнительных упрощений при использовании таможенной процедуры переработки на таможенной территории и для внутреннего потребления.
- Введение возможности выпуска товаров до подачи декларации при экспорте, что уровняет в правах экспортеров и импортеров.
- Внедрение автоматического выпуска при ввозе многокомпонентных товаров.
- Сокращение минимального срока ведения ВЭД для резидентов СЭЗ – с 3 лет до 1 года.
В части автоматизации организации деятельности участников ВЭД со статусом УЭО рассматриваются следующие направления развития:
- взаимодействие с участником ВЭД при получении статуса УЭО полностью в электронном виде;
- автоматический мониторинг оснований для приостановления или лишения статуса;
- авторегистрация заявлений о выпуске товаров до подачи ДТ;
- автоматизация контроля сроков подачи ДТ при выпуске товаров до подачи ДТ;
- поиск иностранных контрагентов-УЭО в Личном кабинете участника ВЭД.
Дополнительно отметим, что ФТС России принимает участие в международном проекте – взаимное признание статуса УЭО. В рамках проекта все УЭО участвуют по умолчанию, а цель проекта - снижение числа проверочных мероприятий при декларировании. В настоящий момент соглашения о взаимном признании УЭО подписаны с Китаем, Ираном, Ираном, Узбекистаном, Таджикистаном и Индией. Активная работа по подписанию аналогичных соглашений также проводится со следующими странами: ЮАР, Турция, Туркменистан, Бразилия, Монголия, Азербайджан, Куба.
Воспользоваться преимуществами данного международного проекта достаточно легко: необходимо указать российского УЭО в качестве декларанта, а также указать уникальный номер поставщика (отправителя), являющегося УЭО.
Требования для получения статуса УЭО: что важно знать?
Для получения статуса УЭО требуется предварительная подготовка – необходимо оценить, соблюдаются ли Компанией требования для получения статуса.
В целом, законодательно установленные требования можно поделить на две группы: (1) требования в части соблюдения таможенного законодательства, а также (2) требования, относящиеся к учету товаров.
К первой группе относятся такие требования: сроки осуществления ВЭД, отсутствие задолженности по налогам, неприменение УСН, а также соответствие показателям финансовой отчетности (расчет по специальной методологии, разработанной ЕЭК) и прочие. Как показывает практика, по большинству требований в этой группе у участников ВЭД не возникает проблем с их соблюдением.
Что касается оставшейся части требований (по учету товаров), то для их выполнения, как правило, компаниям требуется внедрить дополнительные настройки систем учета. Например, (а) внедрить раздельный учет операций с иностранными товарами и товарами Союза, (б) обеспечить возможности доступа (в том числе удаленного) к системе учета товаров для таможенных органов. Зачастую у компании уже реализованы принципы партионной, серийной или по экземплярной прослеживаемости. Реализовать требования ФТС зачастую возможно с минимальными доработками в текущих учётных системах компании.
Подводя итог, мы можем утверждать, что российские таможенные органы заинтересованы в развитии УЭО, как в количественном выражении, так и в качественном (путем разработки новых упрощений и диалога с участниками ВЭД). Лица со статусом УЭО пользуются особым доверием со стороны таможенных органов. Таможня расценивает такие компании как профессиональных добросовестных участников рынка, которые нацелены на соблюдение требований таможенного законодательства, что является несомненным преимуществом в настоящее время.
Данный обзор не является исчерпывающим, не представляет собой юридическое заключение и не отменяет необходимости получения юридической консультации в каждой конкретной ситуации.