Об этом глава ЦРПТ рассказал ТАСС на полях форума «Иннопром. Центральная Азия» в Узбекистане.
«Маркировка активно внедряется в России, странах ЕАЭС и Узбекистане. Приятно отметить, что маркировка запущена в каждой из стран на основе российских разработок, а в Белоруссии — на основе совместимых решений. Есть местный оператор CRPT TURON, которому переданы все технологии, у которого есть соглашения о государственном партнерстве с Республикой Узбекистан. Публичным партнером выступает налоговая служба, и благодаря тому, что технология уже была создана ранее, маркировку в Узбекистане получилось запустить достаточно быстро. Тут уже запущена маркировка по пяти товарным группам, есть сигареты, лекарства, вся алкогольная продукция, в том числе пиво, маркировка бытовой техники, которой нигде больше в ЕАЭС нет. С июля будет запуск маркировки воды и безалкогольных напитков.
Почему это происходит? Потому что система показывает значимый эффект. Всего он разбивается на три группы. Первая группа — эффекты для государства. Это обеление рынков, рост собираемости налогов и акцизов. Вторая — защита потребителя за счет повышения качества и безопасности продукции, уменьшения числа фальсификата. Третий эффект связан с локальным бизнесом — улучшение его экономических показателей, расширение доли рынка, повышение прибыльности. Это происходит благодаря тому, что условия для всех уравниваются, а компании получают доступ к подробнейшим данным о том, как производится, двигается, реализуется их продукция.
Мы также рассчитываем, что правительство согласует взаимное признание кодов маркировки двух стран. Начать предполагается с фармы, это позволит транспортировать товары между двумя странами, не маркируя их повторно в двух национальных системах. Еще одна важная новация — цифровизация акцизов. К примеру, в Республике Узбекистан уже отменены бумажные акцизные марки для всего вина местного производства, ожидаем дальнейшего расширения перечня. Аналогичный проект реализуется в Киргизии, Казахстане. В России также разработана дорожная карта перехода на цифровой акциз в табаке. Благодаря переходу на «цифру» табачная отрасль в России будет экономить более 2 млрд рублей ежегодно.