Из закупленных за год 297,9 миллиарда кубометров 54,45 — российские. Второе место среди поставщиков после Норвегии. И на 21% больше, чем в 2023-м. Доля на рынке увеличилась с 14,2 до 18,3%. Как уточнил недавно еврокомиссар по энергетике Дан Йоргенсе, поддержка Киева обошлась дешевле.
Российский импорт растет. По трубопроводным поставкам (в основном через «Турецкий поток) лидируют Венгрия, Греция и Словакия. За пять месяцев 2025-го ЕС заплатил за это 2,55 миллиарда евро.
Высокий спрос и на СПГ. В 2024-м, по информации Rystad Energy, европейцы приобрели рекордные 16 миллиардов кубометров. И этот рекорд долго не продержится, уверены аналитики.
Аналитический центр Bruegel сообщает, что в январе-июне из России страны ЕС получили 11,4 миллиарда кубов. Рост только в июне — на 27,5%.
Больше всех купили Бельгия, Франция и Нидерланды (на 99 миллионов евро). Причем, как отмечается в отчете CREA, часть СПГ, поступающего во Францию через терминал Дюнкерк, уходит в Германию, хотя Берлин официально отказался от российских углеводородов — «получает нефть и газ из других источников».
При всем этом позиция Еврокомиссии не изменилась: полный запрет на торговлю с Москвой к 2027-му. Однако в доработанный проект постановления включили оговорку: публичность в данном вопросе больше не требуется. «Это считается промышленной тайной и не будет разглашаться без согласия национальных правительств», — цитирует Reuters «компромиссный» вариант.
По сути, запрет отложили «до лучших времен».
Приписка к документу фактически разрешает покупать российские энергоресурсы, уверен Хаджимурад Белхароев, доцент Института мировой экономики и бизнеса экономического факультета РУДН.
Разумеется, и при декларированном отказе торговля продолжится — через посредников. Собственно, так уже и происходит.
«Крупные европейские импортеры открыли в третьих странах представительства для взаимодействия с российскими поставщиками. По документам все чисто. Турция и ОАЭ с удовольствием выступают посредниками, получая дополнительную прибыль. А европейцам — накрутка в 20-30%», — поясняет экономист.
По мнению члена экспертного совета при Российском газовом обществе Павла Марышева, «теневые потоки» увеличатся, однако структура изменится в пользу СПГ.