Китайские продавцы начали массово копировать отечественные бренды запчастей и автоаксессуаров. Если в 2024 году таких случаев не фиксировалось, то в первом полугодии они создаются десятками, сообщают участники рынка. Одновременно могут функционировать 10–20 фейковых точек по одному бренду на онлайн-площадках, где продаются подделки под российскими названиями.
По данным ритейлеров, продавцы из КНР прощупывают рынок, оценивают популярность брендов и степень противодействия правообладателей.
— На отечественных онлайн-площадках китайцы создают карточки с товарами отечественных производителей запчастей, но с разными ценами, — рассказал «Известиям» руководитель развития продаж на маркетплейсах ГК «АвтоРусь» Алексей Костальев. — Мы фиксируем копирование наших брендов Ganz, Arnezi и других.
Онлайн-площадка выбирает товар с лучшим предложением и поднимает его вверх раздачи. Тем самым подлинный магазин оказывается на нижних позициях, а заказы уходят поддельщикам, отметил он.
По словам Алексея Косталева, если не предпринимать никаких действий, то число фейковых магазинов по отдельным брендам будет только расти.
Стратегия клонирования здесь простая — кратковременно аккумулировать покупательский интерес, набрать заказов и исчезнуть, отмечает эксперт.
По данным Emex, через фейковые магазины реализуются самые ходовые запчасти и аксессуары: автомобильные щетки, тормозные диски, колодки, фильтры, технические жидкости и прочее.
По словам управляющего партнера аналитического агентства ВМТ Консалт Екатерины Косаревой, наиболее уязвимы бренды, которые уже накопили хорошую репутацию и высокие продажи на маркетплейсах. «Их карточки копируются целиком, от фотографий до структуры описания и отзывов. При этом продается продукция совсем иного качества, а иногда вообще другого назначения», — сказала Екатерина Косарева.
Мошенники из Китая ввиду высочайшей конкуренции у себя в стране осваивают новые рынки сбыта, — говорит Алексей Иванов из «Альянс Тракс». — Россия с ее высокоразвитым рынком онлайн-торговли — первый претендент на их внимание.
Безусловно, сегодня требуется введение дополнительных мер защиты потребителей, как со стороны самих маркетплейсов, так и со стороны органов таможенного и налогового контроля, считает основатель и генеральный директор сервиса «МойСклад» Аскар Рахимбердиев.